Итоги заседания Ученого совета СПбГУ

от 09.02.2015

На заседании Ученого совета СПбГУ 9 февраля состоялось вручение дипломов, нагрудных знаков и удостоверений Почетного профессора СПбГУ; дипломов лауреата премии Санкт-Петербургского государственного университета «За научные труды» 2014 года; дипломов лауреата премии Санкт-Петербургского государственного университета «За педагогическое мастерство» 2014 года и почетных грамот участника конкурса на соискание премии «За педагогическое мастерство».

Эти недавние дни нашей жизни уже стали историей первого университета России. Вот ректор СПбГУ Н. М. Кропачев и председатель Студсовета СПбГУ Анастасия Смирнова 8 февраля 2014 года производят выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости в честь 290-летия Университета (см. Материалы ректорского совещания от 10.02.2014, п. 1). Другие кадры: универсанты в едином порыве болеют за «Зенит» в пятом секторе стадиона «Петровский» , танцуют в Актовом зале на традиционном Весеннем балу, слушают классическую музыку под сводами Исаакиевского собора, сражаются в регби с командой из Оксфорда... Большой каскад фонтанов в Петродворце салютовал в честь Университета. Историческая битва русской и французской армий (с участием 300 реконструкторов) впервые состоялась в центре Петербурга, на стадионе СПбГУ. Новый учебный год для студентов Университета был впервые открыт массовым праздником на Стрелке Васильевского острова. Первая международная конференция победителей конкурса мегагрантов РФ «Наука будущего» состоялась в СПбГУ и собрала 800 ученых из 15 стран... На двух больших мультимедийных экранах на сцене Актового зала для членов Ученого совета и гостей демонстрируются видеоматериалы о мероприятиях юбилейного 290-го года СПбГУ.

8 февраля 2015 года нашему Университету исполнился 291 год. Очередное заседание Ученого совета СПбГУ 9 февраля 2015 года открыл ректор СПбГУ. М. Кропачев:

«Несмотря на почти трехвековой возраст, наш Университет молодеет, — с этих неожиданных слов Н. М. Кропачев начал поздравление универсантов с днем рождения Университета. — Победа студентов СПбГУ в чемпионате мира по программированию, крупные научные проекты, инициированные и реализуемых в СПбГУ (в частности, проекты «Российские геномы» (СПбГУ запускает первый российский генетический проект) и «Мониторинг СМИ (см. Материалы ректорского совещания от 19.01.2015, п. 10), приход в Университет ведущих ученых мирового уровня (Р. Гайнетдинова, C. О’Брайена, В. Ананикова, А. Кныша, Н. Скрынникова, Ю. Чернова, П. Певзнера, Е. Чулкова, П. Кивисто, Ф. ван дер Плоега, Н. Лилака и др.) — это только некоторые факты юбилейного года…»

Звание «Почетный профессор СПбГУ»

Ректор вручил дипломы, нагрудные знаки и удостоверения Почетного профессора Санкт-Петербургского государственного университета:

  • И. А. Ибрагимову, академику РАН, доктору физико-математических наук, профессору (см. Ибрагимов Ильдар Абдуллович)
  • С. Г. Кащенко, доктору исторических наук, профессору (см. Кащенко Сергей Григорьевич)
  • Б. В. Маркову, доктору философских наук, профессору (см. Марков Борис Васильевич)
  • А. А. Трусову, доктору физико-математических наук, профессору (см. Трусов Анатолий Анатольевич).

Поблагодарив за признание его заслуг, профессор Б. В. Марков (он, кстати, подготовил 25 кандидатов и 16 докторов наук) с улыбкой рассказал, как он с тоской думал, что придется ему на пенсии лежать на диване. А теперь он с радостью может продолжать работать в Университете, не думая о возрасте… Как одно из недавних достижений Университета он отметил эффективную работу экспертных и кадровых комиссий СПбГУ.

