Материалы ректорского совещания

№ 133
от 02.12.2013

Повестка совещания

    О поручении Председателя Правительства РФ по результатам заседания Попечительского совета СПбГУ

    Проректор И. А. Дементьев сообщил, что по результатам заседания Попечительского совета СПбГУ 18 октября (см. Материалы ректорского совещания от 21.10.2013, п. 1) Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев 30 ноября дал ряд поручений:

    • сформировать рабочую группу из представителей федеральных государственных органов (Минэкономразвития РФ, Минфин РФ, Минобнауки РФ, Минрегион РФ), Правительства Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области совместно с СПбГУ для проработки предложений по созданию и размещению единого университетского городка СПбГУ (срок — 1 месяц)
    • Минфину РФ, Минобрнауки РФ , Минэкономразвития РФ — представить предложения по расширению допустимого перечня видов имущественного вклада при формировании фондов целевого капитала вузов и установлению льгот жертвователям средств в указанные фонды (срок — до 17 февраля 2014 года)
    • Минобрнауки РФ — рассмотреть совместно с МГУ и СПбГУ вопрос по введению собственных должностей профессоров и доцентов указанных университетов и наделению данных университетов правом самостоятельно устанавливать порядок проведения конкурсного отбора на эти должности (срок — 1 месяц)

    Ректор отметил, что Правительство РФ оказывает существенную помощь Университету, поэтому сроки исполнения поручений очень жесткие. Он также напомнил о том, что еще в 1915 году. Высочайше утвержденная комиссия под председательством графа Алексея Бобринского планировала построить для Санкт-Петербургского университета городок на Ново-Адмиралтейском острове. Но началась первая мировая война, и эти планы не осуществились... Планы по созданию единого университетского городка реализуются сегодня.

    См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 11); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 7); Честность и открытость (ответ 10); Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015, ответы 1–2); Университету кризис не страшен (ответ 15); Материалы ректорского совещания от 02.06.2014, п. 2; от 09.12.2013, п. 7; Материалы приема граждан от 17.12.2013, п. 1.

    Заседание Попечительского совета ВШМ СПбГУ

    27 ноября в Москве состоялось заседание обновленного Попечительского совета ВШМ СПбГУ. В состав совета вошли Н.Г.Коренев, заместитель председателя правления ОАО «Газпромбанк»; И. И. Сечин, президент ОАО НК «Роснефть»; А. А. Мордашов, генеральный директор ОАО «Северсталь»; Н. П. Токарев, президент ОАО АК «Транснефть»; А. Б. Усманов, генеральный директор ООО «Газпром инвестхолдинг»; А. Б. Чубайс, председатель правления ОАО «Роснано». От СПбГУ в состав Совета были введены проректор И. А. Дементьев и Ю. В. Федотов, проректор по направлению «Менеджмент».

    И. А. Дементьев сообщил, что в своих выступлениях члены совета высоко оценили произошедшие в СПбГУ изменения и наше движение к единому Университету. Деловое обсуждение вызвал проект стратегии развития ВШМ СПбГУ до 2020 года. При обсуждении предложения трудового коллектива ВШМ о создании Института «Высшая школы менеджмента» СПбГУ на базе факультета свое мнение высказали практически все члены совета. Помощник Президента РФ А. А. Фурсенко отметил, что в СПбГУ много сделано для объединения Университета и создания эффективной системы управления, именно это и позволяет сейчас обсуждать такие решения. Представители крупного бизнеса говорили об изменениях в системе управления и финансирования при создании института и получении достаточной автономии, в том числе для получения международных аккредитаций. Декан Высшей школы менеджмента А. Л. Костин подтвердил готовность возглавить институт «Высшая школа менеджмента» в качестве директора. Итог обсуждения подвел председатель Попечительского совета ВШМ СПбГУ С. Б. Иванов, по мнению которого начатый позитивный процесс потребует значительного времени.

    Обсуждался также вопрос о ходе работ по созданию кампуса ВШМ СПбГУ на территории дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача». Для завершения проекта и сдачи в эксплуатацию первого пускового комплекса, который позволит начать учебный процесс в новом университетском кампусе «Михайловская дача» в 2014 году, Университету требуется еще более 500 млн рублей (см. Материалы ректорского совещания от 25.11.2013, п. 4).

