По предложению ректора СПбГУ Н. М. Кропачева перед началом заседания присутствующие минутой молчания почтили память профессора Ю. Н. Солонина (в прошлом декана факультета журналистики ЛГУ, а затем философского факультета СПбГУ).

На ректорском совещании 16 июня обсуждались следующие вопросы:

1. О результатах мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования

2. Результаты конкурса по формированию делегации СПбГУ для поездки в КНР

3. Активизация деятельности Ассоциации выпускников СПбГУ

4. О заседании Совета ректоров Coimbra Group

5. О приеме в СПбГУ школьников и студентов из Крыма

6. О научно-методических советах научного парка СПбГУ

7. О продвижении образовательных программ

 

  1. О результатах мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования

Ректор привлек внимание участников совещания к результатам мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования, опубликованных Министерством образования и науки РФ.

Результаты мониторинга показали, что весьма значительное количество вузов (в том числе вузов Санкт-Петербурга; филиалов вузов, подведомственных Правительству РФ; филиалов вузов Санкт-Петербурга) не соответствуют показателям эффективности качества работы, установленным министерством.

Ректор отметил, что уже в ближайшие годы оценка качества будет проводиться не по вузу в целом, а по каждой образовательной программе. Всего в СПбГУ только основных образовательных программ — 631, в том числе бакалавриата — 186,  магистратуры — 137, аспирантуры — 208. Кроме того, у нас более 330 дополнительных образовательных программ. В связи с этим ректор подробно остановился на задачах по повышению качества образовательных программ Университета.

Н. М. Кропачев напомнил, что в прошлом году Университет (первый и единственный вуз России) получил международную институциональную аккредитацию образовательной программы в области бизнес-образования по стандартам EQUIS (см. 43. Ректорское совещание от 23.01.2012г., п. 3; 79. Ректорское совещание от 22.10.2012, п. 3; 87. Ректорское совещание от 17.12.2012, п. 7). При проведении аккредитации оценивалась не только академическая составляющая образовательной программы, но и организация управления программой, и обеспечение программы, т.е. оценивалась работа всего Университета — как представителей его академического сообщества, так и административных служб (библиотеки, бухгалтерии, планово-финансового отдела и т.п.) в части обеспечения образовательной программы в области менеджмента.

Но такой высокий уровень академического содержания и организационного обеспечения есть далеко не у всех образовательных программ. В СПбГУ есть такие программы, при приеме на которые минимальный уровень ЕГЭ в прошлом году был 95 баллов, и есть такие, где принимали с 51-52 баллами ЕГЭ за один предмет. Есть коллективы образовательных программ, у которых нет научных публикаций высокого уровня. Есть такие коллективы, которые не спешат инициировать внедрение и поддерживать использование высоких технологий. Есть программы, организационное обеспечение которых явно хромает... В свое время многие деканы факультетов стремились значительно увеличить прием на „свои“ программы, открывая новые для Университета программы. И при этом вовсе не думали о материальном обеспечении этих программ (помещениями, оборудованием, книгами, местами в общежитии), об организации студенческих практик и др. (см. на сайте СПбГУ, п.2). И ранее, и сейчас эти программы живут в СПбГУ за счет коллег, участвующих в реализации других программ, за счет имиджа всего Университета, за счет прошлых достижений. Такое положение в Университете не может сохраняться.

Ректор отметил, что в реализации академической составляющей любой образовательной прграммы СПбГУ участвуют преподаватели разных коллективов: например, в реализации программы «Юриспруденция» участвуют филологи, историки, философы, социологи, преподаватели физической культуры и другие специалисты. Комплексная оценка эффективности каждой образовательной программы будет включать анализ эффективности работы всех тех, кто участвует в СПбГУ в реализации этой образовательной программы. Н. М. Кропачев предложил привлекать коллег из других коллективов к обсуждению содержания каждой образовательной программы и качества работы всех(!) преподавателей, участвующих в ее реализации.

