Материалы ректорского совещания

№ 239
от 15.02.2016

Повестка совещания

    О встрече выпускников Университета Реюнион — 2016

    Около тысячи выпускников Университета разных лет и направлений обучения приняли участие в первой встрече выпускников Реюнион — 2016, организованной Ассоциацией выпускников СПбГУ 13 февраля в кампусе «Михайловская дача». Состоялось общее собрание членов Ассоциации выпускников, прошла большая конференция (включая дискуссии в четырех сессиях: «Наука», «Общество и бизнес», «Культура» и «Открытый университет»). В Реюнион — 2016 приняли участие известные выпускники: ученые с мировыми именами, общественные деятели, представители бизнеса, культуры и СМИ.

    См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13-16); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3).

    О встречах ректора с молодыми учеными

    На встречах ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с молодыми учеными, международниками и психологами, 11 и 12 февраля обсуждались проблемы, волнующие молодых кандидатов и докторов наук. Встреча ректора с международниками длилась полтора часа, а с психологами еще дольше — около трех часов. Конечно же, многие обсуждаемые темы касаются всех молодых ученых Университета, а не только тех, кто о них рассказывал. В ходе общения коллеги как высказали ряд предложений относительно совершенствования работы Университета, так и задали вопросы, которые требуют проведения проверочных мероприятий. Уполномоченным должностным лицам уже направлены поручения по проработке затронутых тем (см. Встречи ректора с молодыми учеными — международниками и психологами).

    Многие вопросы могли быть решены путем обращения в «Виртуальную приемную» или просто письменными обращениями к должностным лицам Университета, однако только международники активно используют такие возможности.

    Советник ректора профессор Р. А. Эварестов, напомнив, что на недавнем ректорском совещании речь шла о вопросах, которые не стоит обсуждать на совещаниях с заведующими кафедрами (см. Материалы ректорского совещания от 01.02.2016, п. 3), спросил, какие вопросы следует обсуждать на таких совещаниях? Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев назвал несколько таких тем.

    • регулярный анализ ситуации с объявленными и планируемыми к объявлению конкурсами на должности научно-педагогических работников; кого из ученых из других вузов и организаций можно пригласить участвовать в конкурсных процедурах (то есть задача вовсе не в том, чтобы всем миром придумать, как не дать победить в конкурсе внешнему претенденту!)
    • совершенствование форм взаимодействия с работодателями.
    • формирование эндаумент–фонда
    • способы повышения активности ученых в привлечении финансирования на выполнение НИР
    • формы привлечения выпускников к вступлению в Ассоциацию выпускников СПбГУ

    О рассмотрении кандидатур на замещение должностей НПР на заседаниях коллегиальных органов

    Анализ итогов рассмотрения 12 конкурсных дел на пяти заседаниях ученых советов институтов / факультетов, состоявшихся за последнюю неделю, показал, что далеко не все ученые советы используют в своей работе сравнение наукометрических показателей кандидатов на должности научно-педагогических работников СПбГУ с достижениями работников других вузов. Между тем такая форма организации обсуждения кадровых вопросов уже доказала свою эффективность (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 21.12.2015, раздел «Выборы»; от 25.01.2016 года, раздел «Выборы»). Пока еще недостаточно используются такие критерии, как публикации в журналах, индексируемых в WoS и Scopus, суммарный импакт-фактор журналов и индекс Хирша претендента на должность по РИНЦ, WoS и Scopus.

    Часто квалификационные требования к кандидатам на должности остаются довольно низкими. Но даже в таких случаях наши действующие сотрудники оказываются неспособны соответствовать этим требованиям. Так, например, получилось в недавнем конкурсе СПбГУ: хотя требования к кандидату на должность ассистента по специальности «Политология» (2 статьи за 3 последних года в журналах, входящих в наукометрические базы данных РИНЦ, WoS СС и Scopus) были установлены ниже средних достижений российских ученых-политологов в этой области (4,2 публикации в год), но и они не позволили одному из кандидатов подать документы на конкурс.

    См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8–9).

    Завершается процесс формирования кадровых квалификационных комиссий. Пока все ученые советы своими решениями подтверждают рекомендации кадровых комиссий.

    О порядке удостоверения личных подписей работников СПбГУ

    Изданы приказы № 478/1 от 01.02.2016 и № 94/1 от 15.01.2016, в которых определен порядок удостоверения личных подписей работников СПбГУ сотрудниками главного управления по организации работы с персоналом. Как известно, Университет не обязан заверять подпись на документе, выполненном вне рамок трудовых обязанностей научно-педагогического работника. Поэтому в приказе отражены оба возможных варианта. Либо документ подготовлен по заданию работодателя — тогда удостоверяется личная подпись автора с указанием его должности и со штампом «Документ подготовлен в порядке исполнения трудовых обязанностей». Либо документ подготовлен по инициативе работника, и он согласен с тем, что текст документа (отзыв на диссертацию, автореферат диссертации, рецензия на книгу, статью) будет опубликован на портале Университета, — тогда удостоверяется личная подпись автора без указания его должности и со штампом «Документ подготовлен вне рамок исполнения трудовых обязанностей». Если сотрудник не согласен с размещением его отзывов и рецензий на портале Университета, тогда у него остается возможность заверить свою подпись, например, в нотариальной конторе (см. также: Материалы ректорского совещания от 09.03.2016, п. 3).

    Оптимизация согласования документов, связанных со служебными командировками

    В связи с обращением председателя Совета молодых ученых доцента А. В. Красиковой началась работа по оптимизации процедуры согласования документов при направлении научно-педагогических работников в служебные командировки, введению принципа «одного окна» и электронного согласования документов. Сотрудники административных служб Университета должны обеспечивать согласование документов и издание приказов. Ограничен перечень должностных лиц, которые должны согласовывать документы о командировании работника: сотрудники управления кадров или руководитель гранта (они решают вопрос о целесообразности командирования работника), сотрудники учебного управления (они решают вопрос о замещении преподавателя и о ведении занятий в его отсутствие), сотрудники планово-финансового управления (они решают вопросы финансирования командировки). А декана / директора или заведующего кафедрой не надо будет обременять такой работой.