Материалы приема граждан

№ 128
от 10.06.2014

По традиции во вторник, 10 июня, прошел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Его вел ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. Некоторые из вопросов имеют общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.

Помочь осуществить мечту: вопрос о возможности поступления в бакалавриат

На прием к ректору СПбГУ пришли отец с дочерью. Отец объяснил, что набор в бакалавриат на профиль «Художник мультипликационного кино» в Университете происходит раз в пять лет: в 2009, 2014, 2019 годов. Его дочь в этом году закончила только десятый класс в одной из петербургских гимназий и сдавать ЕГЭ по русскому языку и литературе, необходимые для поступления в СПбГУ, не сможет. Однако, как рассказал отец, девушка мечтает стать художником-мультипликатором: в мае 2014 года она с отличием окончила подготовительные курсы СПбГУ по кафедре мастерства художника кино и телевидения, а в 2013 году — Санкт-Петербургскую художественную школу. Она — лауреат премии правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования» (2013), дипломант и победительница других конкурсов и олимпиад.

Но в 2015 году, когда девушка окончит школу, в СПбГУ будет набор на другую специальность — «художник по костюмам», а в 2016-м — «художник-постановщик». И поэтому отец, как он говорит, «в порядке исключения» просит допустить его дочь к вступительным испытаниям по живописи, рисунку и композиции для поступления в СПбГУ на профиль «Художник мультипликационного кино» в этом году на общих основаниях, чтобы девушка могла осуществить свою мечту. А обязательные результаты ЕГЭ предлагает заменить дополнительными испытаниями по русскому языку и литературе.

Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев объяснил посетителю и его дочери, что «порядка исключения» быть не может. Или порядок — или исключение, которое ломает порядок. Девушка еще не завершила освоение программы общего среднего образования, у нее нет ни аттестата, ни результатов ЕГЭ, необходимых для абитуриентов СПбГУ. И поэтому она не может участвовать в конкурсе на программу высшего образования и сдавать дополнительные испытания профильной направленности (по живописи, рисунку и композиции)...

Н. М. Кропачев предложил три варианта выхода из ситуации. Первый: после окончания гимназии девушка может поступать в СПбГУ на близкую специальность, которая будет необходима юной художнице для творческого роста, а позже, на уровне магистратуры, выбрать профиль художника мультипликационного кино. Второй вариант: поступать в любой другой вуз, где в 2015 году будет прием на избранную девушкой специальность. И третий: идти работать по специальности, чтобы в 2019 году поступать в СПбГУ на профиль «Художник мультипликационного кино». Но решать, убежден ректор, девушка должна сама и делать свой выбор осознанно, взвесив все аргументы за и против.

Заслужите признание коллег: вопрос об участии выпускника СПбГУ в IV Петербургском международном юридическом форуме

Студентка 4 курса Татьяна Р., обучающаяся по образовательной программе «Химия», рассказала, что в 2013 году она прошла отбор и работала штатным сотрудником оргкомитета зимней Олимпиады — 2014 в Сочи, за что, по ее словам, получила благодарность Правительства РФ. А в этом году она стала волонтером IV Петербургского международного юридического форума. Студентка считала, что ректор СПбГУ профессор Н. М. Кропачев является членом оргкомитета этого форума, и попросила помочь ее другу попасть на заседания форума. Она сообщила, что ее друг — выпускник СПбГУ, с отличием окончил магистратуру по профилю «Гражданское право» и преподает право и обществознание в одном из петербургских лицеев. И что на пленарное заседание форума этот учитель собирается попасть вместе с учениками-лицеистами.

Ректор объяснил, что не важно, является он членом оргкомитета форума или не является. Но даже если бы он и занимался организационными вопросами форума, он бы не пошел против установленных правил. На форуме будут участники, гости и волонтеры, которые попадут на заседания в соответствии с порядком, определенным оргкомитетом. Н. М. Кропачев спросил, зарегистрировался ли учитель-юрист в качестве участника? Студентка ответила, что до гостя форума он пока не дорос, участником форума он не сможет быть, так как форум состоится 18–21 июня и сроки регистрации уже прошли, а волонтером он не может быть, ведь он уже преподаватель. Кроме того, он хотел бы пройти на форум не только сам, но и провести своих лучших учеников.

Н. М. Кропачев предложил посетительнице порекомендовать своему другу быть более активным в работе и заслужить признание коллег, чтобы его пригласили на очередной Петербургский международный юридический форум в качестве гостя. И главное, по мнению ректора, юрист должен добиваться успеха сам, а не с помощью своей подруги.