См. также:

 

  1. Результаты конкурса по формированию делегации СПбГУ для поездки в КНР

Первый проректор по учебной и научной работе И.А.Горлинский напомнил: на предыдущем ректорском совещании было сообщено об объявленном открытом конкурсе по формированию делегации СПбГУ для поездки в г.Харбин (КНР), где пройдет ЭКСПО-2014 (см. Ректорское от 09.06.2014, п.7). Конкурс был проведен в сжатые сроки, всего за 4 рабочих дня, и вызвал значительный интерес универсантов:

И. А. Горлинский проинформировал о результатах открытого конкурса. В срок было подано 53 заявки от студентов и аспирантов, которые представляли обучающихся 36 образовательных программ. На основе анализа представленных заявок и критериев, указанных в условиях конкурса, для поездки в Харбин были отобраны 20 обучающихся на 16 образовательных программах (бакалавриат — 10, специалитет — 1, магистратура — 1, аспирантура — 4 программы). Активность научно-педагогических работников СПбГУ, отметил И. А. Горлинский, была значительно ниже. В срок были поданы всего 3 заявки. Они были проанализированы и одобрены, их авторы (медик, биолог и международник) были включены в состав делегации для поездки в Китай.

Проректор подчеркнул, что такой принцип открытости формирования представительских делегаций в Университете будет и впредь. Он дает возможность всем заинтересованным лицам принять участие в конкурсе, четко сформулировать в своей заявке, зачем они хотят поехать в командировку. Участие в делегации заинтересованных лиц позволит существенно улучшить практику международного сотрудничества СПбГУ с зарубежными партнерами.

Ректор заметил, что тех троих научно-педагогических работников, которые включены в состав делегации, вряд ли в такие сжатые сроки удалось бы найти традиционным способом (через запросы деканам, заведующим кафедрами и т.д.). Да и собрать 53 заявки от обучающихся тоже было бы непросто... А судя по активности посещения объявлений о конкурсе и его результатах, многих интересует вопрос справедливости в формировании делегации: кто включен, почему включен, как их отбирали и т.п. Открытость проведения конкурса позволяет снять многие вопросы. Ректор поручил директорам институтов и деканам факультетов шире использовать подобные методы в их работе.

Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин добавил, что среди заявок, поданных на конкурс для поездки в Харбин, были заявки от иностранных обучающихся (в том числе и от китайских). Университет планирует открыть свои представительства в КНР, и вполне возможно, что там будут работать выпускники СПбГУ родом из Китая.

См. также:

 

  1. Активизация деятельности Ассоциации выпускников СПбГУ

Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил об активизации деятельности Ассоциации выпускников СПбГУ. Андрей Якунин, выпускник ЛГУ 1987 года, обучавшийся по программе «Экономика», живо воспринял идею создания мощной ассоциации и в социальных сетях стал активно собирать предложения о развитии Ассоциации выпускников СПбГУ (см. «Андрей Якунин объединит выпускников СПбГУ» в газете «Деловой Петербург» от 10.06.2014). А. А. Заварзин поручил директорам институтов и деканам факультетов их предложения по развитию Ассоциации выпускников СПбГУ направлять советнику Н. П. Несмеяновой.

См.также:

  1. О заседании Совета ректоров Coimbra Group

А. А. Заварзин проинформировал о ежегодном заседании Совета ректоров Coimbra Group (ассоциации старейших и престижных университетов Европы), прошедшем в г. Гронингене (Нидерланды). По поручению ректора на этом заседании президент СПбГУ Л. А. Вербицкая представила доклад о деятельности Ассоциации ведущих университетов России. Несколько месяцев назад с такой просьбой к ректору СПбГУ, руководителю Ассоциации ведущих университетов России Н. М. Кропачеву обратилось руководство Coimbra Group. Ректоры Coimbra Group проявили большой интерес к деятельности АВУР, высказали предложения о совместной работе двух ассоциаций.

  1. О приеме в СПбГУ школьников и студентов из Крыма

Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова сообщила об особых правилах приема в СПбГУ и другие вузы РФ школьников и студентов из Республики Крым и города федерального значения Севастополь граждан РФ. Они будут поступать в российские вузы двумя путями: через процедуру приема на первый курс, через процедуру приема на второй и последующие курсы.