    Для того, чтобы оптимизировать создание этого кампуса, руководство Университета предложило отказаться от дворца Великого князя и части территории парка (это позволит сэкономить порядка 3 млрд рублей). Во дворце Великого князя прежде планировалось разместить НИИ менеджмента. Ректор отметил, что в Университете существовали НИИ для физиков или химиков — и это было понятно: ученым-естественникам требуется специальное, довольно громоздкое оборудование, которое не разместишь рядом с учебными аудиториями (сейчас в СПбГУ такое оборудование концентрируется в ресурсных центрах и используется не только физиками или химиками, но всеми НПР, и не только университетскими). А какое особое оборудование требовалось менеджерам, если в учебном корпусе в Михайловке будут оборудованы кабинеты для каждого преподавателя?.. При этом цена вопроса — около 2 млпд рублей.

    В соответствии с приоритетами следующим пусковым объектом кампуса станет строительство 13 зданий общежитий низкой этажности для размещения 1250 обучающихся (прогнозируемое время строительства — два года) (см. также: Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015, ответы 1–6); Университету кризис не страшен, ответы 2, 4, 5).

    О студсоветах (советах обучающихся) СПбГУ

    Встречи ректора со студсоветами факультетов

    26 ноября состоялась встреча ректора с тремя председателями студсоветов факультетов. Студенты по предложению ректора обсудили с ним интересующие их вопросы. Первый: о названии студсоветов в связи с изменениями в законодательстве об образовании (какое выбрать: совет обучающихся или студсовет, студсовет факультета или студсовет образовательной программы?). Второй: о предлагаемых Студсоветом изменениях в Положении о Студсовете СПбГУ. Третий: о расширении количества военно-учетных специальностей в СПбГУ.

    В связи с тем, что составы студсоветов обновились, студенты выразили готовность провести встречи ректора со студентами. Первая встреча — со студсоветом Факультета международных отношений — состоялась 28 ноября. По инициативе студентов обсуждались следующие вопросы:

    • использование аудиторного фонда и иных общих ресурсов в зданиях Университета в Смольном
    • обеспечение практик студентов-международников в Министерстве иностранных дел РФ, Россотрудничестве, иных ведомствах и заключение соглашений о стратегическом партнерстве с этими организациями
    • необходимость более широкого вовлечения студентов-международников в проекты и гранты, выполняемые преподавателями
    • активизация междисциплинарных проектов с участием международников, социологов, политологов, экономистов и других специалистов Университета
    • участие студентов-международников в разработке проблематики форумов «Петербургский диалог» и «Диалог Россия — Республика Корея»
    • возможные инструменты, которыми студенты могут влиять на изменение показателей Университета в мировых рейтингах

    Ректор подчеркнул, что обсуждение всех вопросов инициировали сами студенты. О некоторых из них он рассказал подробнее. Вопрос о вовлечении студентов в проекты и гранты студенты подняли по инициативе своих преподавателей. Как известно, в коллективах наших естественников (химиков, биологов, физиков, геологов) участие студентов в грантах — давняя традиция. А вот почему нельзя привлекать бакалавров или магистров-гуманитариев, например, к обобщению практики, сбору литературы по теме гранта, работе в архивах, анкетированную и т.д.? Ректор поручил деканам совместно с председателями студсоветов факультетов обсудить этот вопрос.

    Междисциплинарные проекты с участием международников и других специалистов Университета тоже кажутся естественным делом. Но уже не стены в зданиях Смольного, а виртуальные барьеры продолжают разделять коллективы. И когда, например, проректор по направлениям Е. Г. Чернова проводила конкурсы для международников, социологов, политологов, экономистов, разве участвовали в них, например, историки, психологи или философы?.. А между тем, есть противоположные примеры. Когда обсуждали статус стипендии им. академика А. А. Фурсенко, известного российского историка (в Университете ее учредили в июле этого года), то вначале хотели выплачивать ее только студентам-историкам. Но в процессе обсуждения ректор предложил назначать эти стипендии победителям конкурса студенческих работ — студентам разных образовательных программ. И в этом учебном году стипендию имени А. А. Фурсенко будут получать три студента: географ, философ и историк.

