Материалы ректорского совещания

№ 89
от 14.01.2013

Повестка совещания

    Увеличение квоты СПбГУ на стипендии Президента РФ и специальные стипендии Правительства РФ

    Проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова сообщила, что вышел приказ министра образования и науки РФ об увеличении квот Санкт-Петербургского государственного университета на стипендии Президента РФ и специальные стипендии Правительства РФ. Вначале было выделено семь стипендий для СПбГУ, но Университет представил документы на десять студентов и направил документы с аргументированной просьбой об увеличении квот до десяти. И это ходатайство было удовлетворено (см. приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений…» от 06.11.2012 №89).

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев добавил, что раньше была такая практика: министерство выделяло квоту на шесть стипендий — и посылали документы на эти мест. А теперь сделали иначе: Университет представил документы на десять студентов и смог добиться увеличения квоты. Ректор подчеркнул, что борьба за именные стипендии среди студентов должна разворачиваться и внутри Университета.

    Об организации обучения аспирантов

    Проректор И. А. Дементьев сообщил, что бывшая аспирантка СПбГУ в декабре 2012 года обратилась к ректору с просьбой разобраться в ситуации. Летом 2010 года она выиграла грант на зарубежную стажировку, которая была необходима для работы над темой диссертации (материала в российских библиотеках, по мнению ее научного руководителя и декана, было недостаточно). По ее словам, чтобы оформить стажировку, сотрудники отдела аспирантуры предложили ей уволиться из аспирантуры — что она и сделала. А когда вернулась в Петербург, ее не могли восстановить в аспирантуре, так как бюджетных мест не было (см. Материалы приема граждан 18.12.2012, п. 3). Проверить достоверность слов бывшей аспирантки было сложно, поскольку сотрудник отдела аспирантуры, на слова которого она ссылалась, уже не работает в СПбГУ.

    Но это обращение бывшей аспирантки стало поводом для проверки и анализа индивидуальных учебных планов более десятка кафедр нескольких близких по методике обучения научных специальностей. Выяснилось, что необходимость участия в конкурсе стипендий DAAD для прохождения зарубежной стажировки была указана в индивидуальном учебном плане только этой аспирантки (одной из нескольких десятков аспирантов).

    Оказалось также, что индивидуальные учебные планы составлены так, что в них нет информации о конкретных задачах, стоящих перед аспирантами. Наиболее типичен такой «содержательный» вариант плана: первый год обучения — «изучить литературу по теме диссертации», второй год — «продолжить изучение литературы (вариант: завершить изучение литературы) по теме диссертации», третий год обучения — «написание диссертации». Нет в индивидуальных учебных планах и информации о необходимых для работы аспиранта ресурсах (командировках, стажировках, научном оборудовании и т. д.). И. А. Дементьев заметил, что как и в случае с бакалавриатом и магистратурой, прием в аспирантуру должен проходить в соответствии с уже существующими учебными планами.

    Ректор добавил, что из тех индивидуальных учебных планов, которые подвергались анализу, невозможно было понять даже наименование специальности — настолько общие там были формулировки. Может быть, и поэтому так невысок в СПбГУ процент аспирантов, защитивших по окончании аспирантуры кандидатские диссертации?.. Если будут введены критерии оценки работы аспиранта (написать статью для такого-то журнала, подготовить доклад на конференции, указаны темы и сроки), тогда повысится и требовательность к его работе.

    Возвращаясь к обращению в адрес ректора бывшей аспирантки, И. А. Дементьев сообщил, что разбирательство обстоятельств заняло две недели в декабре. Были проведены совещания с участием деканов и заведующих кафедрами нескольких факультетов. В результате приказ об отчислении аспирантки по собственному желанию был отменен как изданный неправомерно.

