Журналистика

42.04.02На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Профили подготовки

Профессионально-творческая авторская журналистская деятельность в СМИ (печатных изданиях, телевидении, радиовещании, информационных агентствах, интернет-изданиях) и смежных информационно-коммуникационных сферах (издательствах, пресс-службах, рекламных и PR-агентствах), проектно-аналитическая деятельность, организационно-управленческая деятельность, а также научные исследования и педагогическая деятельность в образовательных учреждениях данного профиля по деловой журналистике и бизнес-коммуникациям.

Основные учебные курсы профиля
  • Деловой журнал
  • Журналистика в политических технологиях
  • История деловой журналистики в России XVIII–XX вв.
  • Корпоративное издание как инструмент бизнес-коммуникации
  • Кросскультурные различия в международных бизнес-коммуникациях
  • Менеджмент деловых СМИ
  • Правовое и этическое регулирование в деловой журналистике
  • Речевые особенности и редактирование текста делового издания
  • Творческие студии
  • Теория и практика деловой журналистики
  • Экономическая публицистика
Основные направления исследований
  • Анализ практики ведущих отечественных и зарубежных журналистов соответствующего профиля
  • Анализ результатов научных исследований по данной сфере деятельности и их интерпретация, прогноз использования в редакционной практике
  • Аспекты предметно-содержательной структуры деловой журналистики в сфере политико-экономической власти
  • Деловая журналистика в условиях бизнес-среды 2000-х годов
  • Деловая пресса в системе средств массовой информации
  • Корпоративные СМИ России
  • Морально-правовые стратегии деловой журналистики
  • Особенности генезиса и развития деловых СМИ
  • Предметно-содержательная структура деловой журналистики
  • Проявление специфики моделирования в деловой журналистике
  • Стандарты профессиональной квалификации и критерии профессиональной культуры журналиста
  • Типологический анализ массмедиа
  • Типы аудитории

В результате обучения магистр может работать как в научно-исследовательской сфере, так и применить полученные знания, умения и навыки в практической сфере создания хроникально документальных и научно-познавательных фильмов различных видов и жанров, в структурах кино- и телефестивалей и продюсерских видеоцентров.

Основные направления исследований
  • История и теория документального фильма
  • Научно-познавательный телефильм: эволюция, современная практика
  • Практика создания документального фильма

Выпускник магистратуры профиля должен не только владеть навыками создания медиатекстов, но и обладать глубокими теоретическими знаниями в сфере истории, умением профессионально работать с материалами библиотек, музейных фондов, исторических архивов и проводить самостоятельную аналитическую, исследовательскую работу.

Основные направления исследований
  • Военно-историческая журналистика
  • Историческая журналистика русского зарубежья
  • Историческая тематика в контексте политического дискурса
  • История как наука
  • История русской публицистики
  • История цензуры в России
  • Российская история в СМИ
  • Стилистика исторической журналистики

Выпускники данного профиля — универсальные специалисты по медиапроизводству, ориентированные на создание успешного медиаконтента в рамках кроссмедийного подхода, позволяющего сочетать возможности различных каналов для максимального эффективного воздействия на целевую аудиторию.

Основные учебные курсы профиля
  • Бизнес-планирование современного медиапроекта
  • Интегрированные маркетинговые коммуникации
  • Конкуренция и стратегия в шоу-бизнесе
  • Мастерство продюсера СМИ
  • Менеджмент документального телепроекта
  • Продюсер информационных, аналитических и публицистических программ
  • Продюсирование в массмедиа
  • Современные теории массовой коммуникации
  • Стратегический менеджмент продюсерских проектов
Основные направления исследований
  • Исследования перспектив творческого решения стратегических задач
  • Организация продвижения на медиарынке
  • Оценка эффективности функционирования информационно-коммуникативных и технологических платформ
  • Развитие профессиональной журналистской среды
  • Этапы создания креативного и творческого медиапродукта

Программа готовит мультимедийных журналистов, способных работать в условиях повышенной сложности, связанной с многообразием международной тематики. Выпускники могут работать в научно-исследовательской сфере и в средствах массовой информации в качестве журналистов-международников.

