На ректорском совещании 22 июня обсуждались следующие вопросы:

  1. Встреча с нобелевским лауреатом
  2. О начале приемной кампании
  3. О победе студентов СПбГУ в международном конкурсе
  4. Об оптимизации процедуры утверждения итогов голосования на Ученом совете Университета
  5. Обсуждение правил анкетирования
  6. О нарушении преподавателями прав студентов
  7. О том, как сотрудники административных служб приносят доходы Университету
  8. Странные запросы на экспертизу
  9. Леворукие кенгуру интересны всему миру

 

  1. Встреча с нобелевским лауреатом

Лауреат Нобелевской премии Джеймс Уотсон, первооткрыватель двойной спирали ДНК, посетил СПбГУ, где встретился с молодыми учеными Университета: Всегда идите за «золотом». Ученый высоко оценил потенциал молодых исследователей СПбГУ. По его мнению, у любого студента Университета есть шанс добиться успеха, если он любознателен и у него есть идеи. Если бы он сам сейчас был молодым ученым и выбирал сферу исследований, то занялся бы изучением влияния генов на поведение (в особенности на проявления альтруизма) и изучением природы гениальности. Много лет Джеймс Уотсон посвятил изучению рака и уверен, что в скором времени мы сможем его победить. Одной из приоритетных задач современной науки он также считает борьбу с нейродегенеративными заболеваниями.

На канале СПбГУ в видеохостинге YouTube размещена полная версия записи встречи Дж. Уотсона с молодыми учеными СПбГУ.

 

  1. О начале приемной кампании

19 июня в Университете начали работать комиссии по приему документов для поступления в СПбГУ на обучение по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры: В СПбГУ стартовала приемная кампания.

С 19 июня по 24 июля абитуриенты смогут подать заявления о поступлении в СПбГУ на обучение по образовательным программам бакалавриата и специалитета, обратившись в единую комиссию по приему документов. Начали работать новые информационные центры, в которых любой желающий сможет получить подробную консультацию о содержании и особенностях образовательных программ СПбГУ.

И. о. проректора по учебной работе М. Ю. Лаврикова подчеркнула особенности организации приема, введенные Минобрнауки: в первую волну осуществить зачисление на 80 % конкурсных мест по общему конкурсу. Кроме того, М. Ю. Лаврикова напомнила, что вся официальная информация о правилах и процедуре приема в СПбГУ содержится на портале СПбГУ — на специальной странице приемной комиссии. На страницах институтов и факультетов, кафедр и лабораторий могут содержаться только характеристики содержания образовательных программ. М. Ю. Лаврикова обратила особое внимание на то, что всю информацию о правилах и процедуре приема абитуриенты и их родители должны получать только на странице приемной комиссии, в ее информационных центрах и только от официальных лиц Управления по организации приема (см. Об увольнении декана Юридического факультета Н. М. Кропачева за противодействие коррупции в СПбГУ; 35. Материалы ректорского совещания от 14.11.2011г., п. 6).

См. также:

 

  1. О победе студентов СПбГУ в международном конкурсе

Студенты СПбГУ одержали убедительную победу в национальном финале международного конкурса бизнес-кейсов CIMA Global Business Challenge (GBC) 2015. Студентки 4 курса бакалавриата профиля «Финансовый менеджмент» Милана Бубякина, Екатерина Мокина, Екатерина Белобородко и Дина Вильданова из команды Neva Band представили лучшее решение бизнес-кейса, а также превосходно справились со сложными вопросами членов жюри. Международный финал конкурса CIMA Global Business Challenge в этом году будет проходить в Польше: Команда СПбГУ выиграла национальный финал международного конкурса бизнес-кейсов CIMA Global Business Challenge 2015.

Региональные этапы ежегодного конкурса CIMA GBC проводятся в 26 странах мира. Для участия в российском этапе в этом году зарегистрировались более 120 команд. В финал прошли четыре команды — и три из них представляли СПбГУ, что, как отметили члены жюри, свидетельствует о высоком уровне подготовки студентов первого университета России.

 

  1. Об оптимизации процедуры утверждения итогов голосования на Ученом совете Университета

Вопрос о возможной оптимизации процедуры утверждения итогов голосования на заседании Ученого совета СПбГУ начали обсуждать на ректорском совещании 1 июня (см. 208. Материалы ректорского совещания от 01.06.2015, п. 1). По поручению ректора декан факультета ПМ-ПУ Л. А. Петросян проанализировал предложения директоров институтов и деканов факультетов:

  • многие предлагают ввести электронную систему голосования. Она требует дополнительных затрат и технического оснащения;
  • есть предложения ограничить регламент работы Ученого совета (2—2,5 часа), но это вряд ли возможно;
  • есть предложения проводить выборы еще на месяц раньше истечения срока пребывания в должности — тогда утверждать результаты работы счетной комиссии можно будет на следующем заседании Ученого совета СПбГУ.