    Но вопрос гораздо шире. Должна быть налажена эффективная система планирования работы и аттестации аспирантов. Индивидуальный план аспиранта должен утверждаться не только заведующим кафедрой и деканом, но и проректором, отвечающим за обеспечение данной работы. Когда принимают в аспирантуру, нужно учитывать имеющиеся ресурсы Университета (выполнима ли данная аспирантская работа, достаточно ли ресурса для ее выполнения — например, есть ли деньги на зарубежную стажировку?..).

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что ректор поставил перед ним задачу: проанализировать, уточнить и при необходимости создать заново правила подготовки и аттестации аспирантов СПбГУ (о промежуточной аттестации и о программе поддержки аспирантов см. Материалы ректорского совещания от 29.10.2012, п. 2; от 06.11.2012, п. 5). Индивидуальные учебные планы аспирантов нужно привести в соответствие с этими правилами. Это системная задача в масштабах всего Университета. Он попросил деканов в течение недели прислать ему предложения по вопросам организации подготовки аспирантов.

    Ректор напомнил, что был приказ проректора по учебной работе Н. В. Каледина № 2474/1 от 20.10.2010 «Об организации работы учебных отделов (деканатов) СПбГУ», в котором указывалось, какие должностные лица Университета имеют право консультировать посетителей. Этот приказ требует обновления (ректор дал соответствующее поручение И. А. Горлинскому и М. Ю. Лавриковой). Нужно напомнить про то, какие должностные лица имеют право/обязаны консультировать и кого именно, — и эту информацию сделать публичной.

    О распоряжении Правительства РФ о развитии медицинской науки

    И. А. Горлинский сообщил, что 28 декабря председатель правительства РФ Д. А. Медведев подписал распоряжение № 2580–р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года». В тексте Стратегии описаны проблемы развития медицинской науки в России, выделены 14 приоритетных направлений научных исследований (научных платформ) в области инновационного развития здравоохранения (онкология, микробиология, неврология и нейронауки, психиатрия и зависимости и др.). И. А. Горлинский отметил, что в разработке этой Стратегии принимали участие в том числе и специалисты нашего Университета.

    «Основной целью Стратегии является развитие медицинской науки, ориентированное на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья населения, на основе трансфера инновационных технологий в практическое здравоохранение», процитировал И. А. Горлинский. Этим распоряжением Минздраву России предписано разработать и утвердить до 1 апреля 2013 года план мероприятий по реализации Стратегии. А также утвердить до 1 мая 2013 года научные платформы медицинской науки.

    Специалисты Университета многих направлений могут найти возможность в реализации этой Стратегии. Например, один из разделов Стратегии (3.4) посвящен «Совершенствованию правовых механизмов, обеспечивающих инновационное развитие медицинской науки». Другой предполагает формирование научно-образовательных медицинских кластеров с участием национальных исследовательских университетов. И. А. Горлинский попросил деканов проанализировать Стратегию развития медицинской науки в РФ, чтобы через неделю провести участвовать в рабочем совещании, посвященном обсуждению планов участия специалистов СПбГУ в ее реализации (см. также: Материалы ректорского совещания от 04.02.2013, п. 1).

    Регистрация электронной страницы СПбГУ в качестве СМИ

    И. А. Дементьев сообщил, что 25 декабря 2012 года завершена официальная регистрация раздела сайта Университета «Конкурсы СПбГУ», как электронного средства массовой информации (см. Материалы ректорского совещания от 29.10.2012, п. 4; от 24.12.2012, п. 3). Номер свидетельства — ЭЛ № ФС 77–52330. Форма распространения — сетевое издание. Территория распространения — Российская Федерация, зарубежные страны. Языки — русский, английский.

    Это, в частности, означает, что основной содержательный информационный акцент при подготовке и публикации объявлений о конкурсном отборе на должности научно-педагогических работников СПбГУ будет делаться именно на интернет-объявлениях. Уже сейчас в Университете публикуется информация о заработной плате на конкурсных должностях. На недавнем ректорском совещании (см. Материалы ректорского совещания от 24.12.2012, п. 7) обсуждался вопрос о порядке подготовке и публикации объявлений с привлечением такого ресурса, как служебное жилье. Но ситуация должна развиваться, и объявление о конкурсе на должность НПР должно содержать всю информацию, необходимую для лиц, желающих участвовать в конкурсе.

