Журнал «Международная жизнь»: Ректор СПбГУ Николай Кропачев: «Наши выпускники меняют мир»
Санкт‑Петербургский государственный университет в 2024 году отмечает 300‑летие. За эти годы само его имя стало знаком высшего качества. За право учиться и работать в одном из самых престижных вузов мира борются лучшие из лучших. О достижениях и перспективах развития СПбГУ, о его месте в мире и значении для России «Международной жизни» рассказал ректор Санкт‑Петербургского государственного университета член‑корреспондент РАН, доктор юридических наук Николай Михайлович Кропачев.Петербургский государственный университет в 2024 году отмечает 300‑летие. За эти годы само его имя стало знаком высшего качества. За право учиться и работать в одном из самых престижных вузов мира борются лучшие из лучших. О достижениях и перспективах развития СПбГУ, о его месте в мире и значении для России «Международной жизни» рассказал ректор Санкт‑Петербургского государственного университета член‑корреспондент РАН, доктор юридических наук Николай Михайлович Кропачев.
Уважаемый Николай Михайлович, Университет по праву гордится своей богатой историей, великими выпускниками, знаменитыми преподавателями, а главное, качеством образования, которое получают те, кому выпала честь учиться в знаменитых стенах. А что же, на ваш взгляд, стало главным достижением Университета, отмечающего в этом году свой юбилей?
Сложно говорить только об одном достижении за богатую историю в 300 лет. Что у Санкт‑Петербургского университета за 300 лет было главное?
Конечно, за три века в истории Университета произошло множество значимых событий, причем значимых не только для СПбГУ, но и для всей страны и, пожалуй, для всего мира. Санкт‑Петербургский университет — это государственный университет, поэтому наша главная задача быть опорой для своей страны, решать государственные задачи. История Санкт‑Петербургского государственного университета — это история людей, которые принимали решения и совершали поступки для блага своей страны. Университет всегда был, есть и, безусловно, будет опорой России.
Наш выпускник Владимир Путин меняет мир. Не наш город, не нашу страну, а весь мир. Среди универсантов — выпускников, преподавателей: два президента Российской Федерации — Владимир Владимирович Путин и Дмитрий Анатольевич Медведев, девять лауреатов Нобелевской премии, два лауреата премии Филдса, олимпийские чемпионы, деятели культуры и искусства — множество выдающихся и известных каждому имен.
Среди них — Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Александрович Блок, Михаил Александрович Врубель, Александр Николаевич Бенуа, Николай Константинович Рерих, Сергей Павлович Дягилев, Карл Павлович Брюллов, Игорь Федорович Стравинский, Борис Натанович Стругацкий, Антиох Кантемир, Петр Аркадьевич Столыпин, Иван Петрович Павлов, Лев Давидович Ландау, Владимир Ильич Ульянов‑Ленин, Федор Александрович Абрамов, Юрий Николаевич Тынянов, Николай Гаврилович Чернышевский, Иван Сергеевич Тургенев, Ольга Федоровна Берггольц, Леонид Витальевич Канторович. И конечно же, наши современники: Михаил Валентинович Ковальчук, Юрий Валентинович Ковальчук, Андрей Александрович Фурсенко, Дмитрий Николаевич Козак, Константин Анатольевич Чуйченко, Александр Иванович Бастрыкин, Михаил Борисович Пиотровский, Герман Оскарович Греф, Борис Юрьевич Ковальчук, Андрей Юрьевич Молчанов, Валерий Абисалович Гергиев и многие другие.
СПбГУ и МГУ — два университета России, наделенные особым статусом, который подразумевает наличие отдельной строки в бюджете, позволяет проводить дополнительные испытания по всем основным образовательным программам, устанавливать собственные образовательные стандарты, присваивать собственные ученые степени, выдавать дипломы собственного образца, создавать филиалы за рубежом и так далее. Все это — большая честь и, конечно, большая ответственность. Сегодня мы национальный университет, который имеет свою собственную программу развития, которая утверждена Правительством Российской Федерации. Порой мы не придаем значения такому понятию, но я, как юрист, подчеркиваю важность этого слова — национальный университет. Уверен, что СПбГУ с каждым годом показывает выдающиеся результаты и подтверждает свое право считаться лучшим.