    Новый опрос

    Ректор напомнил, что Студсовет СПбГУ по своей инициативе успешно начал опрос о качестве преподавания английского языка в СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 11.11.2013, п. 6; а также на сайте СПбГУ и страницу «ВКонтакте»). Есть и другие сферы, где мнение обучающихся надо учитывать.

    Н. М. Кропачев привел примеры, когда студенты сталкиваются с недобросовестным консультированием сотрудников СПбГУ. «На одной из кафедр» (как говорят студенты) вывесили объявление о том, что студенты обязаны «сдать сертификаты В2». Но студенты не хотят сдавать эти сертификаты, они нужны им самим. Автор объявления, видимо, хотел сообщить о том, что нужно предъявить сертификат, чтобы его зарегистрировали в личном деле студента... В связи с этим ректор поинтересовался, какой процент студентов. имеющих сертификат В2, не занимается иностранным языком. Оказалось, практически нулевой. (По словам студентов, им говорят, что сертификат действителен всего два года, а потом им все равно надо сдавать университетский тест. Поэтому настоятельно рекомендуют все равно ходить на занятия...). Разве так регулируется этот вопрос в университетских правилах?

    Второй пример: студентка 2 курса в апреле выбрала второй иностранный язык шведский, а позже решила изучать немецкий. И преподаватель, по ее словам, разрешил ей заниматься в другой группе. А когда это выяснилось, студентку вернули в прежнюю группу. Теперь студентка никак не может понять, что переводы из группы в группу производят не преподаватели, а сотрудники учебник отдела. А в ее случае, в соответствии с Правилами обучения в СПбГУ, переводы были возможны только в апреле, в течение двух недель. Но студентка возражает: ведь преподаватель-то ей «разрешил»...

    Таких примеров еще хватает. Для того, чтобы и студенты, и работники жили в соответствии с правилами, а не со слухами, мнениями и пересказами, необходимы разъяснения, а также исследование причин и последствий таких «добрых советов»... Ректор предложил Студсовету СПбГУ провести новый опрос: как часто и в каких кабинетах студенты встречаются с недобросовестным консультированием сотрудников СПбГУ (см. также: Материалы ректорского совещания от 16.12.2013, п. 3).

    Заседание Совета по федеральным государственным образовательным стандартам

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что в Министерстве образования и науки РФ прошло заседание Совета по федеральным государственным образовательным стандартам. В России 45 вузов наделены правом разрабатывать и реализовывать собственные образовательные стандарты (СПбГУ, МГУ, национальные исследовательские университета и др.). По данным Минобрнауки, из студентов, которые обучаются по образовательным программам в соответствии с собственными образовательными стандартами, больше половины обучаются в СПбГУ (почти 20 тыс. из 38 тыс.). Среди вузов России число собственных образовательных стандартов в СПбГУ самое большое — 133 (о собственных стандартах МГУ на заседании не сообщалось).

    И. А. Горлинский отметил, что среди вузов, наделенных правом разрабатывать и реализовывать собственные образовательные стандарты, есть и такие, кто отказался от такого права в пользу федеральных стандартов. Есть и те, которые к реализации собственных стандартов пока не приступили, разрабатывают концептуальный подход. А есть и такие, чьи собственные стандарты повторяют федеральные.

    В вузах, реализующих собственные образовательные стандарты, накоплен опыт использования модульного принципа, использования программ, созданных совместно с потенциальными заказчиками (работодателями) и др. Этот опыт требует анализа. В адрес Ассоциации ведущих университетов России было направлено поручение Совета по федеральным государственным стандартам Минобрнауки РФ: провести совместную работу по анализу и обобщению опыта реализации собственных образовательных стандартов. Также принято решение о создании рабочей группы (в нее войдут представители Ассоциации ведущих университетов России, Минобрнауки и Рособрнадзора), которая определит механизмы аккредитации вузов, реализующих собственные образовательные стандарты.

    И. А. Горлинский сообщил, что в Университете приступили к разработке собственных стандартов СПбГУ уже третьего поколения. Цель — добиться большей привлекательности образовательных программ Университета.