Для приема на первый курс есть несколько возможностей:

  • на общих основаниях — для тех абитуриентов из Крыма, у кого есть результаты ЕГЭ;
  • на дополнительные бюджетные места, специально выделенные Министерством образования и науки РФ для крымчан;
  • на места с оплатой стоимости обучения.

Прием на второй и последующие курсы будет осуществляться в соответствии с правилами, установленными в нормативных правовых актах, с учетом информации, представленной в письме заместителя министра образования и науки РФ А. А. Климова от 06.06.2014 (см. здесь, а также на сайте СПбГУ в Виртуальной приемной ответ проректора М. Ю. Лавриковой от 2 июня). В случае, если лица, признанные гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, будут отчислены из украинских вузов или филиалов иностранных вузов на территории Республики Крым и г. Севастополь, где они ранее обучались, органами управления образованием Республики Крым и г. Севастополя они могут направляться в вузы РФ. Любой вуз РФ будет обязан принять по этим направлениям без каких-либо ограничений и дополнительных испытаний, вне зависимости от наличия бюджетных мест, тех крымчан, которые обучались на бюджетной основе, и зачислить в вуз в течение 10 дней с момента подачи заявления.

М. Ю. Лаврикова отметила: разница в учебных планах принятых в СПбГУ студентов, приехавших из Крыма, будет учитываться при составлении для них индивидуальных планов и графиков обучения — для того чтобы крымчане быстрее адаптировались к обучению в нашем Университете. Эти индивидуальные планы надо начать разрабатывать уже в августе, сразу после окончания приемной кампании, когда будет понятно, сколько крымчан принято в Университет и каков уровень подготовки принятых студентов. СПбГУ — очень популярный вуз, и надо быть готовыми принять сотни студентов из Крыма.

А. А. Заварзин добавил: вопросов в Виртуальную приемную о приеме и переводе в СПбГУ абитуриентов и студентов из Крыма (из вузов Киева, Одессы, Львова, Донецка, Днепропетровска) поступает много, у каждого ответа — сотни просмотров. При этом большинство обращающихся интересуются гуманитарными направлениями подготовки.

Ректор подчеркнул: руководство страны уделяет повышенное внимание развитию крымского региона. Прием школьников и студентов из Крыма на образовательные программы СПбГУ — это государственная задача. Нужно как можно скорее помочь им влиться в студенческие коллективы.

Заместитель декана восточного факультета по учебно-методической работе П. Л. Гроховский обратил внимание на то, что образовательные программы вузов, где крымчане учились раньше, и СПбГУ могут не совпадать. Он спросил, что делать в таком случае. М. Ю. Лаврикова ответила, что прием будет осуществляться на программы, близкие по профилю. Ректор дал поручение проректору М. Ю. Лавриковой направить запрос в Министерство образования и науки РФ о порядке действий в ситуации, когда название и содержание программ, по которым ранее студенты из Крыма обучались в вузах Украины, будут существенно различаться с таковыми в СПбГУ при формальной тождественности направления подготовки (учитывая также, что в рамках направления подготовки может реализовываться не одна, а несколько образовательных программ, при этом их содержание может существенно различаться). В ответ на вопрос о том, какой срок установлен для ликвидации разницы в учебных планах, проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк ответила, что, в соответствии с федеральным законом об образовании, этот срок может быть до года.

  1. О научно-методических советах научного парка СПбГУ

Проректор по научной работе С. П. Туник напомнил, что до 18 июня он принимает предложения директоров учебно-научных институтов, деканов факультетов и всех универсантов по перечню научных направлений, по которым необходимо сформировать научно-методические советы научного парка СПбГУ, и кандидатурам работников СПбГУ для включения в эти советы (см. 157. Ректорское совещание от 26.05.2014, п. 8; Ректорское совещание от 02.06.2014, п.4).

См. также:

  1. О продвижении образовательных программ

М. Ю. Лаврикова напомнила директорам институтов и деканам факультетов, что она заканчивает принимать предложения по продвижению образовательных программ СПбГУ в период приемной кампании 2014/2015 учебного года (см. 157. Ректорское совещание от 26.05.2014, п. 7).

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на официальный сайт СПбГУ обязательна.