    Второй аспект: перемещая основной информационный поток в виртуальной пространство, Университет будет публиковать и сведения об участниках конкурса, и результаты конкурсного отбора. Сейчас это делается выборочно, в очных материалах к заседаниям ученых советов (например, сообщаются сведения о количестве публикаций), и зачастую прямо на заседаниях возникают вопросы о претендентах на должность. В последнее время в отчетах о заседаниях Ученого совета Университета публикуются и результаты голосования по всем кандидатам на должности НПР.

    Есть и третья сторона вопроса: это задача привлечения в Университет перспективных ученых и преподавателей. Ведь вряд ли стоит рассчитывать на то, что наш журнал «Санкт-Петербургский университет» широко распространяется даже на территории Российской Федерации, не говоря уже про зарубежье. А объявления на сайте будут на двух языках: русском и английском. И со временем раздел «Конкурсы СПбГУ» станет активно посещаемым англоязычным ресурсом.

    Ректор напомнил, что с марта конкурсы на должности НПР начнут проводиться на заседаниях ученых советов факультетов. Информация о кандидатах, участвующих в конкурсах, должна появляться в университетском СМИ «Конкурсы СПбГУ» заранее, до заседания соответствующего ученого совета. Учитывая это, надо продумать сроки предоставления документов. При этом правила должны быть единые для всего Университета. Задача — сделать так, чтобы конкуренция при избрании на должности НПР была реальной, по два-три человека.

    Декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва спросила об информации о конкурсах на страницах факультетов и на новой странице «Конкурсы СПбГУ». Ректор ответил, что СМИ «Конкурсы СПбГУ» — это единый ресурс для всего Университета. И объявления о конкурсах на должности НПР будут публиковаться только там, а с главной страницы сайта СПбГУ и со страниц факультетов они уйдут (хотя на страницах факультетов будут ссылки на единый ресурс СПбГУ). Для того чтобы этот переход провести оптимальным образом, ректор поручил В. П. Журавлеву, М. В. Максимовой и И. А. Горлинскому провести необходимую работу (см. также: Материалы ректорского совещания от 09.12.2013, п. 7).

    Юбилей «Виртуальной приемной»

    И. А. Дементьев сообщил, что 11 января был зафиксирован новый рубеж, достигнутый «Виртуальной приемной СПбГУ»: количество посещений превысило 2 млн! Он напомнил: «Виртуальная приемная СПбГУ» ведет свою историю с августа 2011 года. Ежедневно раздел Виртуальной приемной на сайте СПбГУ набирает от 4 000 до 7 000 просмотров, а всего за полтора года ее работы опубликовано более 3 000 ответов. Опыт СПбГУ постепенно перенимают и другие вузы страны. Например, спустя год после открытия «Виртуальной приемной СПбГУ» аналогичную «Электронную приемную» открыли коллеги из МГУ.

    Виртуальная приемная за это время доказала свою эффективность сразу по нескольким показателям. Во-первых, удается решать значительно большее количество вопросов, а публикация в открытом доступе и запросов и ответов снимает множество похожих вопросов. Каждый человек, заходящий на страничку «Виртуальной приемной», может воспользоваться поиском и, как правило, найти уже опубликованную информацию по волнующей его теме. Во-вторых, улучшается обратная связь. И это объективно, ведь многим людям легче задать вопросы через Интернет, чем тратить время и приходить на личный прием к должностным лицам. В-третьих, вопросы помогают выявить недостатки в работе сотрудников Университета, а публичность обращений не позволяет закрывать на это глаза.

    Конечно, наибольшее количество самых разнообразных вопросов связано с поступлением и обучением в Университете, а также с проживанием в общежитиях. Но есть материалы, интерес к которым не ослабевает и спустя значительное время после публикации. И. А. Дементьев назвал их.