    Ректор подчеркнул, что собственные образовательные стандарты в СПбГУ — это нормативные акты, правила, по которым живет Университет. А недавний анализ деятельности ученых советов факультетов показал, например, что преподаватели порой предлагают повысить уровень требований к студентам. Но эти требования давно уже установлены нашими стандартами, их просто надо исполнять. Тем более, что ученый совет факультета своим решением изменить университетский стандарт не может (см. Материалы ректорского совещания от 28.10.2013, п. 4). Нужно сделать так, чтобы студенты освоили те компетенции, которые указаны в наших стандартах (например, достигли уровня В2 по иностранному языку), а преподаватели и члены ГАК в своей деятельности руководствовались стандартами. Ректор поручил деканам обсудить этот вопрос на заседаниях учебно-методических комиссий и ученых советов факультетов.

    Ректор сообщил, что поручил И. А. Горлинскому сравнить собственные образовательные стандарты СПбГУ с федеральными, чтобы определить, чем наши стандарты превосходят средний уровень, в чем наши конкурентные преимущества.

    Назначение студентам СПбГУ стипендий Президента РФ и Правительства РФ

    Проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова сообщила о том, что 21 ноября вышел приказ Министерства образования и науки РФ о назначении студентам стипендии Президента РФ и Правительства РФ на 2013/14 учебный год. Студенты СПбГУ получили 1 стипендию Президента РФ (было подано восемь заявок) и 13 стипендий Правительства РФ (было подано 15 заявок). Необходим оперативный анализ таких результатов.

    При назначении стипендий Президента РФ и Правительства РФ учитывается ряд показателей:

    • выдающиеся успехи в учебе и научных исследованиях
    • наличие дипломов победителей и призеров олимпиад всероссийского и международного уровня, творческих конкурсов, фестивалей
    • количество открытий, изобретений
    • количество научных публикаций в российских и международных журналах

    Претенденты должны соответствовать максимальному числу критериев — тогда количество стипендий в СПбГУ будет наибольшим. Поэтому так важна работа по вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность, развитие других видов их активности. Например, у обучающейся по магистерской образовательной программе «Биология» Полины Дроздовой, которая получила стипендию Президента РФ, не было ни одной оценки ниже «отлично» за весь период обучения по программе, одна ее научная статья опубликована в центральных изданиях РФ, еще одна — в зарубежных изданиях.

    М. Ю. Лаврикова сообщила также, что уже в марте нужно будет собирать заявки об именных и персональных стипендиях на следующий учебный год. Она поручила деканам обратить внимание на развитие активности студентов (вовлекать студентов в научно-исследовательскую работу и т. п.), чтобы результаты в следующем году были выше.

    Об объявлении благодарности студентам СПбГУ

    Депутат Госдумы И. В. Соколова обратилась к ректору Университета с просьбой объявить благодарность студентам Кириллу Салахутдинову (магистерская образовательная программа «Экономика») и Илье Павлову (образовательная программа «Философия») за их бескорыстную помощь гражданке Т. Степановой. М. Ю. Лаврикова сообщила, что эту гражданку (мать-одиночку) органы опеки хотели лишить материнских прав из-за антисанитарных жилищных условий в ее квартире (после затопления). Студенты бескорыстно сделали ремонт в квартире, и ситуация благополучно разрешилась.

    См. также: В кругу звездных друзей (ответы 6 и 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 15 и 16); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 3); За Нобелем (ответы 10–14).

    Депутат пишет ректору: «Отрадно, что во вверенном Вам университете учатся не просто способные и талантливые, но и неравнодушные к чужой беде молодые люди, своим примером доказывающие, что традиции милосердия и заботы о нуждающихся продолжают жить в российском обществе. Спасибо за высокий уровень воспитательной работы в вашем учебном заведении». Ректор сообщил, что студентам будет объявлена благодарность.

    Заявка по созданию в Университете IT-центра мирового уровня одобрена и рекомендована к реализации

    30 июля 2013 года Минобрнауки и Минкомсвязи России объявили о начале реализации пилотного проекта по созданию и развитию в Российской Федерации исследовательских центров мирового уровня в области информационных технологий (ИТ-центры). Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил, что 26 ноября Минобрнауки и Минкомсвязи России объявили итоги отбора стратегических программ развития ИТ-центров. На конкурс было подано более 130 заявок от сотни научных организаций и вузов страны. По результатам рассмотрения стратегических программ развития принято решение рекомендовать создание центров прорывных исследований в области информационных технологий на базе 19 вузов и научных организаций. В соответствии с этим решением в Санкт-Петербургском университете будет создан крупнейший исследовательский центр мирового уровня для изучения анализа и синтеза компьютерных и телекоммуникационных архитектур, программной инженерии и обработки данных (см. Материалы ректорского совещания от 01.09.2014, п. 4).

