Материалы приема граждан

№ 143
от 07.10.2014

По традиции во вторник, 7 октября, прошел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Обязанности ректора во время приема исполнял пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин. Некоторые из вопросов имеют общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.

Преподаватель или администратор? Вопрос о трудоустройстве в СПбГУ

Выпускница СПбГУ К. О. Кононова, руководитель аналитического отдела ООО «Группа компаний Консалтум», обратилась с просьбой принять ее на работу в Университет. Посетительница сообщила, что в адрес ректора СПбГУ Н. М. Кропачева месяц назад было отправлено письмо от ректора Алтайского государственного университета, в котором содержалась просьба о содействии в ее трудоустройстве в СПбГУ. По ее словам, она с отличием окончила Алтайский университет, затем аспирантуру СПбГУ, защитила диссертацию под руководством В. С. Иваненко, доцента кафедры международного права. Еще учась в аспирантуре, она, как рассказала посетительница, «занималась организацией международных мероприятий в области юриспруденции» в Университете. Затем работала в Конституционном суде РФ, других организациях. А теперь хотела бы вернуться в Университет, устроиться на работу.

И. о. ректора А. А. Заварзин спросил, на какую должность она собирается претендовать: на административную или на должность научно-педагогического работника. И сообщил, что в Университете эти категории должностей четко разграничены. Для того, чтобы занять должность научно-педагогического работника, надо участвовать в конкурсе на такие должности. Объявления о конкурсах и требованиях к претендентам на ту или иную должность (индекс Хирша, количество научных грантов и др.) публикуются на специальном информационном ресурсе СПбГУ, зарегистрированном как СМИ «Вакансии и конкурсы». Все конкурсные процедуры открытые (могут присутствовать все заинтересованные лица):

  • пробная лекция перед студентами или доклад на заседании кафедры
  • заседание кафедры
  • заседание ученого совета факультета
  • заседание Ученого совета Университета

Кроме того, по желанию участников конкурсных процедур на должности научно-педагогических работников СПбГУ пробная лекция и заседание кафедры могут быть записаны на видео, а заседание ученого совета факультета (в части конкурсных процедур) должно транслироваться в Интернете.

Все конкурсы на получение научных грантов СПбГУ также открытые, то есть в них могут принимать участие все желающие. И в случае победы в таком конкурсе она сможет занять должность научного/научно-педагогического работника на время реализации полученного гранта.

Посетительница ответила, что ей более интересна работа на административной должности. А. А. Заварзин объяснил, что вакансии административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала тоже размещены на портале СПбГУ. Прием на работу и на такие должности подразумевает конкурс претендентов. Оцениваются знания, умения и навыки претендента. Решают вопрос о приеме на работу в СПбГУ административного персонала также руководитель главного управления по работе с персоналом и его подчиненные. Как и научно-педагогическим работникам, победителям конкурса на должности УВП и АУП также предлагается индивидуальный контракт, учитывающий взаимные обязательства работодателя и конкретного работника. И. о. ректора предложил посетительнице направить ее CV начальнику ГУОРП В. В. Еремееву и обсудить с ним варианты трудоустройства. И. о. ректора дал поручение начальнику ГУОРП В. В. Еремееву пригласить заявителя на прием.

На новые рельсы: вопрос о том, нельзя ли занимать должность научного сотрудника без какого-либо конкурса

Инженер ЦСОП по направлению физика В. А. Резников рассказал, что на протяжении долгого времени его трудовые обязанности заключались в подготовке и демонстрации опытов для студентов, слушающих лекции по физике. Но теперь преподаватели используют в своих лекциях компьютерные симуляции опытов. Из-за этого его работа сократилась до разработки новых демонстраций опытов, которые, по его оценке, остаются невостребованными. Но не это главное. Для него важно, что он занимается научными исследованиями и хотел бы их завершить. Он считает, что «сможет уложиться в 6–8 месяцев».

И. о. ректора А. А. Заварзин спросил посетителя, с кем он обсуждал этот вопрос ранее. Тот ответил, что обращался с такой просьбой к начальнику ЦСОП по направлению Физика Т. В. Фроловой, но та настаивает, чтобы инженер выполнял свои прямые обязанности по сопровождению учебного процесса. Он привык работать по сопровождению учебного процесса на Васильевском острове в здании по адресу Университетская наб., д. 7–9, лит. Ш, но теперь в основном лабораторные занятия проводятся в других зданиях, в том числе в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. Ему это неудобно. Но главное, ему не разрешают в рабочее время заниматься научно-исследовательской работой. И убедить начальника, что его научно-исследовательская работа «направлена на конкретизацию и уточнение некоторых базовых понятий физики» и поэтому очень ценна для науки, ему не удалось — по его мнению, из-за того, что Т. В. Фролова гуманитарий... В Университете он работает 50 лет, научно-техническими разработками занят с 1985 года, имеет, как он утверждает, около 100 научных публикаций и изобретений. По его словам, все заведующие кафедрой общей физики, с которыми он работал, поддерживали его исследовательские работы.