Конечно, нельзя не вспомнить вклад Санкт‑Петербургского университета в развитие женского высшего образования в России. Еще в 1850‑х годах в Петербургском университете появились первые вольнослушательницы, а в 1878 году при активном участии университетской профессуры — Алексея Николаевича Бекетова, Дмитрия Ивановича Менделеева, Александра Михайловича Бутлерова, Константина Николаевича Бестужева‑Рюмина и других — были созданы Бестужевские курсы, которые не без основания называют первым женским университетом России.
До революции 1917 года высшее образование имело выраженный элитарный характер, получать его в Императорском университете могли люди разных сословий и разного достатка. В первые постреволюционные годы состав обучающихся искусственно трансформировался по классовому принципу. При этом уже в 1921 году Ученый совет нашего университета заявил, что прием слушателей должен проводиться согласно их знаниям, а не по каким‑либо классовым или политическим соображениям.
Конечно, Санкт‑Петербургский университет уделяет большое внимание вызовам современности и последним изменениям в образовательном процессе. Например, сегодня в Университете реализуется большое количество образовательных программ в области искусственного интеллекта и информационных технологий, поскольку такие навыки важны для любого молодого профессионала. Простой пример: одной из самых популярных основных образовательных программ бакалавриата в 2023 году стала «Прикладная математика, программирование и искусственный интеллект», что говорит об особенной востребованности этого направления среди абитуриентов.
Кроме того, в СПбГУ создан Центр искусственного интеллекта и науки о данных, нацеленный на разработку и внедрение масштабных самоорганизующихся адаптивных и распределенных цифровых платформ искусственного интеллекта вещей и индустриальных приложений этой технологии — в цифровой промышленности.
Также в СПбГУ работает Научно‑образовательный центр «Математическая робототехника и искусственный интеллект», объединяющий ученых СПбГУ, которые занимаются исследованиями в сфере интеллектуального управления, математической робототехники и образовательной робототехники. Одним из проектов центра стало создание нового метода поиска потерявшихся в лесу людей при помощи беспилотников.
Университет позиционирует себя как открытый. Какой смысл в это вкладывается? Насколько он открыт?
Санкт‑Петербургский университет открыл себя настолько, насколько позволяла в целом общественная ситуация. Я предлагаю вспомнить открытые лекции. Не времен 1980 года или общества «Знание». Вспомните открытые лекции, которыми Университет был известен еще до революции 1917 года.
Сегодня открытость — один из важнейших принципов жизни Университета. Защиты диссертаций в СПбГУ стали транслироваться в интернете за два года до соответствующего федерального решения. Санкт‑Петербургский университет делает около 2000 экспертных заключений в год по самым разным направлениям науки. И все они, когда нет возражений заказчика, публикуются в открытом доступе на ресурсах Университета.
Университет открылся и стал лучше слышать других и более активно участвовать в решении проблем страны. Вспомните, например, пандемию Covid‑19. Чтобы получить матпомощь, надо было сдавать какие‑то справки, чтобы подтвердить, что ты заболел или кто‑то в семье умер. Идти и отдавать на бумажном носителе справку было трудно и даже опасно.
В Санкт‑Петербургском университете на следующий же месяц появились приказы, в которых говорилось примерно следующее: действуя в состоянии крайней необходимости и понимая, что производить выплаты без наличия представленных документов закон запрещает, но в случае выполнения этого указания возникает риск угрозы здоровью и жизни людей, а жизнь и здоровье человека куда важнее, чем формальное соблюдение требований, приказываю разрешить на период до окончания пандемии производить такие выплаты по заявлению с обязательством представить документ после окончания пандемии. Разумно? На мой взгляд, да. Таких приказов, касающихся разных направлений жизни, студентов, преподавателей, сотрудников, вышли десятки. Эти приказы были опубликованы на нашем сайте, и мы были рады, что через несколько месяцев появились соответствующие изменения в федеральных нормативных актах и так стала делать вся страна. Умение соответствовать жизненным ситуациям должно быть свойственно Университету, потому что здесь в одном месте собрались особые люди — умные, творческие преподаватели, студенты и сотрудники.
В 80‑е годы прошлого века по мере расширения структуры Университета происходила определенная дезинтеграция и разобщение факультетов. Это привело и к тому, что почти перестали проводить междисциплинарные исследования, открывать междисциплинарные программы и давать междисциплинарные экспертные заключения.
Сейчас Университет объединился благодаря техническим, управленческим и информационным возможностям и решениям. Современные образовательные программы СПбГУ отличает междисциплинарность. Например, в Университете в подготовке специалистов по искусственному интеллекту участвуют математики, программисты, менеджеры, экономисты и специалисты других сфер.
