Музыкальная критика

50.04.01На английском и русском языках

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Профили подготовки и вступительные испытания

Профиль подготовки — «Музыкальная критика». Вступительные испытания: конкурс документов (портфолио) — для граждан РФ и соотечественников; конкурс документов (портфолио), ТРКИ–2 — для иностранных граждан.

Основные учебные курсы
  • Классическая хореография и modern dance
  • Кураторский проект в исполнительских искусствах
  • Музыка ХХ века: текст, техника, автор
  • Музыкальные стили в исполнительской интерпретации
  • Опера: от партитуры к сцене
  • Оперный и балетный театр в пространстве современной культуры
  • Русская и советская музыка в контексте культурной и политической истории
  • Современная музыка: стили и идеи
  • Современное музыковедение: ключевые концепты
  • Спектакль как текст
Известные преподаватели

О. Б. Манулкина — музыкальный критик и историк музыки, главный редактор журнала Opera musicologica, редактор книжной серии по истории и социологии музыки издательства Academic Studies Press, автор книги «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века»

П. Д. Гершензон — балетный критик и куратор, в прошлом — консультант генерального директора Большого театра по планированию балетного репертуара, консультант директора балета театра Ла Скала (Милан) по новому репертуару, художественный координатор реконструкций балетов в театрах России и Европы, автор концепций и программный координатор фестивалей и выставок, соавтор книги «Разговоры о русском балете» (совместно с В. Гаевским)

В. В. Раннев — композитор и музыкальный критик, автор опер «Два акта» (гран-при Премии Сергея Курехина, 2013), «Сверлийцы» (номинант премии «Золотая маска», 2016), «Проза» (2017), его музыка публикуется издательством Verlag Neue Musik Berlin

Преимущества образования
  • Во время обучения происходит развитие способностей к конструированию коммуникативных проектов и поддержанию межкультурного диалога, а благодаря максимальной индивидуализации процесса формируется критическое мышление и креативный подход в научно-исследовательской и профессиональной деятельности
  • Студенты получают практический опыт написания критических статей, рецензий, аналитических статей, посвященных музыке и музыкантам в современной культуре, статей для сайтов и буклетов
  • Во время обучения проводятся регулярные семинары с участием ведущих российских и зарубежных композиторов, хореографов, критиков, кураторов
  • За время обучения студенты разрабатывают собственный кураторский проект; стажировки и практики проводятся на фестивалях в Санкт-Петербурге, Москве, Перми и на фестивале в Бард колледже (США)
  • Научно-педагогический состав факультета свободных искусств и наук реализует множество творческих и научно-практических проектов, в работе над которым принимают участие студенты, например: трехтомная антология «Новая русская музыкальная критика», русское издание книги Жерара Мортье «Драматургия страсти», издание «Век "Весны священной" — век модернизма» для Большого театра
  • Студенты привлекаются к сотрудничеству с просветительским проектом «Арзамас», интернет-ресурсом фестиваля «Золотая маска» Maskbook, к работе над буклетами Большого театра, Мариинского театра, Пермского театра оперы и балета, Екатеринбургского театра оперы и балета
  • Студенты и выпускники программы издают ежегодный сборник Schola criticorum
  • Студенты участвуют в конкурсе молодых музыкальных критиков «Резонанс»
  • Студенты могут пользоваться возможностями библиотеки, фотолаборатории, лаборатории видеомонтажа и мультимедиа, лаборатории электронной музыки, мультимедийного комплекса, класса для проведения видеоконференций
  • Тесные академические контакты с Бард колледжем (США)
Основные напарвления исследований
  • История и современная практика музыкальных институций
  • История и теория исполнительства
  • История и теория музыкальной критики и кураторства
  • История и теория оперного и балетного искусства
  • Музыкальное просветительство
  • Опера на сцене и оперная режиссура
  • Современная музыка и музыкальный театр
Практика и будущая карьера
Места прохождения практик
  • Дягилевский фестиваль в Перми
  • Национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
  • Фестиваль «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург)
  • Фестиваль Early Music (Санкт-Петербург)
Ключевые профессии
  • Музыкальные критики и журналисты
  • Специалисты в сфере public musicology и музыкального просветительства
  • Кураторы, способные инициировать и реализовывать проекты в рамках современных культурных институций — оперных и балетных театров, филармоний, концертных организаций и фестивалей
Организации, в которых работают выпускники
  • Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
  • Екатеринбургский театр оперы и балета
  • Мариинский театр
  • Михайловский театр
  • Санкт-Петербургская академическая филармония