На ректорском совещании 13 марта рассматривались следующие вопросы:

  1. Новые правила приема в аспирантуру
  2. ВКР — в репозитории СПбГУ
  3. О повышении окладов научно-педагогических работников
  4. Какую информацию о преподавателях публиковать на портале СПбГУ?
  5. Об организации контрольно-пропускного режима
  6. Результаты участия работодателей в работе ГЭК
  7. Позиции СПбГУ в предметном рейтинге QS-2017
  8. О переводе текста на иностранный язык и взаимоотношениях
  9. Какой должна быть информация о коллективе института / факультета?
  10. Меньше стало проблемных вопросов

  1. Новые правила приема в аспирантуру

Опубликован приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре», который применяется с приемной компании этого года.

В новом порядке приема учтены предложения Университета. Вузам предоставлено больше академической свободы при определении параметров приема. Например, теперь у образовательных организаций есть возможность допускать к экзаменам в аспирантуру лиц, которые окончили магистратуру, но на момент подачи документов еще не получили диплом магистра. Такое новшество актуально и полезно, поскольку не все вузы выдавали дипломы магистра к моменту начала приема документов в аспирантуру.

Помимо этого в новом министерском порядке указано, что, начиная с приемной кампании 2018 года, вся необходимая информация должна быть размещена к 1 октября предшествующего года — так же, как при приеме на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Таким образом, перечень программ аспирантуры и другие условия поступления в аспирантуру СПбГУ в 2018 году будут известны к 1 октября 2017 года.

См. также:

  1. ВКР — в репозитории СПбГУ

Еще раз были разъяснены преимущества размещения выпускных квалификационных работ обучающихся в репозитории СПбГУ:

  • размещение в репозитории СПбГУ фактически рассматривается как презентация результатов работы выпускника, которая приносит заслуженное признание его исследованию (аудитория Интернета достаточно большая);
  • это своего рода показатель для потенциальных работодателей, которые имеют возможность получить доступ к ВКР через QR-код в дипломе выпускника СПбГУ;
  • размещение в репозитории СПбГУ позволяет зафиксировать авторские права (и, соответственно, эффективно бороться с плагиатом, попытками заимствования из текста ВКР и другими нарушениями авторства);
  • это демонстрация широких возможностей Университета, популяризация качественных исследований, распространение полученных результатов в научном пространстве, открытость и доступ к исследовательской информации;
  • другие обучающиеся, преподаватели, коллеги, ученые получают возможность узнать об исследованиях в смежных науках, найти соавторов для написания работ — в репозитории СПбГУ имеется поиск по тематическому классификатору;
  • размещение ВКР в репозитории СПбГУ не является препятствием для публикации работы в научном журнале (при необходимости в заявительном порядке обучающемуся может быть предоставлена отсрочка на размещение текста ВКР в репозитории СПбГУ). На совещании приводился недавний пример: сотрудник одного из научных издательств увидел ВКР выпускницы СПбГУ в репозитории СПбГУ и обратился к ней с предложением опубликовать ее работу в формате книги.

См. также:

  1. О повышении окладов научно-педагогических работников

С 1 октября 2016 года в Университете по решению ректора проведено повышение размеров фиксированных выплат научно-педагогическим работникам (Материалы ректорского совещания от 26.12.2016, п. 6). Это повышение затронуло тех научно-педагогических работников, чьи ставки финансируются из средств федерального бюджета и в отношении которых Университет вправе принимать решение об изменении размера фиксированных выплат (той части заработной платы, которая не связана с наличием стимулирующих доплат и надбавок, а также премий).

В отношении части научных сотрудников, чьи ставки созданы по представлениям руководителей внешних грантов и финансируются в рамках внешних грантов, в соответствии с правилами грантодателей решение об изменении структуры выплат (например, об увеличении размера фиксированных выплат) принимается руководителем гранта и только лишь технически оформляется Университетом.