Как складывается сейчас сотрудничество с иностранными преподавателями?
В 2023 году количество иностранных преподавателей увеличилось на 30 процентов по сравнению с 2022 годом — и главным образом за счет преподавателей из дружественных стран.
Иностранные абитуриенты обычно спрашивают, насколько уменьшилось количество абитуриентов из других стран и как мы справляемся с этим. Знаете, какая у нас проблема? Еще в 2008 году в СПбГУ был конкурс один человек на бюджетное место, сейчас — 21 тысяча человек всего на тысячу бюджетных мест.
Каждый год нам подают заявления абитуриенты примерно из 120 стран мира. Но что важно: в Санкт‑Петербургском государственном университете существует конкурс среди иностранных абитуриентов (почти три человека на одно место) даже на платную форму обучения. Ежегодно мы выделяем для иностранных абитуриентов только тысячу мест на платное отделение. В каком вузе есть конкурс на платное обучение?
И среди российских абитуриентов в Санкт‑Петербургском государственном университете уже много лет существует конкурсная ситуация при поступлении на платную основу обучения. Причем баллы за Единый государственный экзамен у таких абитуриентов зачастую намного выше, чем у поступающих в другие вузы страны на бюджетную форму обучения. Это говорит об очень высоком уровне подготовки абитуриентов СПбГУ.
При этом уже многие годы наш университет устанавливает единые требования и условия для студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, собственных средств или средств заказчиков обучения (работодателей). Единые требования к качеству образования и единая образовательная среда — залог не только качественного образования, но и показатель того, что вопрос обучения зависит не от финансов. Все зависит от мотивации, способностей и усилий студентов и педагогов, которыми Университет может гордиться.
Так это Санкт‑Петербургский государственный университет. Здесь все хотят учиться, работать, включая иностранцев.
Вы правы: Университет очень многонациональный. Сегодня у нас свыше 500 иностранных вузов‑партнеров. После начала специальной военной операции отказались от контактов некоторые европейские страны. Санкт‑Петербургский университет в этом вопросе занимает четкую правовую позицию. Во всех случаях неправомерного расторжения контрактов Университет предъявляет претензии, защищая интересы СПбГУ, его студентов, преподавателей.
Есть отдельные примеры с отказом в научных публикациях. Во всех случаях, когда у нас есть основания считать, что публикацию «завернули» по политическим соображениям, мы выставляем наши претензии для защиты интересов наших сотрудников.
С 2005 года существует российская система индексирования и научного цитирования (РИНЦ), которая выполняет, по сути, ту же функцию, что и базы данных Web of Science и Scopus. Другими словами, наукометрия не может ассоциироваться только с базами данных научного цитирования, поддерживаемыми зарубежными странами, в том числе совершающими неправомерные действия по отношению к России.
Очевидно, что в условиях текущих ограничений РИНЦ будет активно развиваться, заключать договоры с крупными международными научными издательствами с целью обмена данными. Уже сейчас РИНЦ собирает информацию обо всех типах публикаций в самых различных журналах, а также о монографиях, справочниках, которые являются важным показателем научной деятельности ученых социально‑экономического и гуманитарного профилей. Сформирован и постоянно актуализируется список журналов, в которых должны быть опубликованы результаты научных исследований, на данный момент в него включены около 30 тысяч российских и международных научных журналов.
Право работать по собственным стандартам защиты диссертаций мы получили только в 2016 году, а проводить их начали еще в 2013‑м, при этом не нарушая российское законодательство. До 2016 года диссертации, защищенные по нашим собственным правилам, признавались во всем мире, кроме Российской Федерации, а с 2016 года они стали признаваться и на территории Российской Федерации. Когда разрабатывались наши собственные правила защиты (а это продолжалось примерно полгода), около 20 процентов поступили от наших партнеров‑ученых из‑за рубежа.
Много в последние годы говорят о повороте на Восток. И это не только Китай, а и Корея, Вьетнам, Индия, арабские страны. А есть еще Африка. Как с этими странами складываются отношения у Университета?
В 2014 году Владимир Владимирович Путин сказал о необходимости разворота на Восток. Напомню, Университет национальный и обязан решать задачи, которые перед ним ставит государство.
