Материалы приема граждан
По традиции, очередной прием граждан во вторник, 26 июня, прошел в здании Двенадцати коллегий. Обязанности ректора во время приема исполнял И. А. Горлинский, первый проректор по учебной и научной работе СПбГУ. Некоторые из вопросов имеют и общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.
По собственной инициативе: вопрос об организации сотрудничества с Бостонским университетом
Сотрудница Университета пришла к ректору с благодарностью. Она уже полтора года работает в СПбГУ, но до недавнего времени у нее не было постоянного трудового договора. Только временные, и за полтора года они менялись семь раз! С этой проблемой она обратилась к ректору — и вопрос, как она рассказывает, решился в считанные часы. Начальник юридического управления Ю. В. Пенов помог составить бессрочный договор, направил в отдел кадров. И объяснил, что можно оформить дополнительное соглашение о надбавке. Сейчас она работает менеджером службы реализации научных проектов по направлению искусства.
И. А. Горлинский заметил, что, к сожалению, случаи нарушения прав работников пока имеют место. Он поблагодарил посетительницу за то, что она обратилась к ректору и у него появилась возможность восстановить ее же права.
Но у посетительницы был еще один вопрос. Образование у нее консерваторское, и плюс она изучала проектный менеджмент в Зальцбурге и в Петербурге. А придя работать в ректорат Университета, в отдел по обеспечению работы Факультета искусств СПбГУ, по поручению заместителя декана А. А. Панова она стала заниматься вопросами международной деятельности. Еще год назад она связалась с сотрудниками Бостонского университета и способствовала получению гранта фонда Фулбрайта преподавательницей графического дизайна из Бостонского университета для поездки в СПбГУ. Осенью 2011 года первым проректором СПбГУ был подписан меморандум о сотрудничестве двух университетов, Санкт-Петербургского и Бостонского.
Сейчас эти связи развиваются. Сюда, в СПбГУ, хотят приехать преподаватели и студенты Театральной школы Бостонского университета. Петербург известен во всем мире своими театрами — и американским студентам будет интересно изучать школу Станиславского в России. Но для посетительницы не до конца понятна ситуация и ее возможное развитие. Во-первых, неясно, есть ли заинтересованность преподавателей кафедры театрального искусства в приезде американцев. С одной стороны, все сотрудники кафедры, вроде, приветствуют этот визит, а с другой, когда дело доходит до оформления документов, они сторонятся. И во-вторых, она занимается этими организационными проблемами с удовольствием, но вопрос для нее остается: имеет ли она право ими заниматься? Ведь по должности она обязана выполнять другую работу.
И. А. Горлинский стал подробно разбирать ситуацию. Вопрос, насколько важен визит в СПбГУ преподавателей и студентов из Бостона, решается просто. Для этого достаточно было обратиться к декану, заместителю декана или проректору по направлениям. Но надо понять, как профессора из США будут участвовать в образовательных программах СПбГУ. Хорошо, что американские студенты будут посещать петербургские театры, но нам надо дать возможность нашим студентам получить опыт общения с преподавателями из Бостона. В какой форме это будет происходить? Курс лекций? Семинары? Практические занятия? Есть ли ниша в учебном плане образовательной программы СПбГУ по театральному искусству, которую заполнят преподаватели из США? И еще надо учесть, что у части студентов могут быть трудности восприятия занятий на иностранном языке. Все эти вопросы находятся в компетенции декана.
Посетительница сообщила, что в Петербург собирается приехать в том числе и декан Театральной школы Бостонского университета. Меморандум о сотрудничестве двух университетов был заключен 19 октября 2011 года на год, и срок его действия истекает в октябре этого года. Во время визита американских партнеров можно будет обсудить вопрос о заключении соглашения о сотрудничестве.
Вторая сторона вопроса — студенческий обмен. В рамках академической мобильности, объяснил И. А. Горлинский, СПбГУ должен предоставлять американским студентам те предметы, которые соответствуют образовательным программам нашего Университета, а не «работать на заграницу» отдельно. Это общепринятая мировая практика: обычно иностранцам предлагают общие программы данного университета и очень редко — эксклюзивные курсы. Такой подход работает на повышение степени признания собственных образовательных программ Университета. Зачтут ли студентам в Бостоне курсы, которые они будут осваивать в СПбГУ, — этот вопрос должны решать в Бостонском университете. Точно так же, если в Бостоне примут наших студентов, встанет вопрос зачета их учебных курсов в СПбГУ, и его будут решать здесь.