А. А. Заварзин объяснил, что, к сожалению, долгие годы в Университете в условиях отсутствия единой кадровой и информационной политики (см. Материалы ректорского совещания от 11.04.2011, п. 6) существовала противозаконная практика, когда финансируемые из бюджета ставки использовались не по назначению. Например, молодым выпускникам «не разрешали» участвовать в конкурсах на должности научно-педагогических работников, но их принимали на должности лаборантов и инженеров. Такие инженеры порой, вместо обеспечения учебного процесса, фактически вели собственные научные исследования в ожидании, когда освободится подходящая преподавательская или исследовательская позиция. Столь «легкое» распоряжение ставками инженеров приводило к тому, что не было квалифицированных специалистов для обеспечения учебного и научного процесса, и в то же время порою научно-педагогический работник занимал даже не одну, а две или три ставки инженеров. Рекорд побил один из профессоров-физиков, который одновременно совмещал свою профессорскую должность с работой на пяти ставках: инженера, сантехника, электрика и других! В последние годы ситуация изменилась. Сейчас в Университете каждый желающий имеет возможность принимать участие в открытом конкурсе на должности научно-педагогических работников (и преподавательские, и научные). А вот позиция инженера предназначена для обеспечения и сопровождения учебного и научного процесса. Поэтому посетитель должен сделать выбор: либо исполнять свои прямые обязанности инженера, либо участвовать в конкурсе и претендовать на должность научного сотрудника.

Посетитель ответил, что он не может участвовать в конкурсе на должность НПР из-за того, что он в свое время не получил диплом о высшем образовании. А. А. Заварзин заметил, что, если инженер действительно обладает востребованными квалификациями, навыками и умениями, он может участвовать в конкурсе на НИОКР или быть приглашенным в команду исполнителей по грантам, полученным учеными Университета. Но в случае победы в конкурсе НИОКР или приглашения в команду исполнителей по гранту, выполнять такую работу он сможет только за пределами рабочего времени по должности инженера. Объем работы по должности инженера определяет его непосредственный руководитель. С другой стороны, посетитель также должен понимать, что образовательные технологии не стоят на месте, а с их развитием какие-то методы уходят в прошлое, а люди, применявшие их, должны овладевать новыми, чтобы выполнять свои функции по обеспечению учебного процесса.

Посетитель спросил, почему ректор не может ему позволить закончить его научные исследования — потребуется, как он считает, «всего-навсего 6–8 месяцев». А. А. Заварзин объяснил, что фактически он предлагает ректору разрешить ему занимать одну должность — инженера, а выполнять работу по другой должности — научного сотрудника. Заниматься научной работой в СПбГУ он может, но для этого надо сначала занять соответствующую должность с соблюдением всех процедур. Каждый год почти 100 человек участвуют в альтернативных конкурсах (когда в конкурсе на должность НПР участвуют два и более претендентов) и кто-то из них побеждает в конкурсе, а кто-то проигрывает. Некоторые из них работали в СПбГУ, но проиграли в конкурсе на должность и теперь вынуждены искать другую работу. Таковы правила. Конкурсы должны быть открытыми и честными, победители таких конкурсов и должны заниматься научной и педагогической работой в СПбГУ. Разве это неправильно?

Хочу учиться: вопросы о продолжении освоения образовательных программ

Два студента обратились к ректору с письменными заявлениями. Вопросы у них были похожие, но условия разные, и решения — тоже разные.

Студент 4 курса А. М. Аксенов, обучающийся по программе «Юриспруденция», сообщил, что он трижды не сдал экзамен по финансовому праву (10 июня, 2 и 22 сентября), в том числе аттестационной комиссии, и представлен к отчислению в связи с академической неуспеваемостью. К своему заявлению он приложил дипломы и почетные грамоты, свидетельствующие о его успехах в различных студенческих профессиональных конкурсах. Он просит дать ему возможность «показать свои знания перед аттестационной комиссией в любой возможной форме в любое время», хотя и признает, что его «позиция не основана на законе».

И. о. ректора А. А. Заварзин объяснил студенту, что его победы в конкурсах никто не оспаривает, но к освоению им образовательной программы они не имеют прямого отношения. Для того, чтобы судить о том, что студент освоил предмет в необходимом объеме для достижения заявленных в образовательной программе компетенций, существует промежуточная аттестация. Правила обучения в СПбГУ посетитель знает: студент, трижды получивший на экзамене или зачете оценку «неудовлетворительно», подлежит отчислению за академическую неуспеваемость. Даже если он олимпийский чемпион, например, в кёрлинге или академической гребле, или призер профессионального конкурса. И оснований для пересмотра этого решения и. о. ректора не усматривает. При этом у посетителя сохраняется право восстановления для повторного освоения программы и прохождения аттестации. Посетителю на его заявление будет направлен письменный ответ в установленной форме.

Магистрант 1 курса А. Э. Антонян, обучающийся по программе «Востоковедение» (специализация «Политология и международные отношения стран Азии и Африки»), сообщил, что окончил бакалавриат СПбГУ по программе «Востоковедение» (специализация «История арабских стран»). Кроме того, осваивал дополнительную образовательную программу «Организация психологической борьбы». И в июле 2014 года должен был пройти военные сборы. Но, как он объяснил, не смог этого сделать из-за перелома ключицы. Магистрант хотел бы завершить курс этой дополнительной образовательной программы и пройти военные сборы. По его словам, он обращался к руководству Факультета военного обучения, но ему отказали и сообщили, что получить военно-учетную специальность и звание офицера нет возможности. Поэтому он просит ректора ходатайствовать о прохождении им военных сборов летом 2015 года и получении им звания офицера.

И. о. ректора А. А. Заварзин объяснил студенту, что свое письменное заявление в адрес ректора он направил по электронной почте накануне, 6 октября. Вопрос пока еще не изучен в полном объеме. И. о. ректора дал поручение проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк во взаимодействии с начальником Факультета военного обучения А. В. Завгородним разобраться в ситуации и представить проект ответа заявителю.

На приеме граждан присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).

Статистика

6 октября на прием пришли пять человек: студенты (2), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (0), сотрудники (1), не работающие в СПбГУ (2). Рассматривались пять вопросов, в том числе по темам: образование (3), наука (1), общежития (0), работники и коллективы (1), социальные вопросы (0), Университет и мир (0), прочие (0). Прием начался в 16:47, закончился в 18:03.