Общая и когнитивная психология
37.04.01 На русском и английском языках
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
Направление Психологические науки
Описание программы
- Образовательная программа магистратуры «Общая и когнитивная психология» направлена на фундаментальную подготовку профессионально компетентных кадров, обладающих глубокими знаниями по широкому кругу теоретических и прикладных вопросов, связанных с изучением базовых механизмов и закономерностей психической жизни с акцентом на протекании процессов познания у человека; способных к участию в разработке и экспертизе технологий, направленных на диагностику, поддержку и коррекцию когнитивных функций человека в самых разных областях жизни; к сохранению педагогических и научных традиций психологической школы университета
- Содержание программы включает компетенции, позволяющие проводить самостоятельные научные исследования в сфере психологии, участвовать в работе междисциплинарных научных коллективов, а также работать в различных прикладных областях, требующих применения профессиональных психологических знаний
- Отличительной особенностью подготовки на данной программе является универсальность, позволяющая выпускникам строить успешную карьеру, не ограничивая себя какой-либо одной узкой специализацией
Вступительные испытания
Общая и когнитивная психология — письменный экзамен (для граждан РФ и соотечественников)
Зачет онлайн-курсов
Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:
- Конфликтология
- Математические методы в психологии: основы применения
- Методологические проблемы психологии: критерии демаркации, отличающие научное знание от ненаучного
- Методологические проблемы психологии: парадоксальный путь науки
- Психологические и психиатрические аспекты травматического стресса и его последствий
- Психология
- Психология миграций
- Психология профессионального здоровья: от теории к практике (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Психология профессионального здоровья: от теории к практике. Часть 1
- Психология профессионального здоровья: от теории к практике. Часть 2
- Психология развития (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Психология развития: взрослость и старость
- Психология развития: детство и подростковый возраст
- Психология стресса: введение
- Психотравмирующие события в жизни человека: признаки психической травмы, психологическая поддержка
- Расстройство аутистического спектра
- Стресс в жизни семьи
- Стресс на рабочем месте
- Стресс, кризис, экстремальная ситуация
- Успех для каждого. Психология инклюзивного образования
- Юридическая психология
Основные учебные курсы
- Когнитивная психология
- Введение в понятийный аппарат современной общей психологии
- Психолингвистика
- Конструирование идентичности
- Анализ и визуализация психологических данных в программах R и Matlab
- Психологический потенциал культуры
- Психология сознания
- Компьютерные методы конструирования психологических экспериментов
- Когнитивная нейрофизиология
- Психология символических форм поведения
- Общая психология: конструирование парадигм
- Психология решения творческих задач
Преимущества обучения
- Фундаментальность подготовки: контакт с ведущими российскими и мировыми учеными, современные исследовательские задачи, отвечающие мировым стандартам, высокие требования, серьезная работа с первоисточниками — статьями и книгами на русском и английском языках
- Междисциплинарность: на программе преподают специалисты в области общей, когнитивной, экспериментальной и клинической психологии, психофизиологии, психогенетике, нейро- и психолингвистике, истории психологии, философии сознания, культурологии, нарративной психологии; обучающиеся слушают курсы как естественно-научного, так и социогуманитарного блоков, осваивают как количественные, так и качественные методы психологического исследования, получают объемное и полное представление о современном состоянии психологической науки и практики, а также прикладных возможностях психологии
- Возможность участвовать в международных конференциях и разнообразных исследовательских проектах, часть которых осуществляется совместно с коллегами из ведущих мировых университетов
- Возможность прохождения практик на базе лабораторий мирового уровня, созданных в рамках программы мегагрантов Правительства РФ
Известные преподаватели
- В. М. Аллахвердов — доктор психологических наук, профессор; создатель оригинальной теоретической концепции сознания (психологики), автор шести монографий и более 150 научных статей; создатель и руководитель научной группы, занимающейся экспериментальным изучением сознания на кафедре общей психологии СПбГУ, президент Санкт-Петербургского психологического общества (1997–2015)