Приведу пример. В 2014 году в СПбГУ было меньше 20 программ с китайским компонентом. В основном это были языковые так называемые монопрограммы, которые связаны с традиционным для Университета востоковедческим подходом, когда изучение языка дополняется еще изучением истории страны и культуры. В результате все поездки, обмены студентами и преподавателями с китайскими учреждениями происходили так: из Китая приезжали те, кто интересуется Россией и русским языком, а в Китай ездили те, кто работает на восточном факультете СПбГУ.
Сейчас у нас 91 образовательная программа с китайским компонентом. Когда в 2019 году сюда приезжал председатель КНР товарищ Си и ему вручалась мантия почетного доктора Санкт‑Петербургского университета, таких программ было 46. То есть с 2019 по 2024 год этих образовательных программ стало почти вдвое больше.
Сегодня китайский язык изучают более тысячи студентов, и это студенты самых разных образовательных программ. Так, в Университете есть программы «Юриспруденция с углубленным изучением китайского языка», «Экономика с углубленным изучением китайского языка», «Организация туристской деятельности с углубленным изучением китайского языка» и многие другие. Кроме китайского у нас есть корейское, японское, вьетнамское, тайское и многие другие направления.
Сегодня у Санкт‑Петербургского университета около 1600 договоров с работодателями, представители организаций входят в советы образовательных программ и могут влиять на содержание этих программ, ведь Университет готовит специалистов для современного рынка труда, а кто, как не работодатели, лучше всех знают, какие задачи нужно будет решать молодым специалистам.
А русский язык как иностранный преподается?
Сейчас у Университета открыто свыше 120 центров русского языка в более чем 50 странах мира.
В них ведется обучение русскому языку, повышение квалификации местных преподавателей. Также мы обучаем русскому языку и тестируем на его знание, чтобы ребята из других стран могли поступать к нам в школы, приезжать на работу. Но в первую очередь мы бы хотели, чтобы они у нас учились. Университет проводит олимпиады по русскому языку, русской литературе, культуре. Например, наша Международная олимпиада по русскому языку собирает ежегодно 5,5 тысячи человек, при этом 30 или 40 процентов участников сейчас приходится на Африку.
Всего в Университете преподается 120 языков, по более чем 20 из них мы имеем право проводить тестирование совместно с зарубежными партнерами и выдавать государственные сертификаты.
Русский язык за рубежом — это не только поддержка русского языка, но и развитие русской культуры. В рамках международного сотрудничества Университет реализует программу представительств СПбГУ. В настоящее время такие представительства Университета открыты в Испании, Италии, Китайской Народной Республике, Республике Корея, Иране, Таиланде, Узбекистане, Греции. В этом году мы планируем открыть новые представительства в Республике Беларусь, Киргизии, Республике Молдова и ряде других государств.
Конечно, они играют важную роль в распространении образования на русском языке и развитии международного сотрудничества. Наши представительства — это уникальная платформа для обмена знаниями и опытом между различными культурами и странами. Несмотря на вызовы и проблемы современности, филиалы и представительства СПбГУ продолжают привлекать студентов и преподавателей, способствуя развитию образования на русском языке и укреплению академической репутации Университета.
Если откроете материалы ректорских совещаний, которые, как и многое другое, доступны всем, то вы увидите, что в представительствах Санкт‑Петербургского университета еженедельно проводятся очные или — с учетом обстоятельств — онлайн‑выступления наших коллег, которые собирают десятки и сотни участников.
В последние годы в бывших советских республиках Прибалтики объявили войну русскому языку. Какую помощь оказывает Университет русскоязычным гражданам?
Мы понимаем, что сегодня у жителей недружественных государств шансов получать образование на русском языке практически нет. Для решения этой проблемы Университет при поддержке Аппарата Правительства и Министерства просвещения Российской Федерации запустил уникальный проект «Онлайн‑школа СПбГУ», который позволяет русскоязычным школьникам со всего мира получить аттестат установленного образца и поступить в лучшие вузы России без прохождения процедуры признания документа об образовании. На сегодняшний день аналогов этому проекту нет.
Обучение в онлайн‑школе СПбГУ проводится по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования (5‑10 класс) на безвозмездной основе, только за счет внебюджетных средств Санкт‑Петербургского университета. В первый год реализации проекта Университет получил почти 300 заявок на обучение от школьников из 44 стран, конкурс составил 2,5 человека на место.
