Материалы ректорского совещания

№ 28
от 26.09.2011

Повестка совещания

    О победах универсантов в научных конкурсах

    Проректор по научной работу Н. Г. Скворцов сообщил, что в конкурсе на лучшие инновационные проекты в сфере науки и высшего профессионального образования Санкт-Петербурга в 2011 году победителем стал авторский коллектив СПбГУ под руководством О. В. Баженовой. Проект университетских биологов «Разработка метода молекулярной диагностики метастазов колоректального рака, вырабатывающего карциноэмбрионный антиген» победил в номинации «Лучшая научно-инновационная идея».

    А в список победителей Национального конкурса инновационных проектов, проведенного Российской ассоциацией менеджеров, вошла ассистент кафедры химической термодинамики и кинетики СПбГУ А. В. Пенькова с проектом «Новые мембранные нанокомпозитные материалы для развития технологий разделения промышленно значимых смесей».

    Еще одна значимая победа Университета — мегагранты. В СПбГУ уже работают два победителя конкурса мегагрантов: математик Станислав Смирнов и специалист в области морской геологии Йорн Тиде, которые в 2010 году получили гранты Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

    Две из семнадцати заявок, поданных учеными нашего Университета в этом году, были одобрены конкурсной комиссией, и СПбГУ получил два гранта (из 39 победителей «второй волны» конкурса), благодаря которым выдающиеся ученые приедут на работу в наш Университет. Первый из них — известный физик Алексей Кавокин, заведующий кафедрой нанофизики и фотоники университета Саутгемптона (Великобритания), возглавит в СПбГУ лабораторию по нанотехнологиям «Спиновые устройства на поляритонах». Второй — американский генетик с мировым именем Стефан О'Брайен, директор лаборатории генетического разнообразия в Национальном институте злокачественных новообразований (США). Он известен как ученый, открывший первую мутацию устойчивости человека к ВИЧ, а также как обладатель очень высокого индекса Хирша (93). В СПбГУ он возглавит лабораторию биоинформатики. Создание этих двух лабораторий соответствует Программе развития СПбГУ до 2020 года, среди приоритетных направлений которой названы «Нанотехнологии и материаловедение» и «Биомедицина и здоровье человека».

    Ректор Н. М. Кропачев добавил, что в конкурсе на лучшие инновационные проекты от СПбГУ была одна заявка — и Университет победил лишь в одной номинации. Если бы заявок было больше, побед тоже было бы больше. А вот на конкурсе мегагрантов наших заявок было много, но все-таки не все возможности использованы. И обидно, что не появились заявки, например, по экономике, хотя возможностей привлечь высококлассных специалистов у СПбГУ больше, чем у других вузов, — в том числе, лауреатов Нобелевской премии (один из которых — К. А. Писсаридес, лауреат Нобелевской премии в области экономики 2010 года, будет выступать с публичной лекцией в СПбГУ 30 сентября — Лекция Кристофера Антониу Писсаридеса). Ректор попросил деканов уделить внимание подготовке заявок для подобных конкурсов, в том числе по социально-экономическим направлениям, в первую очередь — по экономике.

    О выделении средств на строительство «Михайловской дачи»

    Ректор СПбГУ сообщил, что председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал распоряжение о выделении 6,9 млрд рублей на строительство кампуса ВШМ в Михайловке (так называемой «Михайловской дачи»). Подготовка этого проекта был длительной, принципиальное решение о выделении средств принято еще несколько месяцев назад, но процесс был приостановлен — нужно было показать этот проект в сравнении с аналогичными, чтобы мотивировать те или иные расценки. Но аналогов не было найдено, даже проект реставрации Константиновского дворца нельзя отнести к числу аналогичных по сложности.

    В 2013 году планируется сдавать объект, что позволит «переселить» часть учебного процесса по направлению «Менеджмент» в Михайловку и освободить площади в здании на пер. Декабристов, д. 16 для Геологического факультета.

    О привлечении представителей общественности к обсуждению и решению вопросов университетской жизни

    Проректор по экономическому развитию М. Н. Кудилинский сообщил, что расширено участие представителей общественности в двух важнейших комиссиях, связанных с хозяйственной деятельностью Университета. Первое: предоставлена возможность включения представителей профсоюза сотрудников, профсоюза студентов и студсоветов в комиссию по размещению заказов. Это позволяет представителям общественных организаций присутствовать на всех интересующих их процедурах. Второе: в комиссию по сдаче в аренду объектов недвижимости исторически входят представители профсоюза студентов. И в нее же включены представители профсоюза сотрудников и студенческих советов с правом решающего голоса.

    Проректор М. Н. Кудилинский сообщил также, что в сентябре было проведено совещание с представителями студенческой общественности, посвященное проектированию нового общежития на ул. Кораблестроителей, которое будет построено в 2014 году. Были высказаны конструктивные предложения: общежитие нужно обеспечить точками доступа Wi-Fi, запланировать больше двухместных комнат, наличие учебных аудиторий, прачечных в режиме самообслуживания. И эти предложения будут обязательно учтены при проектировании здания. Весной представители профсоюзов (студенческого и преподавателей и сотрудников), совета молодых ученых будут привлечены к обсуждению вопроса проектирования, реконструкции и строительства зданий на территории бывшей Академии тыла и транспорта.