Премии «За научные труды»

Диплом лауреата премии Санкт-Петербургского государственного университета «За научные труды» 2014 года ректор вручал в двух категориях:

За фундаментальные достижения в науке
  • Йорну Тиде, профессору; Александру Николаевичу Ласточкину, доктору геолого-минералогических наук, профессору; Андрею Ивановичу Жирову, доктору геолого-минералогических наук, профессору; Дмитрию Юрьевичу Большиянову, доктору геолого-минералогических наук, профессору; Юрию Михайловичу Артемьеву — за цикл работ «Геоморфологический атлас Антарктики» (СПб., 2011, 2013)
  • Валерию Михайловичу Ларионову, доктору физико-математических наук; Морозовой Дарье Адиковне, младшему научному сотруднику, — за цикл работ «Исследование активности ядер галактик»
  • Константину Николаевичу Михельсону, доктору химических наук, профессору, — за монографию Ion-selective Electrodes (Springer: Heidelberg; New York; Dordrecht; London, 2013) в серии Lecture Notes in Chemistry
  • Ольге Ивановне Суминой, доктору биологических наук, профессору, — за монографию «Формирование растительности на техногенных местообитаниях Крайнего Севера России» (СПб.: Информ-Навигатор, 2013)
  • Александру Зурабовичу Девдариани, доктору физико-математических наук, профессору, — за цикл работ 2007–2013 годов «Радиационные переходы в квазимолекулах»
За вклад в науку молодых исследователей
  • Алексею Дмитриевичу Пантелееву, кандидату исторических наук, доценту, — за цикл работ 2011–2013 годов «История раннехристианской агиографии»

Со словами благодарности от первой группы награжденных выступил не профессор Йорн Тиде, а Ю. М. Артемьев (как он сам объяснил, «единственный в коллективе не профессор, а картограф»). Он подчеркнул, что «Геоморфологический атлас Антарктики» — работа, уникальная не только для Санкт-Петербурга и России. Такой атлас, который включает подробные карты подлёдного рельефа Антарктиды, создан впервые в мире. Российские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев 200 лет назад отправились из Петербурга на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыли новый континент. А сегодня ученые СПбГУ создали первый атлас Антарктиды, который аккумулировал результаты исследований сотен ученых за многие годы... Н. М. Кропачев напомнил, что профессор Йорн Тиде был одним из первых научно-педагогических работников СПбГУ, с кем был заключен индивидуальный контракт, содержащий высокие требования к результатам работы как самого профессора, так и коллектива лаборатории, которую он возглавил в СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 25.02.2013, п. 4). До него индивидуальные контракты были заключены сначала с проректорами, потом с деканами, потом, по предложению декана математико-механического факультета, с заведующими кафедрами и заведующими лабораториями, а уже после заключения индивидуального контракта с профессором Й. Тиде стали заключаться индивидуальные контракты со всеми научно-педагогическими работниками СПбГУ. Несмотря на то, что средства мегагранта Правительства РФ, который профессор Й. Тиде выиграл в 2010 году, закончились, коллектив лаборатории «Палеогеография и геоморфология полярных стран и Мирового океана», включающей ученых России и Германии, под его руководством продолжает устойчиво и успешно работать в СПбГУ.

Профессор В. А. Ларионов подчеркнул тот факт, что в современной науке побеждают не отдельные ученые, а международные консорциумы исследователей. Для примера он вспомнил одну из статей, авторами которой кроме него были ученые из 16 стран (Германии, США, Франции, Испании, Италии и др.).

Премии «За педагогическое мастерство»

Дипломы лауреата премии Санкт-Петербургского государственного университета «За педагогическое мастерство» 2014 года ректор вручил:

  • Борису Михайловичу Макарову, доктору физико-математических наук, профессору, и Подкорытову Анатолию Наумовичу, кандидату физико-математических наук, доценту
  • Ольге Сергеевне Кругликовой, кандидату филологических наук, доценту
  • Петру Казимировичу Яблонскому, доктору медицинских наук, профессору, выполняющему лечебную работу
  • Андрею Алексеевичу Аствацатурову, кандидату филологических наук, доценту

Доцент О. С. Кругликова, поблагодарив за поддержку коллектив кафедры, рассказала, что еще совсем недавно она была студенткой и аспиранткой. А сегодня ее учителя признают ее полноправной коллегой... Доцент А. А. Аствацатуров сказал, что считает полученную премию авансом, и готов работать еще лучше.