- В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор, автор двух монографий, семи учебных пособий и более 150 научных публикаций, специалист в области этнопсихологии, психологии телесности
- О. И. Даниленко — доктор культурологии, доцент, автор двух монографий, трех учебных пособий, более 80 научных публикаций, руководитель междисциплинарных научных семинаров «Душевное здоровье: философия и психология», «Психологический потенциал культуры»
- О. В. Щербакова — руководитель программы магистратуры «Общая и когнитивная психология», кандидат психологических наук, сотрудник лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ, автор более 180 научных работ по вопросам психологии интеллекта и речи, участник научно-популярных радио- и телепередач и подкастов
- Ю. Е. Зайцева — кандидат психологических наук, специалист в области феноменологической, экзистенциальной и нарративной психологии личности, сертифицированный тренер DDI, коуч феноменологической модели гештальт-подхода в работе с группами организационного и личного развития, автор более 60 научных работ, в т. ч. трех учебных пособий
Основные направления исследований
- Когнитивные и личностные предпосылки интеллектуальной эффективности/неэффективности
- Процессы понимания вербальных и иконических текстов
- Понимание различных форм юмора
- Психофизиологические механизмы мышления и речи
- Конструирование нарративной идентичности
- Образ времени и пространственные метафоры временной перспективы
- Моральное сознание и доверие-недоверие как социально-когнитивные механизмы в коммуникативных актах
- Возможности и ограничения когнитивного бессознательного
- Восприятие и переработка противоречивых и многозначных стимулов
- Механизмы когнитивного контроля
- Механизмы перцептивной категоризации
- Психологические и психофизиологические составляющие процессов внимания
- Психофизика и перцептивные иллюзии
- Роль имплицитных знаний в научении и принятии решений
- Роль сознания в когнитивной деятельности человека
- Психологический потенциал культуры и субъективное благополучие
- Психология символических форм поведения
Практика и будущая карьера
Места прохождения практик
- Ведущие научно-исследовательские центры и лаборатории, в т.ч. уникальная лаборатория поведенческой нейродинамики, созданная в рамках мегагранта Правительства РФ, а также высшие и средние учебные заведения Санкт-Петербурга
- Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Архитектура будущего»
- ЧОУ ДПО «Институт тренинга»
- Частное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Европейский институт психоанализа
- Учебный центр ОАО КБ «Пойдем!»
- ООО «СПб-Тренинг. Корпорация Успеха»
- Автономная некоммерческая организация поддержки программы развития интеллектуально одаренной молодежи
- ООО «Информационно-консультационный центр „Психометрика“»
- Автономная некоммерческая организация «Институт исследования и развития стрит-арта»
- Центр развития речи «Говоруша»
- ООО «Нейроиконика-нейромеханика»
- ООО «12 коллегий»
- Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт психотерапии и консультирования «Гармония»
Перечень ключевых профессий
- Выпускники получают универсальное и широко востребованное в научной, учебной и практической сфере образование, которое позволяет им успешно работать в качестве исследователей, преподавателей, психологов-консультантов, тренеров, коучей, аналитиков, экспертов
- Выпускники программы осуществляют аналитическую деятельность в различных частных и государственных компаниях (например, работают в качестве психолога-исследователя, специалиста по оценке, тестированию и обучению персонала, мониторингу поведения пользователей, профайлингу)
- Важным конкурентным преимуществом программы является то, что фундаментальность и широта подготовки, а также ориентация на гибкий набор компетенций (в противовес узкой специализации и ограниченному набору умений), обеспечивают выпускникам возможность успешной и быстрой адаптации к постоянно и стремительно изменяющимся условиям профессионального рынка, а также развивают навыки создания инновационных продуктов, не имеющих аналогов, которые делают их уникальными и высоко востребованными специалистами
Организации, в которых работают выпускники
- Научно-исследовательские и образовательные центры и университеты (СПбГУ, РАНХиГС, НТУ «Сириус», Университет ИТМО, Институт эволюционной биологии и биохимии им. И.М. Сеченова, Институт Дондерса, Университет Хьюстона, Исландский университет)
- Компании, занимающиеся онлайн-образованием
- Консультационные центры и тренинговые компании (Центр тренинга и консультирования «12 коллегий», НОУ ДО «Архитектура будущего»)
- Крупнейшие компании гейминг-индустрии (Game-insight)
- Подразделения data mining в крупных корпорациях
- UX и R&D подразделения технологических и сервисных компаний (JetBrains)
- HR-, PR- и маркетинговые отделы коммерческих и государственных компаний (BIOCAD, «Буше»)