СПбГУ объединяет всех психологов страны
Формирование единого профессионального сообщества молодых специалистов-психологов — это то, над чем уже 16 лет работают организаторы Зимней психологической школы СПбГУ (ЗПШ), которая объединяет студентов, преподавателей и практикующих специалистов со всей страны. Школа позволяет в течение нескольких дней с утра до вечера посещать лекции, мастер-классы и семинары ведущих экспертов, приобрести новые знакомства.
«Выездная психологическая школа существовала и до перестройки: тогда ее организовывали студенческий актив и профсоюз Университета, — говорит старший преподаватель СПбГУ (кафедра общей психологии), куратор организационного комитета школы Степан Медников. — В 2001 году мы возродили эту традицию, с тех пор уже 16 лет каждую зиму выезжаем за город. Все, что здесь происходит, отражает состояние "большой" науки. Основная идея состоит в том, что члены оргкомитета, состоящего преимущественно из студентов, приглашают преподавателей и экспертов, лекции и доклады которых сами хотят послушать. Поэтому специалисты, что к нам приезжают, представляют разные области науки. Обратная связь участников школы помогает решить, кого из специалистов мы в первую очередь будем приглашать в следующем году».
Быть преподавателем ЗПШ — это почетно
Интерес к Зимней психологической школе молодых ученых СПбГУ проявляют и зарубежные специалисты. Например, ее постоянными участниками стали почетный профессор факультета экспериментальной психологии Оксфордского университета, почетный сотрудник Pembroke College в Оксфорде Брайан Роджерс и выпускница СПбГУ, аспирантка Université Paris Descartes Ника Адамян.
«ЗПШ — это чудесное событие, и особенным делает его именно атмосфера. Каждый здесь чувствует себя вовлеченным, и это то, что действительно создает настроение, — считает профессор Роджерс. — События, которые меня привлекают в школе, приводят меня сюда уже третий раз. Было приятно познакомиться с еще большим количеством интересных людей и встретить давно знакомые лица, обсудить вопросы, которые не имеют прямого отношения к сфере моих научных интересов. Отмечу, что круг тем, которые рассматриваются на заседаниях, очень и очень впечатляет, что позволяет студентам увидеть себя в самых разных сферах психологии».
А вот Ника Адамян впервые приехала на ЗПШ несколько лет назад, только поступив в СПбГУ. Аспирантка Université Paris Descartes уверена, что школа представляет собой отличную возможность для тех, кто только входит в мир психологии, в очень сжатой и красивой форме увидеть разные направления этой науки, а также посмотреть на людей, которые пишут учебники и являются лидерами в своей области, будь то исследования или практика. «Уже на втором курсе я стала принимать участие в школе как организатор. В мои обязанности входило в первую очередь составление программы, — рассказала Ника Адамян. — В обмен на это я получила возможность быть частью команды организаторов ЗПШ, постоянно общаться с преподавателями. Мне очень нравится то, как выглядит программа школы сейчас: в ней соблюдается баланс между наукой и практикой, найти себе мероприятие по душе может и тот, кто интересуется когнитивной психологией, и тот, кому по душе тренинги, психотерапия, наука о личности или что-то иное».
Постоянным участником Зимней психологической школы также является Елена Сидоренко, которая по результатам исследования «Лучшие бизнес-тренеры России 2004–2014» вошла в число самых успешных специалистов в номинации «Деловые коммуникации и переговоры». «Здесь я всегда делаю для себя новые открытия. В этот раз, например, на тренинге я снова убедилась в том, что сделанное важнее того, как люди при этом выполнили твою инструкцию. Молодые тренеры часто недовольны тем, что люди неточно выполняют их задание, а для меня это способ посмотреть, какие новые ходы можно придумать в той или иной ситуации, — отмечает Елена Сидоренко. — Мне нравится, что участники школы, которые приходят на мои занятия, не нуждаются в том, чтобы их убеждали в силе и важности психологии. Они готовы к чему угодно, и вместе мы творим. К тому же быть преподавателем ЗПШ — это почетно, ведь в отборе педагогов участвуют сами студенты Университета».