И. А. Горлинский отметил, что могут быть и иные варианты сотрудничества двух университетов. Например, совместные постановки спектаклей с участием петербургских и бостонских студентов. Или обмен опытом в области методики преподавания театральных дисциплин. И этот вопрос может рассмотреть учебно-методическая комиссия Факультета искусств, а решение принимает в содержательной части — декан Факультета, а в организационной — соответствующий проректор. Посетительница рассказала, что коллеги из Бостона писали ей о своих планах открыть в Петербурге филиал своего университета. И. А. Горлинский пояснил, что наш Университет, безусловно, заинтересован работать по программе двух дипломов с ведущими зарубежными университетами. А вот тратить время и силы на то, чтобы помочь руководству такого вуза открыть филиал в Санкт-Петербурге, мы не станем. (Материалы ректорского совещания от 14.05.2012, п. 1)
Игорь Алексеевич объяснил посетительнице: 25 апреля вышло постановление правительства РФ № 389, где государством установлен критерий признания иностранного вуза в России: одновременное вхождение его в топ–300 трех рейтингов (так называемого Шанхайского, всемирного рейтинга университетов QS и рейтинга университетов мира Таймс. Диплом бакалавра Бостонского университета признан в России, а это значит, что открыт путь для организации совместных программ двух университетов по модели «два диплома».
Посетительница вновь задала волнующий ее вопрос: она занимается международными делами, но может ли она ими заниматься, если по должности она должна обеспечивать научные проекты? Во-первых, Игорь Алексеевич объяснил, что международные научные и/или научно-образовательные проекты — это по сути такие же научные проекты. Во-вторых, развивать международные научные и образовательные проекты СПбГУ может любой сотрудник, если это не мешает ему выполнять свои основные функциональные обязанности. Возникающие предложения нужно направлять соответствующим должностным лицам Университета.
Подводя итоги беседы, И. А. Горлинский наметил путь реализации планов. Сначала нужно составить официальное приглашение коллегам из Бостона. Декан (или заместитель декана) Факультета искусств должны решить, надо ли приглашать американских преподавателей и студентов, какова цель визита, как она связана с учебными планами. Декану или заместителю декана Факультета надо связаться с деканами других факультетов: возможно, те тоже предложат свои варианты совместных программ с американцами. И тогда приглашение будет более объемным, касающимся сотрудничества по разным направлениям (Подробнее читайте в интервью ректора: Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответы 1, 3, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 2).
«Четверка» авансом: вопрос о защите дипломной работы бакалавра
Выпускник Университета (образовательная программа «Психология», второе высшее образование, очно-заочная форма обучения) 8 июня защищал дипломную работу по теме «Личностный компонент конкурентоспособности» перед государственной экзаменационной комиссией. Результатом защиты он остался недоволен, хотя комиссия поставила ему оценку «хорошо». Его работа, как рассказал посетитель, получила высокие оценки со стороны научного руководителя и рецензента, члены ГЭК «отметили высокий уровень работы, ее новизну» — все, кроме одного. Она назвала работу «не соответствующей требованиям», предъявляемым в Университете, и «не имеющей под собой никакого психологического подтекста», как описал посетитель в своем заявлении на имя ректора. После этого комиссия вынесла решение, причем, как он рассказывает, отметили, что поставили «четверку» авансом, хотя работа слабовата.
Возмущенный выпускник рассказал, что сначала он обратился к декану Факультета психологии с просьбой разобраться и принять меры. Но не получил никакого ответа от А. В. Шаболтас и не смог добиться личной встречи с ней, хотя, по его словам, пытался несколько раз поговорить с деканом. В своем заявлении ректору от 20 июня он просит назначить независимую оценку выполненной им работы и отказывается от получения диплома до принятия решения по данному вопросу.
И. А. Горлинский объяснил посетителю, что у этой ситуации есть две стороны: правовая и этическая. Суть первой заключается в анализе ситуации, чтобы ответить на следующие вопросы: нарушены ли права студента во время защиты дипломной работы? Полностью ли была соблюдена процедура защиты? Эти вопросы предстоит выяснить должностным лицам ректората. Ректор направил текст заявления выпускника проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк — с поручением срочно рассмотреть и представить проект ответа, а также декану Факультета психологии А. В. Шаболтас — с поручением представить объяснения. Ответ на свое заявление студент получит в установленный законом срок.
На вопрос выпускника «Почему ректор Университета не рассматривает этическую сторону конфликта?» и. о. ректора пояснил, что этическая сторона конфликта не может, да и не должна находиться в компетенции администрации Университета. Если же выпускника действительно так волнует этическая сторона ситуации, то он может обратиться в Комиссию по этике СПбГУ (Подробнее читайте в интервью ректора: «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответ 3, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 4).
Статистика
26 июня на прием пришли четыре человека: студенты (2), аспиранты и соискатели (1), профессора и преподаватели (0), сотрудники (1), не работающие в СПбГУ (0). Рассматривался шесть вопросов, в том числе по темам: образование (0), наука (1), студенческая жизнь (учеба (2), досуг (0), поселение (0), другие (0)), жилье, хозяйство, быт (0), трудовые отношения (1), отношения в коллективе (1), Университет и мир (1), прочие (0). Прием начался в 16:38, закончился в 18:53.