Основные учебные курсы профиля
  • Глобальная информация: демократический опыт

  • Медиаиндустрия и массовая культура

  • Медиаконвергенция: зарубежный опыт

  • Международное право и законодательство иностранных государств о СМИ

  • Международные стандарты журналистики

  • Новые медиа и журналистика в Web 2.0

  • Правовые и геополитические проблемы деятельности СМИ

  • Современные тенденции медиабизнеса

  • Социокультурные аспекты информационного общества

  • Теория и практика международной журналистики

Основные направления исследований
  • Влияние СМИ на формирование международных отношений
  • Закономерности и механизмы воздействия рекламы на потребителя
  • Концептуальные подходы к рекламе
  • Менеджмент и маркетинг рекламного дела
  • Правовое и этическое регулирование рекламы
  • Профессионально-творческие аспекты международной журналистики

Выпускники профиля могут работать в области политической журналистики и современной медиакультуры (в универсальных и специализированных СМИ, в России и за рубежом), заниматься проектно-аналитической и организационно-управленческой деятельностью, а также научными исследованиями и педагогической деятельностью в образовательных учреждениях.

Основные учебные курсы профиля
  • Актуальные проблемы истории журналистики
  • Информационное обеспечение политической коммуникации
  • Методы анализа политической коммуникации
  • Нормативное регулирование политической коммуникации
  • Политическая журналистика (политология журналистики)
  • Политическая пропаганда и политическая коммуникация
  • Психология политической коммуникации
  • Современные философские концепции в журналистике
Основные направления исследований
  • Медиатизация политики
  • Методы анализа политической коммуникации
  • Особенности взаимодействия власти и медиа
  • Психология политической коммуникации
  • СМИ как информационный ресурс политики
  • Электоральные процессы в медиа

Профиль имеет прикладной характер, содержание учебных дисциплин ориентировано на выработку умений и навыков в рекламной деятельности. Выпускники могут работать в рекламных, маркетинговых, коммуникационных агентствах, отделах рекламы и маркетинга крупных компаний.

Основные учебные курсы профиля
  • Визуально-графические коммуникации в рекламе
  • Интернет-технологии в рекламной деятельности
  • История мировой и российской рекламы
  • Маркетинг в рекламной деятельности
  • Медиапланирование
  • Менеджмент в рекламной деятельности
  • Организация и проведение рекламных кампаний
  • Основы копирайтинга
  • Основы рекламоведения
  • Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности
  • Производство рекламного продукта и копирайтинг
  • Психология и социология рекламной деятельности
  • Семиотика рекламной коммуникации
  • Социология рекламной деятельности
  • Язык и стиль современной рекламы
Основные направления исследований
  • Закономерности и механизмы воздействия рекламы на потребителя
  • Концептуальные подходы к рекламе
  • Менеджмент и маркетинг рекламного дела
  • Правовое и этическое регулирование рекламы
  • Психологическая и социологическая составляющие рекламы
Вступительные испытания
  • Журналистика, экзамен в устно-письменной форме и конкурс документов (для граждан РФ и соотечественников)
  • Журналистика, экзамен в устно-письменной форме, ТРКИ–2 (для иностранных граждан)
Преимущества образования

Программа располагает высокотехнологичными профессиональными комплексами, позволяющими студентам получать практические навыки и регулярно побеждать в российских и международных профессиональных конкурсах, а также обширной базой зарубежных партнеров, позволяющей осуществлять международные обмены и реализовывать совместные. Среди партнеров – крупнейшие университеты Европы, Америки, Азии и Африки.

В рамках программы действуют площадки для профессиональной активности: студенческий учебно-образовательный пресс-центр, информационно-образовательный портал «1-я линия», учебная газета, международный образовательный телерадиоканал «Мост», международные конкурсы «Масс-медиа перспектива» и Polit PRpro.

Известные преподаватели
  • С. Г. Корконосенко — профессор, доктор политических наук, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ассоциации медиапедагогики РФ, Санкт-Петербургского философского общества, координационного совета Российской коммуникативной ассоциации
  • С. С. Бодрунова — профессор, доктор политических наук, глава Центра мультимедийной журналистики в СПбГУ, руководитель англоязычной магистерской программы «Глобальная коммуникация и международная журналистика»
  • И. В. Паукшто — старший преподаватель СПбГУ, телеведущая, член Союза журналистов России и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Э. М. Глинтерник — профессор, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой рекламы СПбГУ, член Союза художников России, член Союза дизайнеров РФ, академик Национальной академии дизайна, награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», автор более 120 научных работ
  • В. А. Сидоров — профессор, доктор философских наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ
Организации, в которых работают выпускники
  • Ведущие российские и иностранные СМИ, медиахолдинги и коммуникационные агентства
  • Коммерческие фирмы, заинтересованные в эффективном использовании средств массовой информации и коммуникации
  • Научно-исследовательские институты и организации (научно-исследовательская деятельность)
  • Органы государственной власти местного самоуправления
  • СПбГУ и другие учебные заведения (преподавательская деятельность)