Материалы ректорского совещания

№ 245
от 28.03.2016

Повестка совещания

    О мероприятиях, посвященных дню рождения СПбГУ

    Проведен анализ предложений универсантов о перечне возможных ежегодных мероприятий, приуроченных ко дню рождения Университета (см. Материалы ректорского совещания от 24.02.2016, п. 1). Анализируя предложения универсантов, историки обнаружили, что многие из них имеют корни в XVIII–XX веках — в дореволюционном периоде жизни Университета и в советское время. Все предложения направлены на то, чтобы этот день был знаковым событием не только в Университете, но и в городе, и в академической среде.

    Среди них, например, такие:

    • устраивать чествование обучающихся, успешных в учебной, научно-исследовательской работе, в общественной деятельности
    • приглашать на мероприятия в честь дня рождения Университета представителей дипломатического корпуса, аккредитованных в Санкт-Петербурге
    • организовывать выставки студенческих работ обучающихся по творческим направлениям (например, такую, которая прошла недавно в честь 15-летия образовательных программ СПбГУ в области дизайна)
    • учредить фестиваль студенческой науки «Научные ассамблеи»
    • восстановить традицию благодарственного молебна, посвященного дате учреждения Университета

    Предложения универсантов будут вынесены на общественное обсуждение (см. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: Кризис образования — общая проблема глобализации (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 1); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 20)).

    О привлечении работодателей к участию в университетской жизни

    В ближайшее время будут проведены круглые столы с приглашением работодателей для обсуждения различных форм сотрудничества с ними. В Университете ведется активная работа по привлечению работодателей к участию в университетской жизни, которая направлена на то, чтобы выпускники, вышедшие из стен СПбГУ, были готовы заниматься профессиональной деятельностью на уровне современных требований. Прошедшие встречи с работодателями показывают необходимоcть объяснять, насколько такое взаимодействие важно и для нас, и для них. Для общения выбран формат круглых столов, которые будут организованы в ближайшее время — до 15 мая, когда начнут работать ГЭКи.

    См. также: Николай Кропачев: Кризис образования — общая проблема глобализации (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13, 14); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответ 4); Общество все больше не понимает друг друга (Коммерсант FM, 16апреля 2016, ответ 3).

    Сейчас по всей стране создаются центры оценки квалификации. Без их проверки выпускники российских вузов не смогут поступить на работу (по крайней мере, в государственные организации). Важно не только профессиональное мнение работодателей об образовательных программах СПбГУ, но и те требования, которые они предъявляют к выпускникам вузов, устраивающимся к ним на работу. Необходимо также обсуждать с ними профессиональные стандарты, которые будут учитываться в образовательной деятельности Университета. Кроме того, любой работодатель заинтересован в подборе лучших сотрудников для своей компании. Один из способов подготовить такого работника еще на студенческой скамье — предложить исследовательскую тематику в рамках ВКР студента. Но эту и другие возможности необходимо объяснить работодателям — через личные контакты с ними. Круглые столы могут стать первым шагом на пути стратегического сотрудничества с работодателями.

    О победе в конкурсе на национальную премию «Лучшие книги и издательства года — 2015»

    Почетный профессор СПбГУ Г. Л. Соболев, автор книги «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде». Книга первая: июнь 1941 — май 1942. Книга вторая: июнь 1942 — январь 1943 (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015), стал лауреатом национальной премии «Лучшие книги и издательства года — 2015» в разделе «История». Кроме СПбГУ, вузовских лауреатов еще два: в номинации «Художественная литература. Публицистика» отмечена книга, выпущенная в издательстве Московского гуманитарного университета, а также специальная премия присуждена за книгу, выпущенную в издательстве Ставропольского аграрного университета «Аргус».

    Национальная премия учреждена в 2000 году Русским биографическим институтом, «Литературной газетой», Российской государственной библиотекой, культурно-просветительским центром «Орден». Премию вручают издателям и авторам. Среди лауреатов — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (2011), Е. М. Примаков (2009).

    О дополнительных требованиях к научно-педагогическим работникам СПбГУ

    В ответ на предложения молодых ученых-международников дополнительных требований к кандидатам на должности научно-педагогических работников СПбГУ директора и деканы представили свою позицию (см. Материалы ректорского совещания от 09.03.2016, п. 1). Но представили пока не все. Большинство ответивших уверено, что требование владения навыками работы в информационной системе Blackboard вводить целесообразно. Другие считают, что это требование зависит от образовательной программы, в реализации которой участвует преподаватель. И требование обязательного владения одним иностранным языком (а иногда двумя и более) на высоком уровне, по мнению многих директоров и деканов, должно зависеть от специфики образовательной программы.

    Предложения А. В. Красиковой о выборах научно-педагогических работников СПбГУ

    Продолжается общественное обсуждение информации о претендентах на должности научно-педагогических работников СПбГУ, предоставляемой членам ученых советов (см. Предложения А. В. Красиковой о выборах научно-педагогических сотрудников). Эти дополнения, предложенные председателем Совета молодых ученых СПбГУ доцентом А. В. Красиковой, вызвали живой отклик. Причем в дискуссии приняли участие не только универсанты, но и работники других вузов (в том числе МГУ). По состоянию на 28 марта, поступило уже 95 предложений от 43 участников обсуждения. Высказываются разные точки зрения — и положительные, и отрицательные. СПбГУ — государственный вуз, и требования к кандидатам на должности научно-педагогических работников должны быть установлены в интересах, в том числе, и тех, кто пока не работает в Университете. Общественное обсуждение этой темы будет продолжаться до 20 апреля (см. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8–9)).