В решении этого вопроса руководители грантов полностью самостоятельны. Всего в Университете 445 руководителей внешних грантов. Исполнение работы по грантам оформляется (в зависимости от представления руководителя гранта) или созданием ставки и заключением трудового договора, или оформлением дополнительного соглашения к уже действующему трудовому договору с сотрудником. Если работы по гранту выполняются в рамках дополнительного соглашения к действующему трудовому договору, то для таких сотрудников повышение было проведено Университетом в общем порядке. А вот если для выполнения работ по договору была создана отдельная ставка — решение должен принять руководитель гранта. Ряд руководителей грантов (149) принял решение о повышении размера фиксированных выплат; это повышение затронуло 125 научных сотрудников. Вместе с тем 3 руководителя грантов не стали повышать размер фиксированных выплат, и таким образом 14 научных сотрудников в Университете имеют более низкий размер фиксированных выплат.

  1. Какую информацию о преподавателях публиковать на портале СПбГУ?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации» на сайте образовательной организации должна быть размещена информация о персональном составе научно-педагогических работников, в том числе:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
  • занимаемая должность (должности);
  • преподаваемые дисциплины;
  • ученая степень (при наличии);
  • ученое звание (при наличии);
  • наименование направления подготовки и (или) специальности;
  • данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии);
  • общий стаж работы;
  • стаж работы по специальности

Эта информация о персональном составе научно-педагогических работников СПбГУ дает нам возможность показать будущим постдокам, аспирантам, магистрантам, студентам области научных исследований и широкие возможности, которые имеются в Университете. В настоящее время завершается работа по формированию этого раздела портала СПбГУ. Большая часть информации о работниках формируется из существующих источников (база SAP, сведения о публикациях в базах WoS CC Scopus). Но у самих работников имеется дополнительная информация, которая могла бы войти в перечень сведений о них (круг их научных интересов, увлечений и пр.). Директорам и деканам дано поручение: направить предложения о дополнениях к перечню обязательной информации о работниках, публикуемой на портале СПбГУ.

См. также:

  1. Об организации контрольно-пропускного режима

После анализа поступивших предложений к проекту нового положения о контрольно-пропускном и внутриобъектовом режиме в СПбГУ, которое в декабре 2016 года обсуждалось на ректорском совещании (см. Новая редакция Положения «Об организации контрольно-пропускного режима в СПбГУ» — Материалы ректорского совещания от 26.12.2016, п. 10), подготовлен приказ о новом положении «Об организации контрольно-пропускного режима в СПбГУ».

  1. Результаты участия работодателей в работе ГЭК

На основе анализа предложений работодателей, принимавших участие в работе государственных экзаменационных комиссий СПбГУ в 2016 году, внесены изменения в организацию проведения государственной итоговой аттестации в этом году. Изменены процедуры и методики проведения, система оценивания и структура государственных аттестационных испытаний по многим образовательным программам. В результате обсуждений с работодателями стало понятно, что некоторые программы требуют содержательной доработки. Были разработаны новые учебно-методические материалы, обновлен ряд учебных планов. В течение года работодатели приняли участие в разработке новых образовательных программ. Работодатели также выступают как консультанты по темам ВКР, которые студенты выполняют по их предложению. Кроме того, значительно расширен портфель договоров СПбГУ с организациями-работодателями о проведении практик для студентов.

По предложениям директоров и деканов определено процентное соотношение преподавателей и работодателей в государственных экзаменационных комиссиях по всем направлениям подготовки в этом учебном году (см. Составы ГЭК в 2017 году — Материалы ректорского совещания от 06.03.2017, п. 1). Используются также предложения работодателей по изменениям, связанным с оформлением документации, касающейся государственной итоговой аттестации. Разработана новая анкета для работодателей — членов государственных экзаменационных комиссий.