Во время обсуждения этих предложений высказывались аргументы за и против. Например, процедура электронной системы голосования не прописана в Уставе СПбГУ. Если бы в Уставе такая форма голосования была бы закреплена, можно было бы тогда голосовать традиционным способом, а утверждать результаты работы счетных комиссий заочно, в форме голосования с адресов корпоративной почты… Некоторые деканы предлагали также использовать машины для голосования (КОИБы), которые уже применялись однажды — во время выборов нового состава Ученого совета в марте 2013 года.

 

  1. Обсуждение правил анкетирования

По результатам обсуждения вопроса о правилах проведения пробных лекций и оценке их качества (см. 207. Материалы ректорского совещания от 25.05.2015, п. 3) на портале СПбГУ открыто общественное обсуждение правил анкетирования качества лекций, прочитанных кандидатами на должности научно-педагогических работников. Предложено обсудить следующие вопросы:

  • Каков должен быть состав комиссии по оценке качества лекции?
  • Кто должен готовить анкету и проводить обработку результатов анкетирования?
  • На каком этапе конкурсного отбора должны учитываться результаты проведенного анкетирования?


(см. Обсуждение правил анкетирования по итогам лекций кандидатов на должности НПР).

См. также:

 

  1. О нарушении преподавателями прав студентов

Уже не первый раз на ректорских совещаниях рассматривается вопрос соблюдения преподавателями и студентами правил внутреннего распорядка и правил обучения (Материалы ректорского совещания от 08.06.2015, п. 8; 195. Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 2; 198. Материалы ректорского совещания от 23.03.2015, п. 2; 197. Материалы ректорского совещания от 16.03.2015, п. 4; 195. Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 6; 185. Материалы ректорского совещания от 15.12.2014, п. 7; 189. Материалы ректорского совещания от 19.01.2015, п. 4; 196. Материалы ректорского совещания от 10.03.2015, п. 4).

И на этом ректорском совещании начальник Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев проинформировал об очередном случае нарушения прав студентов. В расписании промежуточной аттестации весеннего семестра для студентов 1 курса образовательной программы бакалавриата «Экология и природопользование» экзамен по физике с основами геофизики был назначен на 11 мая. Но преподаватель Б. Д. Катунин перенес этот экзамен на 12 мая. Один из студентов обратился с просьбой аннулировать его результат экзамена по физике в связи с нарушением сроков проведения.

Проверка показала, что доцент Б. Д. Катунин перенес этот экзамен самовольно и тем самым нарушил права обучающихся (у студентов вся сессия четко расписана, и перенос одного экзамена приводит к сокращению времени подготовки к следующему экзамену). Результаты экзамена по физике в отношении студента-заявителя отменены. Приказом начальника Главного управления по организации работы с персоналом к Б. Д. Катунину применены меры дисциплинарной ответственности — ему объявлено замечание. В. В. Еремеев подчеркнул, что подобные незаконные действия преподавателей приводят к имиджевым потерям Университета.

См. также:

 

  1. О том, как сотрудники административных служб приносят доходы Университету

Начальник Юридического управления Ю. В. Пенов рассказал, как недавно юристы Университета опять выиграли дело в арбитражном суде: на этот раз 2,5 млн рублей у контрагента Университета, который «забыл» вовремя внести арендную плату и коммунальные платежи (см. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 июня 2015 года). Кроме того, специалисты юридической службы Университета в целях экономии и времени и финансовых средств нашли правовые аргументы, которые позволили рассматривать в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области одно дело в отношении всех требований СПбГУ, вытекающих из 11 заключенных с контрагентом договоров аренды (а не 11 отдельных исков, как рассчитывал ответчик), и выиграли дело. Одновременно, благодаря правильной тактике ведения процесса, юристы СПбГУ обеспечили экономию денежных средств в части затрат на государственную пошлину (уплатили 2 тыс. руб. вместо 33 тыс. руб.). К слову, к 2008 году более 50 различных организаций имели долги перед Университетом на общую сумму около 100 млн рублей. Средняя просрочка этих задолженностей превышала 2 года. Заметим, что с начала 1990-х общий объем просроченных задолженностей каждый год только увеличивался и увеличивался. Только с 2007 года ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону... И сейчас наши управленцы продолжают находить способы защитить экономические интересы СПбГУ и даже получить дополнительные средства.

