Лениздат: Эксперты СПбГУ выступили против «непристойной» рекламы
Реклама не должна содержать даже намеков на непристойные выражение. К такому выводу пришли специалисты Санкт-Петербургского университета в рамках проекта «Мониторинг правоприменения».
Как сообщает пресс-службы СПбГУ, эксперты проанализировали судебную практику по делам о нарушении требований к языку рекламы. Зафиксированное в судебных решениях толкование законодательства по этому вопросу таково: иностранные слова нужно переводить на русский язык, а бранных выражений и даже намеков на них в языке рекламы быть не должно.
Отмечается, что всего за последние пять лет судами Российской Федерации было рассмотрено около 250 дел по спорам о несоответствии рекламы требованиям федерального законодательства о государственном языке. По мнению экспертов, чаще всего споры возникают в связи с использованием в рекламе иностранных слов и выражений вообще без перевода, с неверным переводом или с переводом, который оформлен шрифтом нечитаемого размера. В отличие от надзорных — антимонопольных — органов суды не всегда требуют оформления перевода буквами того же размера и цвета, но, согласно исследованию, штрафуют рекламодателей, если русскоязычный текст плохо видим, его невозможно прочитать или он содержит ошибку.
Еще одним частым поводом для возникновения споров, говорят эксперты, является использование в рекламной продукции нецензурных слов и выражений. Авторы рекламы нередко занимаются словотворчеством, цель которого обойти запрет на использование нецензурной лексики. Так, зачастую они переиначивают слова и разделяют их на несколько фрагментов. Однако, замечают исследователи, суды «творческими» подходами трудно обмануть: чаще всего подобная реклама признается незаконной. Отмечается, что судебные органы не принимают в качестве доказательств или аргументов ссылки на то, что жалоб на эту рекламу не поступало и что в восприятии, например, детей она будет вполне пристойной. Поскольку суду очевидны и цели, и скрытый смысл этих слов, утверждают эксперты, такие формальные доводы производителей рекламы обычно отвергаются.
В заключении пресс-служба СПбГУ отмечает, что эксперты вуза готовы защищать чистоту русского языка, и просит сообщать о нарушениях требований к языку рекламы, заполнив форму на портале университета.