См. также:

  1. Позиции СПбГУ в предметном рейтинге QS-2017

Проведен анализ позиций СПбГУ в предметном рейтинге QS-2017 by Subjects (см. Успехи ученых продвигают СПбГУ), определены направления дальнейшего развития вуза. Рейтинг QS по предметным областям публикуется уже 4 года, в этом году увеличилось число областей знаний с 30 до 46.

При этом СПбГУ в этом году представлен в этом рейтинге по 29 предметным областям (а в 2014 году — только по 10). Число областей, по которым СПбГУ имеет ненулевые значения, тоже увеличилось (до 14). Всего лишь по двум областям знаний (лингвистика и математика) Университет попал в топ-100. Была проанализирована динамика продвижения СПбГУ по 5 укрупненным группам в сравнении с другими российскими вузами.

См. также:

  1. О переводе текста на иностранный язык и взаимоотношениях

В связи с обсуждаемым вопросом о позициях Университета в рейтингах по предметным областям декан филологического факультета Л. А. Вербицкая сообщила, что специалисты-филологи при работе с текстами, которые им поручено переводить на иностранный язык, довольно часто вынуждены предлагать корректировки текстов. Однако далеко не всегда авторы текстов относятся к этому по-деловому. Так, например, автор проекта информационного письма С. С. Бодрунова, получив замечания и варианты корректировок от переводчика, высказала свои претензии в крайне раздраженной и невежливой форме, что абсолютно неприемлемо в Университете. Как считает Л. А. Вербицкая, комментарии и исправления переводчика, выступившего в роли редактора текста, оправданы и корректны. В ряде случаев переводчик (редактор) ссылается на отсутствие русского оригинала, без которого понимание текста затруднено. Предложенные исправления (их было 34 на полторы страницы текста!) только частично (всего 8) были учтены в окончательном варианте текста С. С. Бодруновой, профессором кафедры менеджмента массовых коммуникаций. При этом она как автор первоначального текста заявила, что и сама «владеет английским языком, имеет соответствующий сертификат».

Декан отметила, что переводы текстов выполняются квалифицированными специалистами-филологами. В случае редактирования (проверки правильности) документов, составленных другими лицами на иностранном языке, у переводчика, как правило, нет сведений о составителе первоначального варианта и о наличии у этого составителя каких-либо сертификатов. Автору согласуемого текста следует, как минимум, обратить внимание на указанные неточности, предлагаемые поправки и комментарии. Деловой стиль общения предполагает нейтральность и пристойные манеры. Общение в тоне, заданном С. С. Бодруновой, Л. А. Вербицкая считает неэтичным и недопустимым.

  1. Какой должна быть информация о коллективе института / факультета?

При обсуждении выступлений директоров и деканов о распределении стимулирующих выплат (см. Какими принципами и правилами руководствуется первый заместитель декана экономического факультета при решении вопроса о премировании членов коллектива — Материалы ректорского совещания от 27.02.2017, п. 5) было решено дополнить презентации информацией об общих показателях коллективов институтов / факультетов. В этой части презентации будут готовить соответствующие проректоры (Е. Г. Бабелюк и С. В. Аплонов) и начальник Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев. Директорам и деканам поручено представить предложения о том, какую информацию следует включать во все презентации.

См. также:

  1. Меньше стало проблемных вопросов

Директор Института химии И. А. Балова сообщила о том, что снизилось количество обращений сотрудников с проблемными вопросами, выходящими за рамки ее должностных обязанностей. Это произошло не только потому, что директор не раз разъясняла коллегам, к кому из должностных лиц Университета следует обращаться и как решать вопросы о снабжении реактивами, расходными материалами и мебелью, о ремонте помещений, доступе в лабораторию и пр., но и потому, что каждый раз она четко говорила о том, что такие вопросы не входят в компетенцию директора института, — в Университете работает Виртуальная приемная и диспетчерская служба, и не следует «грузить» директора такими вопросами (см. также: Встреча директора Института химии с председателем профбюро от 21.02.2017).

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на официальный сайт СПбГУ обязательна.