За 2008—2014 годы руководству Университета удалось вернуть в бюджет РФ имущества (зданий, земельных участков, оборудования, финансовых средств, книг) на общую  сумму более 2,5 млрд рублей. Кроме того, в результате управленческих решений состав имущества СПбГУ был увеличен, а возможности универсантов существенно расширены. Например:

  • в 2007 году в ходе осмотра помещений Университета первый проректор СПбГУ Н. М. Кропачев обнаружил в Петергофе, в заброшенном неотапливаемом помещении, более 500 тысяч книг, которые, как выяснилось позже, были вывезены в 2001 году из здания Университета по адресу Средний пр. В. О., д. 47 в мешках из-под цемента и брошены в этих помещениях. По поручению первого проректора сотрудники отраслевых отделов библиотеки под руководством нового директора Научной библиотеки Н. Г. Мацневой разобрали и полностью расставили фонд на стеллажи в системном порядке, отобрали и частично вывезли книги и периодику в помещения отраслевых отделов библиотеки, направили «на лечение» значительную часть этого фонда (см. 5. Материалы ректорского совещания от 18.04.2011 г., п. 3; Книги, возвращенные читателям);
  • в результате напряженных переговоров руководству СПбГУ удалось вернуть в Университет более 20 тысяч редких книг Императорского общества естествоиспытателей (в том числе атласов и карт, изданных до 1917 года на русском и иностранных языках), которые были переданы в частные руки без какого-либо документального оформления и без каких-либо оснований (см. 3. Материалы ректорского совещания от 04.04.2011 г., п. 9);
  • усилиями нового руководства библиотеки удалось вернуть читателям значительную часть многотысячного газетного фонда, а также редчайшие книги из библиотеки Бестужевских курсов (см. 4. Материалы ректорского совещания от 11.04.2011 г., п. 10; 5. Материалы ректорского совещания от 18.04.2011г., п. 3;); более 100 тысяч книг, в том числе редких, которые долгое время валялись в подвале здания Jeu de paume (Жё-де-пом), где проводятся занятия по физической культуре, тоже удалось вернуть читателям (см. 21. Материалы ректорского совещания от 08.08.2011г., п. 2); вопросы развития Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ, проблемы формирования ее фондов не раз обсуждались на ректорских совещаниях (см. 203. Материалы ректорского совещания от 27.04.2015, п. 10);
  • в результате кропотливой работы сотрудников бухгалтерии, планово-финансового и юридического управлений за 2008—2010 годы в бюджет СПбГУ были возвращены более 298 млн рублей, ранее переплаченных(!) в бюджет РФ в период с 2004—2006 годов в виде налогов и сборов. Эти средства были направлены на повышение зарплат преподавателей СПбГУ. Вернуть средства, переплаченные в предыдущие годы, оказалось невозможным, поскольку бухгалтерские документы за период до 2004 года были «кем-то» сожжены (см. 4. Материалы ректорского совещания от 11.04.2011 г., п. 6);
  • уже больше полувека все руководители Университета пытались добиться передачи Университету зданий и территории Военной академии тыла и транспорта, но безрезультатно; такую же задачу перед новым ректором Университета поставили избиратели на конференции по выборам ректора СПбГУ в 2008 году. Только в 2011 году новому руководству СПбГУ путем длительных переговоров с министром обороны РФ удалось это. Такое решение не состоялось бы, если бы не однозначная позиция по этому вопросу председателя Правительства РФ В. В. Путина, решением которого Университету и был передан комплекс зданий и земельных участков Первого кадетского корпуса (см. 10. Материалы ректорского совещания от 23.05.2011 г., п. 1; 31. Материалы ректорского совещания от 17.10.2011 г., п. 1);
  • в 2013 году в результате более чем четырехлетних переговоров правительство Санкт-Петербурга передало Университету участок земли площадью 7 га рядом с общежитиями на улице Кораблестроителей, известный как квартал А4, для строительства общежитий и спортивного комплекса. На 2015 год из бюджета РФ выделены 200 млн рублей на подготовку проекта. Этот участок земли до 2008 года находился в распоряжении Университета на условиях безвозмездной(!) и бессрочной(!) аренды. В 2008 году, незадолго до назначения и. о. ректора Н. М. Кропачева, эти условия по инициативе Университета были изменены: был заключен срочный(!) и возмездный(!) арендный договор, а участок тут же был передан руководством СПбГУ на непонятно каких условиях частной компании (см. 36. Материалы ректорского совещания от 21.11.2011 г., п. 1; 173. Материалы ректорского совещания от 15.09.2014, п. 2);
  • с момента принятия решения о создании в Университете медицинского факультета (в 1990-е годы) руководство СПбГУ не раз пыталось создать в Университете медицинскую  клинику. Эта задача вновь была поставлена избирателями на конференции по выборам ректора в 2008 году. В период с 2008 по 2013 годы было предпринято несколько  попыток создания клиники: совместно с правительством Санкт-Петербурга, совместно с одной из финских компаний, еще раз совместно с правительством города. А с 8 февраля 2014 года по 8 февраля 2015 года продолжались напряженные переговоры о возможности передачи Университету  филиала клиники им. Н. И. Пирогова. В феврале 2015 года председатель Правительства РФ Д. А. Медведев подписал распоряжение Правительства РФ 184-р о присоединении к Университету многопрофильного клинического комплекса, который выделен из состава ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр имени Н. И. Пирогова» Минздрава России (см. 193. Материалы ректорского совещания от 16.02.2015, п. 1; Клиника завтрашнего дня уже сегодня);
  • многие годы в общежитиях Университета проживали «все кому не лень». В результате выселения из студенческих общежитий незаконно проживающих в них лиц (более 1500 человек!) в Университете удалось сформировать фонд служебного жилья (см. 23. Материалы ректорского совещания от 22.08.2011 г., п. 3.2.1 и 3.2.2; 147. Материалы ректорского совещания от 17.03.2014, п. 4; Нелегалы в ПУНКе);
  • сотрудники Университета, фактически «приватизировавшие» значительные площади Университета (общая площадь более 30 тыс. кв. м) и открывшие на них, по сути, частные гостиницы (4, более чем на 1000 мест), рестораны (2, в центральной части города), рынок (более 2 тыс. кв. м в центральной части города), медицинскую клинику (более 4 тыс. кв. м), активно сопротивлялись наведению порядка в использовании университетского имущества. Но в конце концов все эти площади были переданы соответственно под студенческие общежития, под поликлинику СПбГУ и под учебные цели (см. 5. Материалы ректорского совещания от 18.04.2011 г., п. 8, Справка о состоянии дел в общежитиях).