    О рассмотрении кадровых вопросов на заседаниях коллегиальных органов

    За прошедшие две недели на девяти заседаниях ученых советов институтов и факультетов были проведены 44 конкурса на должности научно-педагогических работников СПбГУ, в том числе четыре — на альтернативной основе. В одном случае ученый совет Физического факультета не поддержал рекомендацию кадровой квалификационной комиссии. По областям знаний требования к претендентам на должность профессора разные — от трех до 20 публикаций за три года, на должность доцента схожие — не менее двух публикаций за три года. Но для тех, кто уже работает в СПбГУ, обязательно, чтобы в его публикациях была указана аффилированность автора с СПбГУ.

    Об организации финансирования конференций, которые проходят в январе–марте

    В ответ на запрос молодых ученых — психологов, высказанный во время их встречи с ректором (см. Встречи ректора с молодыми учеными — международниками и психологами), в Университете разработаны две схемы организации финансирования конференций, которые проходят в январе–марте. Либо мероприятие переносится на более поздний срок (начиная с апреля), либо финансирование идет из внебюджетных средств (но обязательно на конкурсной основе). По итогам Мероприятия 8 выстраивается рейтинг заявок, которые решено финансировать (из бюджета или внебюджетных средств). Те, кто не подавал заявку на конкурс, не будут получать финансирование. Предполагается разработать критерии проведения конкурсов, критерии отбора научных мероприятий. Бывают мероприятия «научно-туристического толка» — практика их финансирования должна быть прекращена. А побеждать в конкурсе должны, прежде всего, заявки на мероприятия, которые заслужили положительную оценку авторитетных ученых, имеют знаковый характер.

    Во время встречи ректора с молодыми учеными психологи рассказали о трудностях: приглашения на ежегодную конференцию направляли разные должностные лица. Ректором принято решение: теперь такие приглашения будет направлять руководитель программного комитета каждой конференции (даже если таким руководителем избран студент). Будет разработан типовой бланк приглашения.

    См. также: Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5); Н. Кропачев, СПбГУ: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию Университета, РБК, 25 марта 2015, ответы 3 и 7); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 2–4, 7); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответ 10).

    Сроки проведения порядка десяти конференций, которые вначале было намечено проводить в период с 1 января до 30 марта, в этом году были перенесены на более позднее время. Директорам и деканам поручено провести анализ: есть ли возможность перенести и другие конференции на более поздние сроки (с апреля).

    О защите авторских прав студента на учебные работы

    В ответ на обращение членов Студсовета СПбГУ в Университете разрабатываются правила, которые будут регулировать авторские права студента на учебные работы. Эти правила будут выработаны с участием обучающихся (уже запланировано обсуждение их на одном из заседаний Студсовета СПбГУ). Авторские права на продукт творчества, по нормам Гражданского кодекса РФ, принадлежат автору произведения, и у Университета тоже возникают определенные права, поскольку эти работы выполняются в рамках учебного процесса.

    О просьбе проверить правомерность и законность расходования бюджетных средств

    По заявлению доцента С. А. Хрущева проведена проверка правомерности и законности расходования бюджетных средств директором Института наук о Земле на организацию новогоднего праздника. Заявитель написал пространное письмо в Виртуальную приемную с многочисленными ссылками и предположениями о том, что были потрачены бюджетные средства. Но проверка установила, что праздник был организован за счет личных средств директора института. На эту проверку фактов и подготовку обоснованного ответа заявителю 4 сотрудника ректората потратили целый рабочий день (см. также: Материалы ректорского совещания от 16.05.2016, п. 5).

    Об освобождении мест в общежитиях для проживания студентов

    В результате деятельности сотрудников юридического управления за последние три года (с 2013 года по настоящее время) для проживания студентов освобождены 152 места в общежитиях — освобождены от тех, кто не имеет права там проживать. Таким образом сэкономлено 38 млн рублей (с учетом того, что стоимость строительства и оснастки общежития — около 250 тыс. рублей за 1 место).

    См. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответы 3, 4); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 12); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответ 11).

    В предыдущие годы (2008–2010) было освобождено около 1,5 тыс. мест в общежитиях от посторонних лиц (в том числе в судебном порядке). Затем (в 2011–2013 гг.) были выселены около 100 бывших обучающихся и бывших работников Университета. Теперь очередь дошла до тех, кто проживал в студенческих общежитиях по ордерам, которые были выданы должностными лицами СПбГУ. Некоторые из них прислушались к новым правилам жизни Университета и выехали из общежитий сами. Как выяснилось в ходе судебных разбирательств, у отдельных лиц, проживавших в общежитиях, есть квартиры в Петербурге (они жили и там, и тут, или сдавали городскую квартиру в аренду).