Санкт-Петербургские ведомости: Правильным онлайн-курсом идете, товарищи

Эти студенты осваивают курс в вузе, а параллельно тысячи людей выполняют те же задания онлайне, сидя дома - возможно, в пижамах и попивая чай.

В 2015 году начала работу национальная платформа «Открытое образование», и с тех пор любой может бесплатно учиться в ряде ведущих российских вузов. Прослушать дистанционно курс СПбГУ «Китайский для начинающих», «Простые молекулы» от МГУ или «Основы технологии машиностроения» от Политеха. Всего полторы сотни курсов.

Показательный пример: в СПбГУ 20 тысяч дисциплин осваивают 30 тысяч своих студентов, а только на выложенные 19 онлайн-курсов за месяц записались 60 тысяч. Со всей страны, и не только студентов. В Политехе прошедших и проходящих онлайн-обучение — уже около 100 тысяч.

Многие ли записавшиеся дотягивают до финиша? И можно ли под шумок бесплатно получить второе высшее?

Как это работает

Первыми несколько лет назад перестали жадничать и выложили бесплатно свои курсы Стэнфорд и несколько университетов той же весовой категории. Так постепенно сложились крупнейшие образовательные платформы Coursera и MOOC (Massive open online courses), и можно хоть в поселке Нижние Конечности слушать курс гарвардского светила. У этих курсов, впрочем, один страшный грех: они не на русском.

В 2015-м несколько видных российских вузов создали ассоциацию «Национальная платформа «Открытое образование»: МГУ, СПбГУ, Политехнический университет Петра Великого, Университет ИТМО, Высшая школа экономики, МИСиС, Московский физтех и Уральский федеральный вложились в создание общего ресурса.

Рассуждая в ТАСС о перспективах онлайн-образования, директор ассоциации Дмитрий Юшин сообщил: сейчас на платформе зарегистрированы свыше 278 тысяч пользователей, а количество записей на курсы составило более 855 тысяч.

Не путать с лекциями, выложенными на «Ютьюб». Онлайн-курсы предполагают предварительную запись, имеют начало и конец, промежуточную аттестацию и экзамен. Но лекции вы слушаете в любое удобное для вас время, и с зачетами сроки мягче, чем обычно в вузе.

Прямо сейчас можете зайти на openedu.ru — и увидите: одни курсы идут полным ходом, на другие можно записываться и ждать старта.

Сами знания — бесплатны. Платность «включается», если нужен сертификат и, соответственно, сдача экзамена. Для этого уже потребуются технологии идентификации (подтверждение, что вы — это вы), процедура обойдется в тысячу рублей. В случае успеха получаете ссылку на электронный сертификат, которую можете предъявлять в других вузах или, скажем, работодателю.

СПбГУ стартовал в 2015-м с одного курса — «История России». На него с ходу записались 17 тысяч человек, и, по словам Екатерины Бабелюк (первого проректора по учебной, учебно-методической и внеучебной работе), один из иногородних вузов и вовсе перевел своих студентов на «исторический» онлайн-курс СПбГУ с комментарием: «там истории лучше научат».

В Политехе вообще встроили ряд своих онлайн-курсов в свой же образовательный процесс. То есть часть аудиторных лекций перенесли студенту «на дом». Волнующую встречу с преподавателем оставили для практических занятий, которых, предполагается, станет больше.

Из 19 онлайнов СПбГУ в топ-5 самых востребованных входят четыре, в том числе «Китайский для начинающих». «В самом Университете китайский язык по программе "Востоковедение" изучают всего несколько десятков человек, а на онлайн-курс записались более 10 тысяч», — отмечает Екатерина Бабелюк.

Еще одно важное отличие онлайн-курсов от обычных выложенных в Интернет лекций: это определенным образом структурированный видеопродукт. Без милых профессорских баек, без мхатовских пауз — только по существу. Поэтому полуторачасовая пара укладывается в полчаса. Обычно — два видеофрагмента минут по семь плюс тексты, таблицы и прочее.

Как вспоминает Светлана Калмыкова (замдиректора Центра открытого образования Политеха), никто из преподавателей не ликовал от перспективы зачитывать курс «в пустоту», на камеру. Но курсы собрали столько положительных откликов от студентов, что воодушевили и почтенного возраста консервативных профессоров.

В СПбГУ съемку лекций осваивали под руководством приглашенных профессионалов, в том числе известного оператора Макса Осадчего («9 рота», «Сталинград», «Дуэлянт»), говорит Владимир Старостенко, директор по развитию электронных образовательных ресурсов СПбГУ. А волшебная Татьяна Черниговская мало того что записала курс «Психолингвистика» — в руководимой ею Лаборатории когнитивных исследований сейчас изучают реакцию слушателя на видеоконтент: что привлекает внимание, что отвлекает, как материал лучше усваивается.

Много званых

Второе высшее — как известно, платное. Впрочем, многим и за первое приходится платить. Логичный вопрос: можно ли, набирая нужные курсы, наскрести на бесплатное высшее? «Онлайн-курсы — это пока только курсы», — отвечает Светлана Калмыкова.

Еще ни в одном университете эти курсы не закрывают направление подготовки целиком, — хотя Вышка, Высшая школа экономики (лидер по количеству онлайнов), бойко в этом направлении продвигается. Ну и сертификаты, повторим, не бесплатны.

Еще один насущный момент. По мировой статистике, только 10 % «онлайников» доходят до финиша и сдают экзамен. Остальные либо не берут «заявленный вес», либо по лени бросают. Василий Третьяков, председатель правления ассоциации «Национальная платформа «Открытое образование», делит слушателей онлайнов на две категории. Из тех, кто записался ради самообучения или из любопытства, — как в мировой статистике, дотягивает только один из десяти.

«Но те студенты, которые идут на онлайн-курс изначально с перспективой зачета, успешно завершают в 80–95 % случаев», — утверждает Третьяков.

Онлайн против «реала»?

До возникновения «Открытого образования» эксперты подгоняли: российским вузам поспешить бы с выходом в Интернет, иначе, как только мировые образовательные платформы наладят оперативный перевод на русский, наша молодежь рванет слушать лекции университетов Лиги плюща, а отечественным вузам ничего не останется.

Но, как говорят создатели национальной платформы, у нее есть преимущество. «На нашу платформу выкладываются дисциплины только в соответствии с учебными планами, — констатирует Светлана Калмыкова. — Такого нет больше ни на одной платформе».

На Coursera преобладают краткосрочные курсы, у нас — как в вузе, 16–18-недельные и полностью соответствующие госстандарту.

К тому же «Открытое образование» — платформа русскоязычная, и российские вузы пока не выставляют свои англоязычные курсы (а их все больше). Это вроде бы недостаток на международном рынке — однако, по словам Светланы Калмыковой, напротив: та же Coursera заинтересована в привлечении русскоговорящей аудитории и «просит от нас курсы по техническим тематикам».

Когда ведущие мировые вузы начали выкладывать свои лекции бесплатно, скептики недоумевали: кто будет платить за всякие гарварды, если гарвардский курс можно прослушать бесплатно? Оказалось, нет: народ, во-первых, брал и платные опции (ту же сдачу экзаменов и получение сертификатов), во-вторых, курсы оказались блестящей рекламой самим вузам и привлекли студентов.

В России тоже полагают, что онлайн-курсы вузам не угроза.

«Такие курсы — скорее, самообучение. А образование — это получение обратной связи от преподавателей, — формулирует разницу Екатерина Бабелюк. — Технологии развиваются, но пока в них все равно есть некоторая ущербность. Они не дают того, что дает непосредственный контакт с преподавателем, с группой. Кроме того, университетское образование отличается системностью, а слушатели онлайн-курсов сами выстраивают свою траекторию».

Минувшей осенью Совет при президенте РФ по стратегическому развитию утвердил проект «Образовательная цифровая среда». Василий Третьяков уверен, что это еще больше подстегнет включение онлайн-курсов в работу любого университета. К 2025 году количество онлайнов дорастет до 4 тысяч, а обучающихся, как ожидают, — до 11 миллионов.