Материалы приема граждан

№ 184
от 15.09.2015

Во вторник, 15 сентября, прошел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Его вел ректор СПбГУ Н. М. Кропачев.

Чтобы протезисты не хромали: вопрос о развитии магистерской образовательной программы

Профессор Е. В. Шатаева, руководитель магистерской программы «Ортопедические системы и технологии», сообщила, что эта программа практико-ориентированная, Университет по этой программе готовит высококвалифицированных инженеров-протезистов, способных на современном уровне решать проблемы восстановления утраченных функций опорно-двигательного аппарата с использованием широкого арсенала биотехнических методов, систем и технологий. Программа была открыта в СПбГУ в 2012 году и не имеет аналогов в России. Состоялись два пилотных выпуска этой программы. Но ее реализация связана с рядом трудностей. Бюджетных мест нет, по словам посетительницы, в коллективе Факультета стоматологии и медицинских технологий, кроме нее, нет специалистов этого профиля.

Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев спросил, использовала ли профессор возможности, имеющиеся у всех научно-педагогических работников Университета. Вошла ли она в состав учебно-методической комиссии факультета, чтобы поставить и обсудить вопросы реализации образовательной программы? Профессор ответила, что она обратилась с этим вопросом в учебно-методическую комиссию, но ей отказали. Ректор спросил, написала ли она соответствующее заявление на имя проректора по учебно-методической работе. Оказалось, что не писала и не знала о такой возможности (о правах научно-педагогических работников СПбГУ, в том числе о праве на участие в работе комиссий СПбГУ. Знает ли профессор, что она может, не согласившись с решением учебно-методической комиссии и ученого совета, сообщить об этом проректору по учебно-методической работе, а тот в свою очередь может принять решение о проведении внешней экспертизы учебно-методической документации образовательной программы? Как выяснилось, не знает. Соответствующих специалистов может не быть в коллективе конкретного факультета, но они наверняка есть в Университете (среди биологов, прикладных математиков, менеджеров, медиков и др.), в других вузах и научных центрах России, их можно привлечь к сотрудничеству.

Это образовательная программа не руководителя программы, не коллектива конкретного факультета, а всего Университета, и ректор призвал посетительницу мыслить университетскими категориями. Она утверждает, что магистерская программа «Ортопедические системы и технологии» не имеет аналогов в России. Но, может, в других вузах хотят создать подобную программу? Или создавали, но у них не получилось? Какие аналогичные программы существуют в вузах мира? Нужно сопоставить: чем наша программа сильнее, чем слабее?.. Какие работодатели заинтересованы в реализации этой программы?

Вопрос с открытием бюджетных мест на образовательные программы решается на основе конкурса в масштабах страны, объяснил Н. М. Кропачев. И здесь могут помочь работодатели. Профессор Е. В. Шатаева сообщила, что в России существуют 73 унитарных предприятия, которые заинтересованы в таких выпускниках СПбГУ. В Минобрнауки РФ формируются контрольные цифры приема в вузы России на основе запросов работодателей. Если придут их запросы в министерство, то будут и бюджетные места для этой программы…

Кроме того, нужно выяснить, действительно ли работодатели ждут выпускников программы? Сколько они согласны платить за подготовку специалистов? Сколько согласны вложить в развитие программы?.. Университет готов создать совет образовательной программы, сообщил ректор. В совет необходимо включить представителей этих предприятий. Совет определит, какими компетенциями должны обладать выпускники. В соответствии с этими требованиями университетские специалисты разработают программу (модернизируют ее) и предложат учебно-методической комиссии рассмотреть ее. А в состав учебно-методической комиссии тоже должны войти представители работодателей. При необходимости образовательную программу направят на внешнюю экспертизу, в том числе работодателям.

Далее: работодатели могут помочь нам правильно определить, сколько стоит подготовка такого специалиста с теми компетенциями, которые они сформулировали? Их пожертвования можно аккумулировать в специальном целевом фонде эндаумент-фонда СПбГУ — причем средства будут тратиться целевым образом, только на реализацию этой программы. И эти траты они сами будут полностью контролировать… Кроме того, работодатели могут предоставить СПбГУ оборудование или разрешить проводить обучение у них на предприятиях. Мы ждем от таких работодателей советов по кадровым вопросам (кого из преподавателей привлекать к реализации программы), по вопросам определения требований к поступающим на обучение по этой программе, по совершенствованию учебного плана программы и отдельных ее дисциплин. Безусловно, именно работодатели должны принимать самое активное участие в выпускных экзаменах.