    Проректор по научной работе Н. Г. Скворцов сообщил, что в области науки базовыми общественными организациями являются совет молодых ученых и студенческие научные общества. Представители совета молодых ученых участвуют в работе Ученого совета СПбГУ, экспертной комиссии СПбГУ, редколлегий серий «Вестника Санкт-Петербургского университета» (с 2010 года). С 2011 года представители совета молодых ученых включаются в состав приемной комиссии СПбГУ по аспирантуре. Представители советов молодых ученых работают в научных комиссиях, но пока не на каждом факультете. Студенческие научные общества действуют в Университете с разной степенью активности. От деканов проректор Н. Г. Скворцов ожидает предложений по возрождению СНО на всех факультетах и включению представителей СНО в состав научных комиссий факультетов.

    Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что в работе комиссии по переводам и восстановлениям СПбГУ в августе участвовали представители общественных организаций. Поскольку вопросы, связанные с переводом с платной основы обучения на бюджетную решаются ежемесячно, то в октябре, ноябре и декабре представители студсоветов и профсоюзов будут участвовать в этой работе. Во время еженедельных встреч проректора с представителями студсоветов ребята вносят дельные предложения, связанные с критериями перевода и восстановления. Эти предложения будут обобщены и включены в новый проект Правил обучения.

    Проректор Е. Г. Бабелюк отметила, что вместе со студсоветами она решает вопросы организации обучения (практика, составление оптимального расписания, занятия по физкультуре и др.). Есть замечания, связанные с учебно-методической работой (например, отсутствие должного количества дисциплин по выбору). Также продолжается разработка проекта Положения об оказании материальной помощи обучающимся СПбГУ.

    Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев отметил, что взаимодействие с общественными организациями Университета идет по нескольким направлениям. Больше года работает комиссия по контролю качества организации услуг общественного питания. По вопросам подготовки и проведения ремонтных работ в Университете идет активное общение с представителями студсоветов и профсоюзов (студенческого и преподавателей и сотрудников) они включены во все комиссии по оценке качества ремонтных работ. Таких комиссий уже сформировано более двадцати.

    Ректор подчеркнул, что цель привлечения представителей общественных организаций проста: чем больше руководители будут опираться на мнение коллектива, тем эффективнее будут их управленческие решения. Это гарантия того, что руководство вуза не оторвется от действительности и будет опираться на интересы тех, для кого оно работает. Ректор поручил деканам реализовать те возможности, о которых не раз говорилось на ректорских совещаниях: оказать помощь в создании советов молодых ученых, СНО, регулярно встречаться с представителями общественных организаций (профсоюзов, совета ветеранов, совета молодых ученых, студсоветов).

    О разработке критериев распределения стимулирующих выплат

    Ректор СПбГУ напомнил, что один из важных вопросов сегодня — правильное распределение бюджетных средств между коллективами факультетов и критерии, которые должны быть положены в основу распределения. Пока к ректору поступило лишь одно предложение от проф. Г. А. Леонова.

    Декан Математико-механического факультета профессор Г. А. Леонов отметил, что вопрос распадается на два: распределение средств между научными коллективами и распределение средств между работниками внутри каждого коллектива. При решении первого вопроса можно ориентироваться на рейтинговые показатели — такие как Шанхайский рейтинг, в котором показатели распределены по группам специальностей (их более 30). И подумать о том, чтобы родственные коллективы факультетов объединить в группы, а затем применять одни и те же критерии к распределению средств между коллективами факультетов из одной группы.

    Например, Управление научных исследований СПбГУ разработало наукометрические показатели для оценки деятельности ученых, которые, по мнению профессора Г. А. Леонова, могут быть интегрально применены и к коллективам. То же самое можно сделать и в сфере учебной деятельности. Соответствующие управления вместе с постоянной комиссией по учебной работе Ученого совета СПбГУ могут выработать аналогичные показатели для оценки учебной деятельности коллективов факультетов (например, учитывать профессиональную деятельность выпускников, количество докторов наук среди них, их престижные международные награды, руководящие должности и т. п.). А затем свести те и другие критерии воедино. И тогда будут показатели, которые можно учитывать при распределении средств между коллективами.

    Профессор Р. А. Эварестов задал вопрос о том, как лучше распределять средства: через разовые премии или через постоянные надбавки. Профессор Г. А. Леонов ответил, что он сторонник премий за конкретные достижения, а не постоянных надбавок. Жесткие рамки, которые связывали бы декана, не нужны. Он привел такой пример: доцент Математико-механического факультета недавно создал новую математическую теорию, которая была высоко оценена коллегами после выступления доцента на крупной международной конференции. А декан выплатил ему премию в размере 100 тысяч рублей. Такие же премии можно платить сотрудникам за разработку собственных учебников.