Вспоминая эти и другие факты из жизни Университета, ректор еще раз подчеркнул, что этап наведения порядка в использовании имущества Университета завершается. Пора нашим ученым начать рассказывать на ректорских совещаниях, заседаниях ученых советов институтов, факультетов, Университета о конкретных примерах пополнения бюджета СПбГУ за счет доходов от интеллектуальной деятельности научно-педагогических работников СПбГУ. Пока же бюджет Университета растет (с 2008 года бюджет вырос более чем в 4 раза) и главным образом вовсе не за счет активности научно-педагогических работников.

См. также:

 

  1. Странные запросы на экспертизу

На странице «Экспертная деятельность» портала СПбГУ открыта вкладка «Странные запросы на экспертизу»: Странные запросы на экспертизу. Начальник Управления по связям с общественностью О. Л. Тульсанова сообщила, что в Центр экспертиз СПбГУ поступают иногда очень «неожиданные» заявки на проведение экспертизы. Так, например, просили провести экспертизу изобретенного механизма для… связи с богом по телефону; экспертизу литературной эпопеи «Песнь Льда и Пламени», по мотивам которой снимается популярный на Западе сериал «Игра престолов»; экспертизу доказательства теоремы Ферма и др.

Председатель научной комиссии заместитель декана физического факультета В. М. Шабаев пожаловался на жизнь: к нему и его коллегам часто приходят письма с просьбой провести «научную экспертизу». Между тем ничего научного в представленных на экспертизу материалах, как правило, нет, а преподаватели теряют свое рабочее время на «всякую глупость». Ректор ответил, что преподаватели не теряют «рабочее время», а нецелевым образом его используют (см. 209. Материалы ректорского совещания от 08.06.2015, п. 2). Что же делать, спросил и. о. декана. Н. М. Кропачев объяснил: не принимать решения, которые не входят в компетенцию научно-педагогических работников! Надо направлять все такие обращения директору Центра экспертиз, она и должна вести переговоры с «клиентом».

См. также:

 

  1. Леворукие кенгуру интересны всему миру

Начальник Управления по связям с общественностью О. Л. Тульсанова сообщила о том, как новость об исследованиях нашими биологами леворукости у кенгуру опубликовали практически все российские (более 100 публикаций) и зарубежные (более 160 публикаций: в США, Великобритании, Канаде, Японии, Китае, Австралии, Пакистане, Бангладеш и других странах) ведущие средства массовой информации: Левши и кенгуру — родственные души.

Сенсационное открытие было сделано учеными СПбГУ в рамках первого в мире исследования, посвященного вопросам латерализации функций передних конечностей у диких кенгуру. Оно оспаривает утверждение, что «истинная» рукость или латерализация (асимметрия двух полушарий головного мозга) у млекопитающих свойственна лишь представителям отряда приматов. Результаты исследования были опубликованы 18 июня в журнале «Современная биология» (Current Biology).

О. Л. Тульсанова отметила, что сотрудники Управления по связям с общественностью первыми получили информацию об открытии от ученых СПбГУ, что позволило оперативно разослать пресс-релиз на русском и английском языках. Успех публикаций в российской и мировой прессе стал возможным благодаря тесным контактам между учеными и журналистами СПбГУ.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на официальный сайт СПбГУ обязательна.