Борьба за свои права: вопрос о несданном экзамене и отчислении

К ректору на прием пришли (по очереди) два студента 3 курса, обучавшиеся по образовательной программе «Африканистика» с одной и той же, по их словам, проблемой. Они оба, и Константин К., и Александр К., трижды не сдали зачет по дисциплине «Социальная антропология Африки» и представлены к отчислению, но аргументы в свою защиту у них были разные.

Первый сообщил, что, по его мнению, фактически он сдавал зачет не три, а только два раза, поскольку вначале он не был допущен к зачету из-за того, что, как он объясняет, его реферат не соответствовал требованиям преподавателя. Ректор сообщил, что, согласно объяснениям преподавателя, студент не был допущен к зачету из-за того, что сдал реферат позже установленного срока (а не за три дня до дня зачета, как положено).

Студент пояснил: он хотел сдать реферат в срок, но преподаватель предложил ему сократить текст, поэтому он сдал его позже. (В объяснениях преподавателя по этому поводу говорится, что в работе этого студента было много заимствований из чужих текстов и студенту было рекомендовано устранить эти заимствования.) Студент, поняв, что оснований для отмены приказа об отчислении нет, стал просить восстановить его в СПбГУ для продолжения обучения по тому же профилю, поскольку раньше учился на отлично и во время полевых исследований в Африке осенью 2013 года собрал интересный материал для своей дипломной работы.

Ректор ответил, что вопрос восстановления будет решаться в августе 2014 года (если бывший студент подаст заявление) и мнение ректора при этом не учитывается.

Второй студент-африканист Александр К. отстаивал свои права более активно. Он заявил, что во время приема зачета по дисциплине «Социальная антропология Африки» были нарушения процедуры, и привел конкретные пункты Правил обучения в СПбГУ, которые, на его взгляд, не были соблюдены. В частности, он сообщил, что во время зачета в устной форме преподаватель сам выдавал им билеты, зная их содержание, и не давал возможность «вытянуть» любой билет. Хотя, согласно п. 4.2.10 Правил, «при проведении зачета (экзамена) в устной форме с использованием билетов каждый студент имеет право выбрать любой билет, не зная заранее его содержание, и с исключением возможности видимости заданий, входящих в билеты...» (см. на сайте СПбГУ в разделе «Учебная деятельность»). Следующее, по его мнению, нарушение (п. 4.2.11): преподаватель не дал ему возможность ответить на вопрос билета и стал задавать дополнительные вопросы. И третье (п. 4.2.21): после проведения зачета в письменной форме не было показа работ и объяснения ошибок... Студент просил дать ему возможность сдать этот зачет комиссии еще раз.

Ректор задал уточняющие вопросы по поводу двух последних нарушений. Может быть, преподаватель задавал вопросы тогда, когда студент стал повторяться и перестал говорить по теме вопроса? Студент согласился с тем, что, вполне возможно, так и было... По поводу третьей претензии («не было показа работ и объяснения ошибок») ректор спросил посетителя, просил ли он преподавателя показать ему письменную работу и объяснить ошибки. Студент ответил, что он «с таким вопросом к преподавателю не обращался». «Можно ли в такой ситуации высказывать преподавателю претензию?» — спросил Н. М. Кропачев. «Нельзя», — согласился студент.

Ректор подчеркнул, что одна претензия студента («свободный выбор билета») требует проверки. Но нужно выслушать и другого участника процедуры экзамена, узнать точку зрения преподавателей. Ректор дал поручение проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк провести по этому поводу проверку.

Дополнительная информация

По результатам проверки, проведенной по поручению ректора, были установлены нарушения процедуры приема зачета по дисциплине «Социальная антропология Африки» 02.06.2014. Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк издала приказ № 7416/3 от 26.06.2014, которым аннулировала результаты пересдачи этого зачета А. С. Кудринским. Ему будет предоставлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов по летней промежуточной аттестации 2013/14 учебного года. Первому заместителю декана восточного факультета А. А. Родионову проректор поручила довести до сведения преподавателей информацию о недопустимости нарушения требований Правил обучения в СПбГУ.

На приеме граждан присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).

Статистика

10 июня на прием пришли пять человек: студенты (3), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (0), сотрудники (0), не работающие в СПбГУ (2). Рассматривались четыре вопроса, в том числе по темам: образование (экзамены и отчисление (2), поступление в бакалавриат (1)), наука (0), общежития (0), работники и коллективы (0), социальные вопросы (0), Университет и мир (1), прочие (0). Прием начался в 16:44, закончился в 18:38.