Ректор также вручил почетные грамоты участникам конкурса на соискание премии «За педагогическое мастерство»:

  • доктору физико-математических наук, профессору Николаю Васильевичу Егорову
  • кандидату географических наук, доценту Владимиру Валентиновичу Засядь-Волку
  • кандидату экономических наук, доценту Владимиру Васильевичу Зябрикову
  • доктору философских наук, профессору Андрею Владимировичу Резаеву
  • кандидату филологических наук, доценту Валерию Германовичу Тимофееву
  • кандидату искусствоведения, доценту Владимиру Сергеевичу Торбику

Ректор еще раз поздравил присутствующих на заседании со знаменательным для каждого универсанта днем — Днем основания Санкт-Петербургского Университета. Возвращаясь к итогам конкурсов «За научные труды» и «За педагогическое мастерство», он напомнил, что правила проведения конкурсов СПбГУ в последние годы были изменены. Цель — сделать процедуру конкурса открытой, честной и справедливой, исключить возможность административного вмешательства и тайных договоренностей. Теперь любой желающий может участвовать в конкурсе — и для этого не надо ни с кем согласовывать его кандидатуру. Но обязательным стало публичное обсуждение научных и педагогических достижений участников. В конкурсе на соискание премии «За педагогическое мастерство» соискатели предоставили видеозаписи своих лекций для размещения на сайте СПбГУ. Данные об участниках конкурса на соискание премии «За научные труды» тоже размещены на сайте СПбГУ. Конкурсы стали еще более справедливые, честные и открытые — для того, чтобы побеждали действительно лучшие. А задача организаторов конкурсов, по мнению Н. М. Кропачева, — обеспечить такую процедуру проведения конкурсов, чтобы реализовать академические свободы ученых и преподавателей СПбГУ. Потому что академические свободы — гарант эффективного развития науки и образования в Университете. Ректор напомнил, как порою раньше решалось, кто будет лауреатом конкурса. Деканы, «влиятельные универсанты», договаривались друг с другом: «Сегодня ты проголосуешь за моего кандидата, а на следующий год я готов проголосовать за твоего… В этом году твой протеже поступил с моей помощью на факультет N, а ты сейчас проголосуй за моего кандидата. Я проголосую за твоего кандидата на премию «За педагогическое мастерство», а ты проголосуй за моего — на премию «За научные труды». Ты меня просил поддержать тебя в вопросе о квотах для факультетов на места в общежитии на Васильевском острове, я поддержал. Теперь проголосуй за моего кандидата... и т. д., и т. п.». Такая практика решения академических вопросов должна навсегда уйти из жизни нашего Университета!

Заседание Ученого совета СПбГУ завершилось выступлением хора студентов Санкт-Петербургского университета под управлением художественного руководителя и главного дирижера Э. Е. Кротмана. Ведущий напомнил, что 19 января 2015 года хор студентов СПбГУ успешно выступил в самом известном концертном зале мира — Карнеги-холле. Хор СПбГУ стал первым любительским коллективом из России, вышедшим на прославленную концертную площадку. Хор исполнил «Многая лета» и студенческий гимн «Гаудеамус».

Выступление ректора Н. М. Кропачева

Начало нового года в жизни  Санкт–Петербургского университета  — это время, когда подводятся итоги деятельности огромного коллектива за минувший год. Юбилейный год был ознаменован рядом позитивных сдвигов в научно-исследовательской, образовательной и хозяйственной деятельности Университета. Об этом  говорится в обращении ректора СПбГУ Н. М. Кропачева. 

Уважаемые универсанты!

День рождения — это всегда повод говорить о наиболее важном. О достижениях, о том, чем может гордиться первый университет России. Сформировался и начал активную деятельность Научный парк, который работает по уникальным для России принципам. Это около 30 тысяч кв. м специализированных площадей, 5,5 млрд рублей, вложенных в оборудование, около 300 сертифицированных инженеров. И этот парк не принадлежит ни химикам, ни физикам, ни математикам, ни биологам. Это парк, работающий по открытым правилам, дающим возможность проводить исследования любому.  В результате в среднем оборудование используется по 16 часов в сутки, а не по 4–5, как во многих аналогичных учреждениях.

Ученые Санкт-Петербургского университета привлекают крупные исследовательские гранты, в первую очередь — Российского научного фонда. 

Также возрастает публикационная активность. Здесь можно привести такие данные —  если в 2012 году было опубликовано около 1400 статей университетских ученых в журналах, индексируемых Web of Science и Scopus, то в 2014 году их свыше 1800.