«Здесь разворачивается то, что в психологии называется "событием", не просто мероприятие, а что-то очень яркое, эмоционально значимое, — считает кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГУ Александр Рикель. — Мой первый проект был "Эксперимент" — мы учили студентов проводить эксперименты, причем на тему любви и аттракции. В прошлом году я проводил занятия по убеждающей коммуникации, а в этот раз мы со студентами обсуждали стратегии презентации в Интернете. Сейчас эта тема обсуждается повсеместно, но мы попытались с научной точки зрения рассмотреть, что такое селфи, почему люди так этим увлечены, как можно объяснить этот феномен. Разумеется, в конце лекции участники сделали коллективное селфи».
Люди с индивидуальными особенностями придают обществу дополнительную ценность
Еще в 2007 проект «Зимняя психологическая школа СПбГУ» получил звание победителя национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Коллективный вклад в становление единого профессионального психологического сообщества». За 16 лет своего существования ЗПШ СПбГУ стала авторитетной площадкой, на которой происходит обсуждение актуальных проблем психологической теории и практики, перспектив психологического образования и знакомство с новыми разработками различных психологических школ.
Одно из множества направлений, представленных на школе, — социальная психология. Она исследует то, какое влияние на человека оказывает общество, как он воспринимает те или иные общественные ценности и нормы. Социальные психологи Алдар Николаев и Надежда Челомова, авторы мастер-класса «Позитивное исследование, или Как сконструировать свое счастье и не облажаться», считают, что работа психолога с сообществами приводит к качественным позитивным изменениям в обществе в целом. «Можно сказать, что это история про изменение своего собственного поведения: я не могу изменить другого человека, но если изменюсь сам, то начну по-другому взаимодействовать с людьми, находящимися рядом со мной, — поясняет выпускница СПбГУ, тренер-консультант Надежда Челомова. — Тогда появляется эффект волны, и в идеале это приводит к оздоровлению общества».
«Человек не живет в обществе в целом, он делает выводы о нем по своему окружению, — считает выпускник МГУ и ВШЭ, партнер образовательного проекта Outliner Group Алдар Николаев. — Когда мы работаем с одним человеком, то ничего не получается, а работа с группами, с людьми, которые взаимодействуют друг с другом, позволяет создать новые нормы, которые регулируют их поведение. Люди начинают видеть больше возможностей, больше вариантов действий. В больших сообществах нет высокой динамики изменений — большому сообществу сложно измениться, взять и пойти налево, а не направо. Мы же можем показать ему последовательный и длительный процесс движения в сторону позитивных изменений».
Как рассказал Алдар Николаев, одна из последних тенденций в социальной психологии — так называемый антипсихиатрический подход. «Во многих европейских (в частности, в прибалтийских) странах считают, что людей с индивидуальными особенностями не следует держать в диспансерах, наоборот, вокруг них нужно создавать сообщество, которое будет оказывать поддержку, будет буфером между ними и обществом, — объяснил это явление психолог. — Встраиваясь в "большое" общество, они придают ему дополнительную ценность. Все это возможно только в результате работы с сообществами, с людьми, заинтересованными в такой деятельности».
«Мы создаем проект, который нравится нам самим»
Зимняя психологическая школа СПбГУ создается студентами Университета при помощи преподавателей. Именно студенты занимаются организацией всех процессов, происходящих на школе: от логистики до составления расписания занятий. Например, информационный отдел рассылает приглашения и общается с участниками по электронной почте и в социальных сетях, а также выпускает ежедневную газету школы «Психолог с утра» — она верстается ночью, содержит самую интересную информацию о прошедшем дне и вручается каждому участнику перед завтраком. Отдел дизайна создает макеты для сувенирной и печатной продукции и полностью курирует процессы. Лекции на школе проходят с 10:00 до 23:00, после чего наступает «время досуга»: игры в КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.: все это организуют студенты. Они также отвечают за транспорт (школа проходит за городом, в пансионате на берегу Финского залива), техническое обеспечение, работу с преподавателями и самостоятельно справляются со всеми проблемами, которые могут возникнуть при проведении такого большого мероприятия, — в этом году на Зимнюю психологическую школу приехали 460 человек из нескольких стран.
«Студенты занимаются этим, потому что считают это важным, — говорит о своей работе руководитель программного комитета ЗПШ СПбГУ 2016 Анна Кипнис. — Школа объединяет людей и разные направления психологии, но особенно ценно то, что мы получаем уникальный опыт и собственными руками создаем проект, который нравится нам самим».