История

46.04.01На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Профили подготовки
Основные направления исследований
  • Изучение археологических источников
  • Изучение комплексов археологических памятников
  • История археологии
  • Реконструкция скрытых для археологии духовной культуры и социальной организации древних обществ
  • Современные методы археологических исследований
  • Сохранение археологического наследия
Основные направления исследований
  • Балтийский мир как явление. Закономерности его исторического развития
  • Внутрирегиональные связи и взаимодействия
  • Движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем
  • Закономерности и тенденции развития Балтийского мира в сфере культуры
  • Макро- и микроистория
  • Ментальность и когнитивные установки сознания общества конкретной исторической эпохи
  • Основные проблемы и специфика функционирования институтов внутрирегионального взаимодействия в политической, экономической, общественной и культурной сферах
  • Основные проблемы, направления, теории и методы истории
  • Особенности исторического контекста развития общества
  • Специфика Балтийского мира в общеевропейском, историческом и культурном контекстах
  • Специфика исторических и современных связей и контактов России со странами Балтийского региона
Основные направления исследований
  • Анализ трансформации западного общества в религиозной сфере
  • Историография и источниковедение истории стран Западной Европы
  • История современного Западного мира
  • История структур повседневности
  • Нового и Новейшего времени и Америки с ХVI века по настоящее время
  • Проблемы становления и трансформации современного Западного мира
  • Проблемы эволюции отношений России и Запада
  • Специфика политических, экономических и культурных форм развития Западного мира
Основные направления исследований
  • Изучение дискуссионных проблем политической истории России
  • Изучение дискуссионных проблем социальной истории России
  • Изучение дискуссионных проблем экономической истории России
  • Изучение проблем взаимоотношений власти и общества
  • Историческая память российского общества
  • Историческая роль интеллигенции
  • История внешней политики России
  • История российского государства и права
  • Петербургский университет
  • Проблемы российской государственности
  • Проблемы российской историографии
Основные направления исследований
  • История Великой Отечественной войны
  • История Гражданской войны в России
  • История Первой мировой войны
  • История политических партий России в ХХ—ХХI веках
  • История российских революций
  • Культурная жизнь России в годы войн и революций
  • Социально-экономические аспекты истории России в ХХ—ХХI веках
Основные направления исследований
  • История кинематографа
  • История костюма
  • История литературы
  • История театра
  • Концепции презентации и репрезентации памятников культуры
  • Концепции сохранения и реставрации памятников культуры
  • Проблемы структурной иерархии и механизмы системной организации культуры
  • Стиль в истории западноевропейской и русской культуры, как мировоззренческая проблема
Вступительные испытания
  • История конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
  • История конкурс документов (портфолио), ТРКИ–2 (для иностранных граждан)
Основные учебные курсы
  • Актуальные проблемы исторической науки
  • Древнерусская археология как «историческая археология» (интеграция письменных и археологических источников)
  • Зарубежная историография истории России
  • Истоки современности. Динамика и логика развития Запада
  • Историческая память российского общества
  • История исторической науки (институциональный аспект)
  • Междисциплинарные подходы в современной исторической науке
  • Методология истории
  • Основы исторической урбанистики
  • Современная теория и методология историко-культурных исследований. Новейшие концепции истории культуры
  • Современные методы и подходы к изучению истории Нового и новейшего времени
Преимущества образования

Программа сохраняет классические традиции петербургской исторической школы и академический характер преподавания. В учебном плане успешно сочетаются традиции классического исторического образования с современными подходами и задачами исторической науки. Магистранты имеют возможность актуализировать и расширить теоретические знания и приобрести практические навыки, связанные с научным и образовательным направлением «История и археология».

Междисциплинарный подход к обучению обеспечен участием в учебном процессе ведущих отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в различных областях знания. В учебном плане сочетаются аудиторные, практические занятия, выездные семинары. Сотрудничество с ведущими российскими и мировыми университетами и исследовательскими центрами позволяет обучающемуся войти в широкую программу обмена, использовать возможность включенного обучения и участие в программах межвузовского обмена с иностранными вузами-партнерами СПбГУ.