Штамп в паспорте: вопрос о регистрации иногороднего студента

Родители Виктора Бойко, студента-международника 1 курса, сообщили, что сыну предоставили место в общежитии в Петергофе. Но он там не живет — по словам матери, слишком далеко ездить на учебу. Поэтому они снимают комнату сыну и дочери, тоже студентке СПбГУ, в центре города. Посетители спросили, могут ли сына-студента зарегистрировать по месту учебы?

Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев, которого ректор пригласил принять участие в приеме граждан, объяснил: это возможно, только если студент живет в общежитии СПбГУ. Не просто получил место и заселился, но обязательно там живет. В других случаях по закону Университет не имеет возможности регистрации граждан. Регистрация происходит именно по месту пребывания (есть воинский учет, медицинский учет в поликлинике и др.). Г. С. Васильев сообщил, что в общежитиях Университета проживает около 12 тысяч обучающихся. И Федеральная миграционная служба проверяет исполнение правил их поселения и регистрации в СПбГУ. Студенты и сами могут проверить на портале СПбГУ, кто в какой комнате живет и какие места свободны.

К сожалению, еще есть студенты, которые только заселяются в общежитие, регистрируются и после этого исчезают. В таких случаях Университет применяет жесткие административные меры по их выселению. В Университете заинтересованы в том, чтобы комнаты не пустовали (год назад таких мест было 700, в прошлом году — уже 400, и количество их неуклонно снижается), потому что нужны места для заселения иногородних. На ремонт и строительство новых общежитий Университет тратит огромные суммы.

На вопрос, что же им делать, посетители получили ответ: либо сын-студент заселяется в общежитие СПбГУ, регистрируется и живет там; либо он может зарегистрироваться по месту фактического проживания (это происходит заявительным порядком).

Сесть в свой вагон: вопрос о восстановлении в СПбГУ

Александр Кудринский, бывший студент-востоковед 3 курса СПбГУ, напомнил, что он был отчислен весной этого года после того, как трижды не сдал зачет по дисциплине «Социальная антропология Африки» (см. Материалы приема граждан 17.02.2015, п. 1). Он хочет восстановиться в Университет, но, по его словам, не может это сделать из-за того, что на направление «Языки и культуры Восточной Африки, эфиопистика» образовательной программы «Африканистика», на котором он учился, открывается прием в СПбГУ раз в четыре года. И сейчас на этом направлении учатся первокурсники. Он спросил ректора, что ему делать в таком случае?

Н. М. Кропачев ответил, что программы обучения открываются по правилам — так же, как поезда следуют по расписанию. Когда придет его поезд, можно будет сесть в свой вагон. Поэтому он может либо ждать три года, либо в следующем году восстанавливаться на 2 курс или на второй семестр первого курса. Но в таком случае его (при наличии вакантных мест) смогут восстановить только на договорную основу обучения, поскольку он проучился в Университете три года на бюджетной основе… Посетитель сказал, что он хотел перевестись на образовательную программу «История», но оказалось, что разница в учебных планах между программами слишком большая, превышает допустимую.

Ректор спросил, разве нет никакой другой образовательной программы, куда его могли бы перевести? Посетитель ответил, что нет. Но позже в ходе разговора выяснилось, что на той же образовательной программе «Африканистика» есть и другое направление, достаточно близкое. Но тогда ему придется изучать с нуля другой африканский язык, а это сложно, как признался посетитель. За полгода ему придется нагнать студентов, которые изучали ту программу в течение трех лет. К тому же, по его словам, другой язык менее востребован… Н. М. Кропачев подвел итог: в любом случае ему придется делать выбор. Либо ждать, либо догонять, чтобы сесть в свой вагон.

На приеме граждан присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).

Статистика

15 сентября на прием пришли пять человек: студенты и абитуриенты (0), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (1), сотрудники (1), не работающие в СПбГУ (3). Рассматривались четыре вопроса, в том числе по темам: образование (2), наука (1), общежития (1), работники и коллективы (0), социальные вопросы (0), Университет и мир (0), прочие (0). Прием начался в 16:37, закончился в 19:17.