    Новый рубеж «Виртуальной приемной» (2 млн посещений) — очередное доказательство необходимости и удобства этого инструмента. Опыт Санкт-Петербургского университета показал: «Виртуальная приемная» помогает решать реальные проблемы. И количество посещений будет постоянно расти.

    Ректор добавил, что опыт «Электронной приемной МГУ» (особенно в сравнении с «Виртуальной приемной СПбГУ») во многом проигрывает. Но рекомендовал коллегам знакомиться с этим ресурсом, чтобы знать, как работают коллеги из Москвы. Н. М. Кропачев привел несколько примеров вопросов и ответов «Электронной приемной МГУ». Например, спрашивают, когда будет интернет в здании у биологов. Ответ: каждое подразделение решает этот вопрос за счет собственных средств. Бюджетное финансирование Биологического факультета не предусматривает соответствующей статьи расходов. Аспирант спрашивает, почему второй месяц задерживают выплату стипендии. Ответ: свяжитесь с главным бухгалтером факультета. Студент интересуется, почему учебная часть факультета требует от студентов оформить карту только Сбербанкаа, к тому же накануне сессии, и угрожает, что иначе не выплатят стипендию за декабрь. Почему не было конкурса между банками или почему у МГУ нет договоров с другими банками? Ответ главного бухгалтера: у МГУ со Сбербанком соглашение, оно выгодно для вуза и есть льготы для студентов и сотрудников. Договоры с другими банками МГУ не заключал (см. Обязательно должна быть карта Сбербанка? Что делать если я не хочу карту Сбербанка? и Опять по поводу Сбербанка). Вопрос: ректор сказал в интервью, что за публикации в рейтинговых журналах будут доплачивать. Когда это будет? Ответ: вопрос прорабатывается. Вопрос: можно ли пригласить гостей в общежитие 31 декабря на празднование Нового года. Ответ: вопрос находится на рассмотрении (такой ответ висел и 13 января, в Старый Новый год…). Дополнение от 26 января: ссылка question.msu.ru/2415 перестала открываться 25 января).

    Ректор сообщил, что он нашел в «Электронной приемной МГУ» пару вопросов, из ответа на которые увидел опыт, который стоит перенять у коллег. И рекомендовал деканам изучать опыт других вузов... А в качестве примера действенности «Виртуальной приемной СПбГУ» привел вопрос аспиранта о том, что в его удостоверении не написано, что он обучается по дневной форме (и значит, может пользоваться льготами). В ответе в «Виртуальной приемной» сказано: «Спасибо. Мы изменим форму документа...» (подробнее см. ответ проректора по учебной работе «Об удостоверениях аспирантов»).

    О заседании Экспертной комиссии

    И. А. Горлинский сообщил, что в конце декабря 2012 года Экспертная комиссия СПбГУ провела конкурс НИР, реализуемых за счет средств федерального бюджета и опубликовала итоговый рейтинг заявок по Мероприятиям 1 и 2.

    Проанализировав опыт работы Экспертной комиссии, И. А. Горлинский принял решение о создании двух групп в составе Экспертной комиссии и о том, что конкурс НИР будет проводиться раздельно: по естественнонаучным и гуманитарным направлениям науки. И. А. Горлинский попросил деканов до 20 января прислать предложения по организации работы этих групп и комиссии в целом.

    Ректор добавил, что финансирование НИР будет раздельным. Соотношение будет примерно такое же, как соотношение между финансированием РФФИ и РГНФ.

    Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас напомнила, что и в РФФИ, и в РГНФ есть гранты по естественнонаучным и гуманитарным направлениям. А кроме того, есть и междисциплинарные исследования. Ректор ответил, что заявки на междисциплинарные исследования могут попасть как в первую группу, так и во вторую. Но комиссия едина, и обе группы вполне могут обсудить некоторые заявки и сообща. А механизм же работы групп и комиссии зависит от тех предложений, которые выскажут деканы.