В результате освоения программы выпускник способен осуществлять исследовательскую, образовательную, культурно-просветительскую, организационно-управленческую и экспертно-аналитическую работу, приобретает опыт организации научных мероприятий, в том числе научных конференций.

Известные преподаватели
  • И. Я. Фроянов — профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой русской истории (1983–2002), создатель исторической школы по изучению Древней Руси
  • А. Ю. Дворниченко — профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России с древнейших времен до XX века, ведущий исследователь по истории древней и средневековой России. Заведующий кафедрой истории России с древнейших времен до XX века СПбГУ
  • Г. Л. Соболев — профессор, доктор исторических наук, создатель научной школы по изучению истории русских революций и Гражданской войны
  • Е. Н. Носов — профессор, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой археологии СПбГУ, директор Института истории материальной культуры РАН (1998–2015), научный руководитель ИИМК РАН (2015 — по настоящее время)
  • В. Н. Барышников — профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Нового и Новейшего времени СПбГУ, ведущий специалист по истории Финляндии и стран Скандинавии
  • Г. Е. Лебедева — профессор, доктор исторических наук, один из ведущих отечественных византиноведов, специалист по истории Византии и Cредних веков
  • Э. Д. Фролов — профессор, доктор исторических наук, ведущий специалист в области истории Древней Греции, историографии античной истории, общественной мысли античности
Международные связи
  • Белградский университет (Сербия)
  • Белорусский государственный университет (Беларусь)
  • Берлинский университет им. Гумбольдта (Германия)
  • Варшавский университет (Польша)
  • Вроцлавский университет (Польша)
  • Грайфсвальдский университет (Германия)
  • Ереванский государственный университет (Армения)
  • Кильский университет им. Кристиана Альбрехта (Германия)
  • Латвийский университет (Латвия)
  • Опольский университет (Польша)
  • Свободный университет Берлина (Германия)
  • Софийский университет им. Святого Климента Охридского (Болгария)
  • Тартуский университет (Эстония)
  • Университет Бергена (Норвегия)
  • Университет Гамбурга (Германия)
  • Университет Гейдельберга (Германия)
  • Университет Хельсинки (Финляндия)
  • Университет Хоккайдо (Япония)
  • Университет Щецина (Польша)
  • Университетский колледж Лондона (Великобритания)
  • Харбинский политехнический университет (Китай)
Практика и будущая карьера

Обучение предполагает прохождение педагогической практики на базе Санкт-Петербургского государственного университета. Выпускник может работать в качестве научного сотрудника, сотрудника архивов, архивариуса; архивиста; музейного работника, сотрудника библиотек, редактора средств массовой информации, научного редактора издательства, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму, экскурсовода, педагога в культурно- просветительских и образовательных центрах, преподавателя в средних и средних специальных учебных заведениях, сценариста и редактора в области документального кино и телевидения; творческого работника рекламных и PR-служб, эксперта-аналитика, эксперта-консультанта, контент-менеджера.

Организации, в которых работают выпускники
  • Библиотека Академии наук
  • Военно-исторический музей артиллерии и инженерных войск и войск связи
  • Вузы России и зарубежные вузы
  • ГМЗ «Павловск»
  • ГМЗ «Петергоф»
  • ГМЗ «Царское Село»
  • Государственный выставочный центр «Росфото»
  • Государственный музей истории религии
  • Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Государственный Эрмитаж
  • Издательский центр «Гуманитарная академия»
  • Издательство «Аврора»
  • Московский государственный университет
  • Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)
  • Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина
  • Российская государственная библиотека
  • Российская национальная библиотека
  • Российский государственный исторический архив
  • Российский этнографический музей
  • Русский музей
  • Санкт-Петербургский государственный университет
  • Санкт-Петербургский институт истории РАН
  • Санкт-Петербургский филиал архива РАН
  • Туристическая фирма «Кругозор Экспо Трэвл»
  • Филиал музея мирового океана «Ледокол Красин»
  • Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга
  • Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга