Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

1 декабря 2016 года президент подписал указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Наука и технологии названы в стратегии ключевыми факторами развития России, призванными обеспечить способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. О вкладе, который может внести СПбГУ, рассказал декан факультета ПМ-ПУ доктор физико-математических наук Леон Аганесович Петросян.

 

– Леон Аганесович, какое значение для реализации идей стратегии имеет развитие специальностей, связанных с прикладной математикой и процессами управления?

– В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации указаны приоритеты этого развития (см. п. 20). Совершенно очевидно, что реализация практически ни одного из этих приоритетов или приоритетных направлений не возможна без использования методов прикладной математики, информатики, процессов управления. Поэтому должно быть понятно, что приоритеты,выделенные в стратегии, полностью совпадают с мерами и подходами, реализуемыми на ПМ-ПУ в части организации учебного процесса и научных исследований,которые всегда ориентированы на использование методов прикладной математики, информатики, процессов управления в предметных областях. Именно поэтому мы понимаем ту высокую ответственность, которая ложится на наш коллектив в части реализации стратегии. Для повышения эффективности нашей работы необходимо целенаправленно продолжать реализацию Программы развития СПбГУ, при этом обязательно внося необходимые коррективы, которые требует реальная ситуация (фактически в СПбГУ так и происходило в последнее время).

 

– Какие тезисы стратегии, применяемые в Университете, вы могли бы отметить?

– Важнейшим пунктом является наличие квалифицированного заказчика научных исследований. До настоящего времени квалифицированные заказы (за некоторым исключением) могли быть сформулированы лишь оборонным комплексом. Это вызвано в основном отсутствием соответствующей квалификации в других предметных областях, где наши подходы не просто возможны, но и настоятельно необходимы. Часто заказчики (из гражданской сферы) просто говорят: мы хотим, чтобы то-то и то-то было оптимально, даже не понимая смысла этих слов, или посчитайте нам то — не знаю что.

При распределении финансирования, на мой взгляд, достаточно эффективен конкурсный подход,который должен совершенствоваться с учетом именно приоритетных направлений стратегии.

Прорывным мероприятием для развития науки в СПбГУ явилось и создание центров коллективного пользования. Необходимо постоянно мониторить их деятельность и не ограничиваться только тем, что уже создано, а создавать новые, переориентировать старые, то есть действовать в соответствии с сегодняшними и завтрашними потребностями.

Одно из достижений СПбГУ последних лет — разграничение административных и академических полномочий. Оно позволяет концентрировать работу профессорско-преподавательского состава на решении конкретных проблем повышения качества учебного процесса и научных исследований. И здесь надо вести целенаправленную работу на повышение качества деятельности хозяйственных служб. К сожалению, все еще встречаются случаи бесхозяйственности, однако следует признать, что и в этой сфере очень многое изменилось в последнее время в положительную сторону.

Не менее важный вопрос — отказ от бюрократизации. Думаю, что, поскольку излишняя бюрократизация является тормозом развития, руководством Университета в ближайшее время будет сделано все для приведения ее в допустимые рамки.

 

– Помогают ли принятые меры повысить эффективность учебного процесса и проводимых научных исследований?

– Могу с полной достоверностью утверждать, что, безусловно, помогают. Надо также понимать, что лет 15–20 назад системе высшего образования был нанесен настолько большой ущерб, что любые мало-мальски разумные меры обязательно бы улучшили ситуацию. Но в СПбГУ за последние годы сделано так много положительного в этом направлении, что прогресс, конечно, налицо.

Хорошо бы помнить, что мир не стоит на месте и наука развивается сумасшедшими темпами, поэтому надо поспевать за прогрессом,иначе в какой-то момент можешь оказаться на уровне Буркина-Фасо. Но я убежден, что в СПбГУ за последние годы заложен прочный фундамент, опираясь на который, мы сможем успешно и эффективно участвовать в реализации стратегии.

 

– Возможно ли, на ваш взгляд, соединить активное международное сотрудничество, участие универсантов в международных проектах и сохранение тем не менее национальных приоритетов?

– Если говорить о международном сотрудничестве, то его надо, безусловно, развивать так, чтобы о нашем университете знали в мире как можно больше. Необходимо самым активным образом участвовать в международных проектах. Что касается точных наук, то это всегда (даже в период холодной войны) имело место. Надо не бояться выходить на сотрудничество и в других областях. Мне было очень неприятно, когда в Камбодже при осмотре исторических памятников Ангкора я натыкался на надписи: «памятник отреставрирован при участии специалистов университета Карлсруэ» или «памятник отреставрирован при участии специалистов Калифорнийского университета», а также университетов Китая, Канады, Австралии, но не увидел упоминания об участии университетов РФ.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.