Материалы ректорского совещания

№ 256
от 14.06.2016

Повестка совещания

    О новых назначениях

    После обсуждения пяти кандидатур, предложенных сотрудниками Университета (см. Материалы ректорского совещания от 06.06.2016, п. 4), проректором по научной работе СПбГУ назначен профессор Сергей Аплонов. Сергей Туник, ранее занимавший эту должность, по личной просьбе переведен на должность профессора.

    В связи с назначением проректором по научной работе Сергея Аплонова директором Института наук о Земле назначен профессор, вице-президент Российского географического общества Кирилл Чистяков.

    По каким направлениям будет прорыв?

    Проанализированы достижения СПбГУ, позволившие ему занять третье место в рейтинге вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, составленном британской компанией Quacquarelli Symonds (QS). В рейтинг включены 200 вузов, в том числе 64 — российских (см. СПбГУ вошел в тройку лидеров рейтинга QS). По некоторым критериям показатели СПбГУ близки к 100. Но возможности для дальнейшего развития Университета — в достижении результата по тем критериям рейтинга, по которым пока успехи не столько велики (по некоторым показателям достигнутые Университетом значения ниже 50 % от возможных). Обсуждались возможности радикального изменения этих показателей.

    Стипендиальный фонд СПбГУ сокращаться не будет

    10 июня Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев потребовал от министерства финансов РФ восстановить стипендиальный фонд вузов на 2016 год, который ранее был секвестирован. Весной при проведении процедур оптимизации бюджета у СПбГУ, как и у каждого главного распорядителя бюджетных средств, был выбор: какие статьи расходов сохранить, а какие подвернуть пересмотру. Руководство Университета не стало сокращать стипендиальный фонд, поэтому вне зависимости от действий Минфина объем и количество студенческих стипендий не уменьшились.

    Работодатели в составе ГЭК: продолжаем обсуждать предложения

    Подробно обсуждались предложения председателей и членов ГЭК, высказанные во время их встреч с ректором и другими должностными лицами Университета, по вопросам совершенствования университетского образовательного стандарта и процедуры проведения итоговой государственной аттестации. Какие компетенции жизненно необходимы выпускнику для профессиональной деятельности (чтобы он смог на практике применить полученные знания)? Как члены ГЭК могут оценить наличие этих компетенций у выпускников во время сдачи ими государственных экзаменов и защиты ВКР? Как наличие этих компетенций отражается в отзыве научного руководителя ВКР и рецензента? Знают ли эти требования студенты и выпускники? На портале СПбГУ продолжается обсуждение этих вопросов (предложений по совершенствованию процедур государственной итоговой аттестации в 2017 году).

    См. также: Материалы ректорского совещания от 01.08.2016, п. 7

    Первый проректор по экономике Е. Г. Чернова подчеркнула, что для обеспечения работы ГЭК в этом году было выделено целевое финансирование, поэтому в случае обращений членов ГЭК с ними будут заключаться договоры, и произведена оплата труда по нормативам, принятым в Университете.

    Профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ вузов будут проводить работодатели

    Приняты дополнения к ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые вступили в силу 13 июня (см. Федеральный закон от 02.06.2016 N 166–ФЗ «О внесении изменений в статью 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»). Дополнения касаются правил профессионально-общественной аккредитации образовательных программ вузов, которую вправе проводить работодатели, их объединения и уполномоченные ими организации. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации будет устанавливаться организациями, которые будут ее проводить, и вступит в силу с 1 января 2017 года. В этом году в Университете привлекли к работе в ГЭК более 4000 организаций-работодателей. Они вполне могут включиться в процесс профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

    Очень «Личный кабинет»

    В информационной системе «Обучение» расширены возможности сервиса «Личный кабинет обучающегося». Там создан модуль по заполнению оценок. Постепенно каждый студент сможет увидеть всю свою историю обучения в Университете. Позднее там же будет индивидуальный план обучения каждого студента, расписание занятий и пр. Уже сейчас через «Личный кабинет обучающегося» можно подавать заявления на материальную помощь, получить квитанцию на оплату обучения, академическую справку об обучении, выбрать дисциплину по выбору. Позднее, когда информационные системы «Обучение» и «Поселение» будут согласованы, возможности сервисов будут расширены. Планируется также сформировать «Личный кабинет преподавателя», в котором будет индивидуальное расписание занятий, состав учебных групп. Появится возможность влиять на активность обучения студентов через систему Blackboard (см. также: Материалы ректорского совещания от 11.07.2016, п. 2).