Было создано 19 новых лабораторий, многими из которых руководят ученые с мировым именем. В целом в Университет пришли работать более 300 новых ученых. В том числе пришли и иностранные специалисты, сейчас в СПбГУ более 160 иностранных сотрудников из 37 стран мира. У нас работают более 150 постдоков, во всем мире они — мощная сила в помощь опытным ученым в проведении передовых исследований. В России это направление пока не развито, его развиваем мы. Уверен, что наш опыт будут перенимать ведущие российские вузы.

Конечно, то, что нас не может не радовать: в Петербургский университет приходят лучшие абитуриенты. В наш Университет в 2014 году поступили ребята с самым высоким средним баллом ЕГЭ. По России он составил 64 балла, в МГУ — 86,7, а в СПбГУ — 87,3.

Образовательные программы  Университета получают международное признание. Мы реализовали первый курс дистанционного обучения на ведущей международной площадке Coursera. Программы в области экологии, экономики и психологии имеют международную аккредитацию. Программы подготовки по направлению «Менеджмент» — не только единственные в России, аккредитованные ведущими международными агентствами, но также они были лучшими среди бизнес-школ Восточной Европы.

Все это приводит к тому, что ведущие компании-работодатели из государственного и частного секторов стремятся расширить свое сотрудничество с Университетом: подписаны соглашения о стратегическом партнерстве с субъектами Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги»; компании «Яндекс» и «Газпром нефть» поддерживают создание новых образовательных программ.

В 2014 году была создана Ассоциация выпускников СПбГУ, которая ставит перед собой задачи объединения корпоративного ресурса и развития имиджа и репутации Университета.

Отношение к Санкт-Петербургскому университету и универсантам проявилось в юбилейный год в виде поздравлений и подарков, которые мы получили от Эрмитажа, Мариинского и Михайловского театров, музея-заповедника «Петергоф», футбольного клуба «Зенит» и многих других.

Все это — важный ресурс, развитие которого возможно только при осуществлении политики открытости. Именно открытость — основа для дальнейшего развития Университета. Без открытости и гласности и без использования всеми без исключения универсантами  созданных в СПбГУ инструментов не сможет сформироваться привлекательная и способствующая развитию честная конкурентная среда.

Именно в этот праздничный день хочу акцентировать внимание всех членов Ученого совета на необходимости использования и развития инструментов открытости Университета.

  • Во-первых, мы понимаем всю важность полноты и достоверности информации о происходящем в Университете: на портале публикуется информация о деятельности СПбГУ, о решениях должностных лиц (ректора, проректоров, директоров, деканов, начальников управлений), руководящих и коллегиальных органов (ученых советов, комиссий, библиотечных советов, комиссии по этике, советов обучающихся и т. д.).
  • Во-вторых, необходимость более полного использования сформированных  инструментов прямого взаимодействия между студентами, сотрудниками и администрацией: приемы граждан ректором, должностными лицами, деканами; обязанность должностных лиц проводить регулярные встречи с советами обучающихся; открытость заседаний студенческих советов, коллегии почетных профессоров, комиссии по этике. Также у нас продолжает работать Виртуальная приемная СПбГУ.
  • В-третьих, немаловажный аспект — потребность в развитии включенности и обучающихся, и сотрудников в процесс выработки решений по самым разным аспектам деятельности Университета  — применение на практике закрепленных за ними прав через созданные механизмы, такие как общественное обсуждение вопросов жизни Университета на сайте, включая проекты локальных актов, действующие правила, предложения работников; самовыдвижение и активная работа в коллегиальных органах управления — в ученых советах, в научных и учебно-методических комиссиях, в библиотечных советах, в стипендиальной комиссии и комиссии по переводам и восстановлениям, в комиссиях по проведению конкурсов, в комиссиях по контролю качества и т. п. 

Перечисленный мной набор инструментов уже существует, однако ощутимые результаты в развитии Университета могут быть достигнуты только в том случае, если все универсанты будут знать об этих инструментах, активно и ответственно применять их в своей работе.  Выполнение задач Программы развития СПбГУ до 2020 года и поступательное развитие Университета в целом напрямую зависят от развития его человеческого капитала.