Индикатор: Модель для сборки университетов 4.0, или Для кого не наступит будущее

Для кого будущее не наступит, что такое университет модели 4.0 и можно ли создать что-то кардинально новое при помощи проектного подхода — эти вопросы эксперты обсудили на XXI семинаре-конференции «Проекта "5 — 100"», прошедшем в Калининграде.

«Сквозные технологии», «междисциплинарность», «новые компетенции», «проектный подход», «цифровая экономика»... Все эти слова звучали в докладе каждого спикера на пленарной сессии «Трансформация университетов в современных условиях», состоявшейся в рамках XXI семинара-конференции «Проекта "5 — 100"». Эксперты говорили о том, как меняется мир и каким должно стать высшее образование, чтобы органично влиться в наступающую цифровую эпоху. Оговоримся сразу: четких рецептов никто так и не смог сформулировать. Это, впрочем, неудивительно, тема дискуссии оказалась настолько сложной, что спикеры частенько противоречили не только друг другу, но и сами себе.

Заместитель министра образования и науки Людмила Огородова рассказала о проектом подходе, который нужно применять для того, чтобы планировать развитие системы образования. Он даст возможность выстроить горизонтальную коммуникацию. Кроме того, вузы должны реагировать на происходящие в обществе изменения.

Стратегия [развития образования] не определяется программой на пять лет. Стратегия определяется вызовами, которые возникают вне времени и вне пространства... Ну, то есть тогда, когда возникают.

Заместитель министра образования и науки Людмила Огородова

Екатерина Бабелюк, первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ рассказала о том, что в университете из примерно 400 образовательных программ около 100 могут считаться междисциплинарными. «Несмотря на то, что нет определения понятия "междисциплинарность", мы все же позиционируем так некоторые программы», — отметила Бабелюк. По ее словам, большую роль в формировании этих программ играют работодатели, цель которых — получить специалистов под свой запрос.

У нас работодатель включен на всех стадиях учебного процесса. Темы ВКР получаем от работодателей. Новые программы открываем, только когда работодатель говорит, что это актуально. Причем соглашение заключается не на уровне подписанной бумаги, а когда, например, предлагают договор на заключение практики, то есть оказывается реальная поддержка. Работодатель — это тот источник, который позволяет нам сформировать нужные междисциплинарные образовательные программы.

Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Екатерина Бабелюк

Огородова не оставила выступление без внимания и в ответной реплике прокомментировала тему отношений между рынком и образованием. «Возникающие на рынке потребности должны находить быстрый отклик в образовании. Министерство не говорит сверху, какие направления подготовки должны появляться. Мы создали систему координационных советов, которые между собой в ответ на рыночный запрос их разрабатывают», — уточнила замминистра.

Екатерина Бабелюк также говорила о междисциплинарности при проектировании современных образовательных программ. В качестве примеров таких программ она привела программу «Биоинформатика», которая будет запущена в СПбГУ в этом году, а также программы юриспруденции, экономики и менеджмента с углубленным изучением восточных (китайского и, в случае менеджмента, корейского) языков. «При этом китайский язык дается не поверхностно: шесть часов языка и два часа страноведения в неделю. Это такая же нагрузка, как и у востоковедов», — заверила слушателей проректор.

Еще одним успехом СПбГУ в процессе трансформации в университет будущего Екатерина Бабелюк назвала введение «"клинического" обучения» (сама спикер отметила, что термин «клиническое» не самый удачный, но все же называла этот процесс именно так).

«Клиника» — это форма получения практических навыков без отрыва от обучения, решение поставленных клиентом задач. Это не значит, что студент учится и работает на предприятии. Это значит, что он учится и параллельно решает практические задачи.

Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Екатерина Бабелюк

Одним из положительных примеров введения «клинического» обучения проректор назвала введение практики для студентов, обучающихся на переводчиков: теперь студенты старших курсов во время учебы переводят реальные тексты, с которыми заказчики приходят в переводческие агентства, и несут ответственность за качество своей работы. Это привело к тому, что факультет стал выпускать специалистов, способных к переводу. Раньше, по словам Бабелюк, выпускники частенько не могли этого делать.

Участники дискуссии, сказав очень многое о цифровой эпохе, трансформации и новых вызовах, по сути, еще раз подтвердили, что универсального рецепта для выживания в мире будущего не существует. Ярче всех эту мысль выразила Людмила Огородова, заявив: «Каждый университет должен для себя выделить то перспективное направление, которое сможет его вытащить. Должно прийти понимание: будущее наступает так быстро, что если мы не будем трансформироваться и меняться, то для некоторых оно не наступит».