    О процедуре подготовки предложений СПбГУ для формирования перечня приоритетных направлений научных исследований РФ

    С. П. Туник напомнил, что Министерство образования и науки РФ объявило о формировании перечня приоритетных научных задач, решение которых требует использования возможностей федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием (см. Материалы ректорского совещания от 25.11.2013, п. 1). На той неделе собирались предложения НПР и деканов для оформления заявок Университета по формированию приоритетных научных направлений с учетом имеющегося в СПбГУ опыта и наличия сети ресурсных центров (они должны быть отправлены 2 декабря). Были присланы 30 предложений, и девять из них подготовлены не по форме — поэтому их нельзя включать в заявку СПбГУ, так как они будут сразу отклонены по формальным признакам. С. П. Туник обратил внимание деканов на четкое выполнение правил заполнения заявки.

    Представления о премиях и надбавках

    Ректор сообщил, что сегодня представления на премирование научно-педагогических работников зачастую передаются или устно, или только на бумаге. Впредь вся переписка о представлении НПР на премии и надбавки должна вестись в электронном виде. Ректор дал указание проректору по экономике Е. Г. Черновой не принимать представления на премии, если не подтвержден электронный документооборот.

    См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 3); Экспертный совет по любому вопросу (ответ 5); В кругу звездных друзей (ответ 4); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 2, 3, 6); Он был первым (ответ 13); Правила жизни Университета (ответы 4–5).

    Кто-то из присутствующих выразил опасение, что эта переписка может попасть в чужие руки. Ректор не увидел в этом ничего страшного. И напомнил, как в период исполнения обязанностей одного проректора (находящегося в отпуске) другим проректором по направлениям, в социальных сетях появилась информация о планах этого проректора на свою будущую зарплату (тогда в Университете еще не действовала единая электронная система учета зарплат). Кто-то по этому поводу злопыхал. А ректор, узнав о реальных зарплатах проректора из всех, подвластных проректору источников, сократил ему зарплату почти в четыре раза. Образовавшаяся экономия была направлена на повышение зарплат ассистентам, доцентам.

    СПбГУ вновь вошел в рейтинг Financial Times

    И. А. Дементьев сообщил, что Университет вошел в рейтинг газеты Financial Times. В топ–75 рейтинга европейских бизнес-школ European Business Schools 2013, который формируется на основе рейтингов программ MBA, Executive MBA, Masters in Management и Executive Education крупнейших бизнес-школ, наш Университет занял 74 позицию.

    См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 2 и 4); Лучший — докажи (ответ 1); Честность и открытость (ответы 1–5); Из России с дипломом (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 1); Университету кризис не страшен (ответы 1 и 6).

    СПбГУ стал единственным представителем России в числе ведущих бизнес-школ Европы. И. А. Дементьев отметил, что рейтинг Financial Times отличают самые высокие входные барьеры. Основными критериями ранжирования являются: средняя годовая зарплата выпускников (и ее рост), их карьерный рост, международная академическая и карьерная мобильность. К сожалению не вся информация была доступна рейтинговому агентству из-за того, что не все респонденты ответили на вопросы интервьюеров.

    О продолжении обсуждения создания институтов на базе факультетов

    Декан Исторического факультета А. Х. Даудов сообщил собравшимся о том, как проходит обсуждение решений ученых советов Исторического и Философского факультетов о создании институтов. Сейчас этот вопрос дискутируется на заседаниях кафедр, на встречах со студсоветами и студентами. Эти обсуждения носят вполне конструктивный характер. А. Х. Даудов сообщил, что они будут продолжаться.

    После прошедших обсуждений на заседаниях кафедр состоятся заседания ученых советов факультетов: заседание ученого совета философского факультета пройдет 3 декабря (о решении ученого совета — см. в «Виртуальной приемной СПбГУ» ответ декана Философского факультета С. И. Дудника от 4 декабря: О заседании Ученого совета Философского факультета СПбГУ), а заседание Ученого совета Исторического факультета из-за ранее запланированной командировки декана пройдет не 12, а 5 декабря (о решении ученого совета — см. сообщение на странице исторического факультета СПбГУ).