Наибольшее количество заявлений (83) подали школьники 5‑10 классов, проживающие в Латвии, 39 заявлений поступило из Казахстана, 21 заявление подали русскоязычные школьники из Узбекистана. Всего Университет получил 294 заявки из 44 стран, среди них США, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Канада и многие другие.
Ассоциация ведущих университетов, в которую входят МГУ, СПбГУ, федеральные университеты, опорные — всего 50 вузов (я председатель этой ассоциации), представила свою концепцию, а Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования нас поддержали. Сейчас прорабатывается вопрос об открытии таких школ при других вузах России.
Кроме того, СПбГУ создает учебники по русскому языку для разных стран с учетом их особенностей. Только в Африке мы работаем как минимум с 15 государствами, в Азии еще больше, работаем и в Южной Америке. Одним из важных векторов международной работы Университета сегодня является деятельность по поддержке и популяризации русского языка в Латинской Америке. Так, Университет проводит онлайн‑курсы русского языка в Никарагуа и Венесуэле — за неполных два года обучение прошли 335 человек, причем есть явный рост интереса со стороны латиноамериканцев. На текущий момент около 400 человек прошли тестирование по русскому языку как иностранному в центрах‑партнерах в Бразилии, Мексике и Аргентине. С 2023 года запущены курсы для продолжающих (около 50 участников), а в Парагвае организовано очное обучение 20 абитуриентов, отобранных по квоте Правительства Российской Федерации.
Конечно, это не все, и мы будем продолжать эту работу. В планах открытие центра русского языка в Перу, начало работы на Кубе, запуск полноценного центра русского языка в Парагвае, создание ассоциации преподавателей русского языка, работающих в Латинской Америке, и даже выход национально ориентированного учебника по русскому языку как иностранному для испаноговорящих.
А уделяет ли Университет внимание русскому языку в России, потому что грамотность оставляет желать лучшего?
Наши специалисты, причем не только лингвисты, но и юристы, математики, психологи, социологи и другие, участвуют в развитии русского языка внутри самой России.
До 2010 года проблемами русского языка в нашем университете традиционно занимались только филологи и преподаватели факультета журналистики.
Расскажу интересный случай. На встрече с министром образования Китая мы обсуждали издание перевода на русский язык закона об образовании Китая, а на китайский — закона об образовании России. В Китае есть язык путунхуа — кодифицированная, нормированная часть китайского языка, знание и использование которой обязательно для всех. В России есть несколько десятков толковых словарей, которые иностранцы могут использовать при переводе на русский язык. Действующее российское законодательство позволяет в равной мере использовать любой толковый словарь.
И вот министр спрашивает меня: «Есть ли у вас в стране утвержденный государством толковый словарь?» Я отвечаю: «Такого словаря нет». Она удивляется: «А сколько же у вас в России словарей?» Я ей и говорю: «Может, 40‑50». Она спрашивает: «Они все одинаковые?» — «Нет, все разные». — «А как же вы друг друга понимаете?»
Сейчас мои коллеги (лингвисты, юристы и специалисты других наук) вместе с коллегами из МГУ и Института лингвистических исследований во исполнение поручения президента Правительству РФ работают над созданием толкового словаря государственного языка.
Университет — это не только знания, но еще и огромное хозяйство. Исторические здания, новые корпуса, общежития. Как удается справляться?
В настоящее время СПбГУ владеет на различных правах более чем 400 объектами недвижимости (из них 280 зданий), включая более 80 объектов культурного наследия. При этом расстояние между некоторыми объектами может достигать 30 километров. Эффективное планирование и организация административно‑хозяйственных мероприятий позволяет обеспечить управление всем недвижимым комплексом Университета. Также большую роль в грамотной организации работы играет четкое разделение административно‑хозяйственных вопросов и научно‑педагогической работы. Например, деканы факультетов, заведующие кафедрами, лабораториями занимаются исключительно академическими вопросами, а материально‑техническое обеспечение их работы возложено на соответствующих специалистов.
С другой стороны, для контроля за качеством ремонтных работ, проводимой уборки помещений, закупаемого оборудования и тому подобным активно привлекаются представители научно‑педагогических работников и обучающихся, поскольку именно они являются главными потребителями.
Конечно, размещение Университета в исторических зданиях, и прежде всего — в здании Двенадцати коллегий (главном здании СПбГУ), имеет глубокое символическое содержание, которое помогает обучающимся и сотрудникам погрузиться в атмосферу эпохи Просвещения и преемственности академических традиций. Кроме того, эстетика и архитектурная стилистика исторических зданий СПбГУ способствуют развитию созидательного образа мышления универсантов.