    На вопрос декана Химического факультета профессора И. А. Баловой, откуда взять базу данных о выпускниках, профессор Г. А. Леонов ответил: руководство каждого факультета заинтересовано в том, чтобы показать лучшие стороны своего коллектива. А включение данных о выпускниках в критерии оценки эффективности работы коллектива подтолкнет к созданию и расширению базы данных. Лично он, прежде всего, поговорил бы с заведующими кафедрами — им наверняка известны достижения докторского уровня среди выпускников. А со временем эта работа активизирует и обратную связь: выпускники сами будут сообщать о своих достижениях. Профессор Г. А. Леонов сообщил, что на сайте СПбГУ в разделе «Математико-механический факультет» создан электронный Зал славы «Выдающиеся матмеховцы», куда вошли данные о выпускниках матмеха с середины XIX века. И многие выпускники, в том числе работающие за рубежом, звонят и пишут декану с просьбой о включении их в этот престижный список.

    Профессор И. А. Балова предложила взять за основу оценки деятельности параметры, которые легко просчитать, например, публикационную активность сотрудников. И спросила, в какой стадии находится разработка соответствующего Положения. Ректор сообщил, что проект этого документа (автор — профессор В. М. Шабаев) подготовлен И. А. Горлинским и направлен 12 сентября в аппарат ректора СПбГУ. Запланирована встреча ректора с проректорами И. А. Дементьевым и Н. Г. Скворцовым, чтобы обсудить этот документ. Через неделю или две Положение о стимулировании публикационной активности будет обсуждаться в рамках ректорского совещания.

    Ректор обратил внимание на то, что при обсуждении этого Положения поступили предложения только от двух-трех деканов. А важно знать мнение каждого, потому что задачи коллективов факультетов разные. Например, задача создания собственных учебников остро стояла на Юридическом факультете еще в начале 1990-х годов и с тех пор уже решена. Задача создания учебно-методических комплексов решена в ВШМ, а надо ли создавать такие комплексы на других факультетах, коллегам виднее. По мнению ректора, принципы распределения средств между коллективами и внутри коллективов необходимы. Эти принципы стоит обсудить на заседаниях научной и учебной комиссий Ученого совета СПбГУ. Результат, к которому надо стремиться, ясен: зарплата сотруднику Университета должна начисляться в зависимости от результатов его работы (см. также: Материалы ректорского совещания от 21.01.2013, п. 3).

    О проведении исследования результатов ЕГЭ Ассоциацией ведущих университетов

    Ректор СПбГУ сообщил о решении Ассоциации ведущих университетов провести исследование, чтобы сравнить результаты конкурса ЕГЭ при приеме в вузы и результаты первых сессий. Такой анализ будет проведен во всех вузах, входящих в Ассоциацию. Ректор предложил также провести и собственное университетское исследование этого вопроса — комиссии под руководством профессора Р. А. Янсона. В комиссию включены деканы Е. И. Зеленев, Л. А. Петросян, Л. А. Вербицкая, И. А. Балова. Результаты исследования должны показать, есть ли зависимость между результатами ЕГЭ и выполнением конкретной учебной программы СПбГУ, и насколько ЕГЭ отражает знания абитуриента. На основе этого исследования будут сформированы предложения для Министерства образования и науки РФ.

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что в конце прошлого учебного года в Университете впервые было проведено массовое тестирование студентов по английскому языку в соответствии с принятым образовательным стандартом СПбГУ. Информация о результатах тестирования обрабатывается и скоро будет доступна всем деканам.

    Об изменении нагрузки преподавателей

    Ректор рассказал об одной «безобразной» ситуации, о которой ему стало известно во время традиционного приема граждан 23 сентября 2011 года. Штатный преподаватель СПбГУ, избранная по конкурсу, пришла на прием с жалобой. Заведующая кафедрой поставила ее в известность по e-mail о том, что «факультет, где преподаватель ведет занятия, отказался от ее услуг, посчитав ее плохим преподавателем, и по решению кафедры с нее снимается нагрузка».

    Н. М. Кропачев отметил этот факт как недопустимый. Во-первых, в такой форме не сообщают о таких решениях. Во-вторых, весь факультет не может отказаться от услуг преподавателя — это сделал кто-то из руководителей персонально (если такое было). В-третьих, кафедра вряд ли принимала такое решение — это опять-таки сделал конкретный руководитель. Но самое главное: решение в корне незаконное! Есть нагрузка преподавателя, утвержденная приказом проректора по учебно-методической работе. И никто (в том числе заведующий кафедрой) не может ее изменять без согласия преподавателя. Иначе это будет нарушением конституционного права работника на труд. А если качество работы преподавателя не устраивает заведующего, то есть определенные процедуры оценки квалификации, определенные Кодексом о труде. Нельзя просто устроить совещание сотрудников кафедры и лишить преподавателя нагрузки. Обратив внимание на то, что преподаватель больше двух недель не могла попасть на прием к декану факультета и следовательно не могла решить свой вопрос, ректор потребовал от деканов регулярно вести прием граждан. А в отсутствие декана такой прием должен вести исполняющий его обязанности или один из заместителей.