Комсомольская правда: Вундеркинд — хорошо, а оболтус лучше?

Вместе со специалистами пытаемся разобраться, что такое талант и как помочь ребенку его раскрыть.

Все родители мечтают о ребенке, который бы удивлял окружающих умом и способностями. Но чем больше мы узнаем о вундеркиндах, тем чаще задаемся вопросом: а такая ли уж счастливая доля выпала этим необычным детям?

Часто удивительный взлет заканчивается трагически (см. «Быть вундеркиндом опасно для жизни?»). Но даже юные гении, прожившие долгую жизнь, редко могут реализовать надежды, которые на них возлагали в детстве. Яркий пример — Мэрилин вос Савант, обладательница самого высокого коэффициента интеллекта в мире. Ее IQ — 228 пунктов, а ведь нормой считается 100. Но самая умная женщина планеты не совершила никаких открытий и ничем не обогатила сокровищницу человеческой мысли — работает финансовым директором в корпорации мужа Jarvik Heart (кстати, ее супруг Роберт Джарвик — создатель искусственного сердца) и ведет колонку вопросов и ответов в женском журнале...

Недавно о том, что такое талант, говорили на форуме в сочинском образовательном центре «Сириус», созданном специально для работы с одаренными детьми. Так что же такое детская гениальность? Об этом я побеседовал с профессором СПбГУ, доктором педагогических наук Еленой Казаковой.

Елена Ивановна, что делать родителям, которые почувствовали, что их ребенок — вундеркинд? Радоваться или хвататься за голову?

А что нужно сделать родителям, у которых родился ребенок-инвалид? Принять это, осознать свою ответственность, постараться компенсировать то, что ребенку недодала природа, и помочь ему стать счастливым. Простите, но вундеркинд — в какой-то степени инвалид. Он также выпадает из мейнстрима, ему трудно вписаться в систему общего образования, его часто будут не принимать сверстники... Поэтому родителям надо прежде всего научиться растить своего необычного ребенка. Что-то ему будет даваться невероятно легко, а какие-то простые задачи поставят в тупик. Но вот что почти никогда не получается у родителей — это сделать так, чтобы способности вундеркинда и дальше развивались таким взрывным образом.

Мамам и папам вундеркиндов не позавидуешь...

Родители должны не мечтать о вундеркинде, а помогать своему собственному ребенку жить в полную силу и искать тот мир, в котором можно себя реализовать. В первую очередь ищите место, где ребенок будет получать качественное образование и испытывать от этого радость. Ведь если обучение вызывает лишь негативные эмоции, результата не будет.

Талантливые дети — это самородки, которых Бог поцеловал в маковку, или результат родительских усилий?

Это зависит от типа таланта. Есть логико-математатический интеллект, музыкальный, лингвистический — всего выделено девять типов. Но образуются они по-разному. Так, математикой надо заниматься с раннего детства. Золотое время для развития лингвистического интеллекта — возраст до шести лет. Но какие-то таланты расцветают с помощью ответственного родительства. Например, социальный талант развивается позже и вспыхивает в подростковом возрасте.

Что такое социальный талант?

Вы таких людей наверняка видели. Вот пришел человек, и вокруг него тут же образовалась команда. Он начнет говорить — а его слушают, он позовет — и за ним идут люди. Это то, что называется харизмой. На социальный талант, похоже, больше влияет среда. Родители — это, конечно, великое дело, но важно, чтобы ребенок попал в среду, где можно учиться и проявлять себя, где талантом восхищаются не взрослые, а сверстники — для подростков это ключевая вещь.

На ТВ появилось немало шоу о детских талантах. Понятно родительское желание сделать из своего чада звезду. Но благо ли это для самого ребенка?

Меня очень расстраивает эта картина. Для детской психики не очень хорошо, когда малыши с такого юного возраста участвуют в соревнованиях. Это травматичная вещь. Кстати, более ли менее приличные шоу всегда пытаются делать вид, что они не конкурс, а фестиваль, и говорят: у нас нет проигравших. Во-вторых, меня смущает, что активно популяризируем только одну область: ребенок — эстрадная звезда. Но надо показать обществу, что ребенок-изобретатель, ребенок-ученый не менее достойны аплодисментов.

Авторитетно: зубрежка не поможет

Что происходит с победителями международных предметных олимпиад во взрослой жизни? Международные предметные олимпиады являются той вершиной, покорение которой свидетельствует о том, что ребенок действительно обладает выдающимися способностями. Руководитель Лаборатории имени Чебышева СПбГУ математик Станислав Смирнов — один из учредителей фонда «Талант и успех», создавшего центр «Сириус», — в свое время дважды (в 1986 и 1987 гг.) побеждал на международных математических олимпиадах (ММО). А семь лет назад стал лауреатом Филдсовской премии — это аналог Нобеля для математиков.

Станислав Константинович, наши ребята всегда хорошо выступали на ММО, но все-таки доминируют там школьники из Азии. Даже в команде США погоду делают выходцы из Китая! Чем это объяснить? Это образовательные ноу-хау или невероятное трудолюбие? А может, в Китае просто больше вундеркиндов?

Китай действительно страна с самым большим населением на планете. Там много математических школ и хорошо поставлена система отбора: сначала лучших детей посылают в главную школу региона. Потом самых талантливых отправляют в лучшую школу провинции, а оттуда в Пекин и Шанхай... И трудолюбие тоже играет важную роль. У китайских студентов и школьников принято очень много и тяжело заниматься. Но мне иногда кажется, что они немного с этим перебарщивают.

Чем же это плохо?

Человек может решать задачи, потому что трудолюбиво изучил множество готовых рецептов. Но иногда это отбивает креативность к придумыванию чего-то нового. Я помню, как китайские школьники приезжали на ММО первый раз—- в 1986 году и сразу показали себя очень хорошо. С тех пор прошло 30 лет, китайцы очень успешно выступают на олимпиадах. Но пока выдающихся математиков из их ребят получилось мало. Есть, правда, Теренс Тао, лауреат Филдсовской премии, но он вырос в Австралии. Думаю, у китайцев сейчас крен в сторону того, чтобы вызубрить, а не придумать. В этом смысле мне наши ребята больше нравятся. Они более креативные и разносторонние, могут и в волейбол зарубиться, и на музыкальных инструментах сыграть. А ребята из китайской команды, которых я встречал, как правило, сфокусированы только на математике.

Вопрос ребром: как понять, что ваш ребенок одаренный

Долгое время степень таланта мерили на глазок. Потом появилась универсальная мерка — коэффициент IQ. Но, по словам Елены Казаковой, вскоре выяснилось, что обладатели высокого IQ показывают не самые лучшие результаты на практике, поскольку не всегда способны к взаимодействию с другими людьми. Тогда ввели второй критерий таланта — способность к коммуникации, командной работе. Затем началась цифровая революция, знания стали быстро устаревать, и появился третий критерий — креативность и способность к постоянному самообучению. Потом ученые стали настаивать на введении четвертого критерия одаренности — наличия эмоционального интеллекта. Это способность испытывать страсть, азарт, вдохновение, умение зажечь своей идеей других людей.

Но как пользоваться этой громоздкой системой? Пока ребенка будут исследовать, он уже состарится... Специалисты говорят: есть простые признаки одаренности ребенка. Это врожденное любопытство, познавательный интерес и умение добить задачу — то есть довести дело до конца. Проще говоря, математический талант — это когда ребенок в свободное от школы время сам для себя решает математические задачи. Если при этом у него глаза горят — перед вами будущий гений!