Однако исторические здания зачастую не удовлетворяют современным требованиям по ведению образовательной и научной деятельности в части антитеррористической безопасности, доступной среды, инженерных коммуникаций, энергоэффективности и в этой связи остро нуждаются в дорогостоящей реконструкции и комплексном капитальном ремонте.
У СПбГУ есть попечительский совет. Как строятся отношения Университета с попечителями? Они активно участвуют в жизни вуза?
Попечительский совет очень активно участвует в жизни Университета.
Он был создан еще в 2006 году. Его возглавляет заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Советы проходят с определенной периодичностью, на них определяется стратегия развития Университета.
В состав попечительского совета также входят председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Ивановна Матвиенко, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Николаевич Чернышенко, министр финансов РФ Антон Германович Силуанов, министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков, министр юстиции РФ Константин Анатольевич Чуйченко, губернатор Санкт‑Петербурга Александр Дмитриевич Беглов, губернатор Ленинградской области Александр Юрьевич Дрозденко.
Среди членов попечительского совета Университета также выдающиеся выпускники: специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Борисович Иванов, полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде РФ Александр Владимирович Коновалов, президент — председатель правления банка «ВТБ» Андрей Леонидович Костин, президент АО «Санкт‑Петербургская Международная Товарно‑сырьевая Биржа» Игорь Юрьевич Артемьев, генеральный директор ПАО «Интер РАО» Борис Юрьевич Ковальчук, генеральный директор ООО «Новые Цифровые Решения» Вадим Викторович Семенов, главный исполнительный директор, председатель правления, заместитель председателя совета директоров ПАО «НК «Роснефть» Игорь Иванович Сечин, генеральный директор АО «Первый канал» Константин Львович Эрнст, председатель правления, генеральный директор, член совета директоров ПАО «Группа ЛСР» Андрей Юрьевич Молчанов, первый заместитель генерального директора ПАО «Россети» Андрей Евгеньевич Муров, председатель попечительского совета частного образовательного учреждения «Газпром школа Санкт‑Петербург» Марина Валентиновна Ентальцева.
Туда входят генеральный директор Большого театра России, художественный руководитель — директор Мариинского театра Валерий Абисалович Гергиев, президент Российской академии наук Геннадий Яковлевич Красников, президент, председатель правления ПАО «ГМК Норильский никель» Владимир Олегович Потанин, основатель ПАО АФК «Система» Владимир Петрович Евтушенков, заместитель председателя наблюдательного совета АК «АЛРОСА» (ПАО) Сергей Сергеевич Иванов, председатель совета директоров ПАО «НЛМК» Владимир Сергеевич Лисин, председатель совета директоров ПАО «Северсталь», генеральный директор ООО «Севергрупп» Алексей Александрович Мордашов, научный руководитель Национального центра физики и математики Александр Михайлович Сергеев, экс‑губернатор Санкт‑Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко, руководитель Федерального медико‑биологического агентства Вероника Игоревна Скворцова. Я также вхожу в состав Попечительского совета СПбГУ.
Попечительский совет — это мудрость, опыт, любовь к родному Университету, даже если он не родной по вузу, который оканчивали, а родной по духу. Маэстро Гергиев не учился в Университете, но именно он возглавляет факультет искусств СПбГУ. Сейчас чуть ли не половина тех, кто служит в хоре Мариинского театра, — это выпускники Университета.
Подарки поступают?
Празднованию 300‑летия Санкт‑Петербургского университета, конечно, уделяют большое внимание. Благодаря Сбербанку будет отреставрирована ограда перед зданием Двенадцати коллегий, где появятся медальоны с изображениями универсантов — нобелевских лауреатов. Выделены средства на реставрацию Ботанического сада СПбГУ, совсем недавно открыта галерея портретов ректоров Университета. Город объявил этот год годом Санкт‑Петербургского университета. Наш выпускник Юрий Ковальчук (банк «Россия») откликнулся на нашу просьбу, и праздник выпускников «Алые паруса» в этом году пройдет с акцентом на празднование 300‑летия Университета и 300‑летия Академии наук.
Я уверен, что и следующие 300 лет Университет будет опорой для нашей Родины. СПбГУ всегда будет глобальным центром образования и науки, активно адаптирующимся к вызовам времени.