Ученые Санкт-Петербургского государственного университета описали ранее неизвестный род в группе гигантских динозавров, которые называются завроподами, — результаты уникального исследования опубликованы в новом журнале СПбГУ Biological Communications. Первый российский завропод будет носить название Tengrisaurus starkovi в честь верховного тюркского божества Тенгри и сибирского палеонтолога Алексея Старкова. О подробностях этого открытия, а также о новом научном издании журналистам рассказали на традиционном science-ланче в СПбГУ.

• 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur01.JPG
  • 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur02.JPG
  • 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur03.JPG
  • 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur06.JPG
  • 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur07.JPG
  • 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur12.JPG
  • 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur13.JPG
  • 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur14.JPG
  • 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur16.JPG
  • 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur24.JPG
  • 2017-05-04_Science-lunch_dinosaur25.JPG
Опубликовано 05.05.2017

Журнал Biological Communications — это обновленный «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 3. Биология», издающийся на русском языке с 1946 года. Сегодня он превратился в англоязычный журнал широкого профиля в области биологических наук, главная цель которого — рассказывать о лучших достижениях российской биологии, в первую очередь за рубежом. Первый номер издания вышел в новом формате: поменялся не только дизайн, но и требования, которые теперь предъявляются к публикациям.

«У нас появилось много молодых и талантливых редакторов, которые имеют опыт в международной научной деятельности, а также в подготовке публикаций для зарубежных научных изданий, — рассказал главный редактор Biological Communications, доцент СПбГУ Егор Малашичев. — Журнал сегодня также размещен в свободном доступе в Интернете. Мы не берем плату ни с подписчиков, ни с авторов статей. Санкт-Петербургский университет хочет, чтобы наука была поистине открытой — именно этому посвящена моя редакторская статья. Мы идем от открытого доступа к открытой науке».

В состав редакционной коллеги издания кроме специалистов СПбГУ вошли исследователи из Йельского университета (США), Университета Киля (Германия), Университета Аберствиза (Великобритания), Вроцлавского университета экологии и наук о жизни (Польша), Университета Триеста (Италия) и других научных учреждений. Главным материалом первого номера Biological Communications стала статья исследователей СПбГУ — профессора Александра Аверьянова и доцента Павла Скучаса. Ученые описали первого российского завропода всего по трем хвостовым позвонкам, найденным в разные годы у Гусиного озера в Забайкалье.

«Первый фрагмент мы нашли в 1998 году, когда я был еще студентом, остальные — в последующие годы, — рассказал Павел Скучас. — Уже тогда мы поняли, что эти позвонки принадлежали титанозаврам — самым эволюционно продвинутым завроподам. Однако в начале 2000-х информации о титанозаврах было настолько мало, что описать новый род было невозможно — сравнивать не с чем. За последние 15 лет несколько скелетов нашли в Южной Америке, описали новые таксоны титанозавров — и у нас появилась информация, чтобы понять: перед нами новый род».

Как отмечает исследователь, выглядел тенгризавр почти так же, как и другие не самые крупные завроподы: имел массивный длинный хвост и вытянутую шею, весил около 20 тонн, а его длина от головы до кончика хвоста составляла около 12 метров. Что интересно, раньше считалось, будто титанозавры появились в раннем мелу Южной Америки (около 145 миллионов лет назад), то есть на территории древнего континента Гондвана. Однако находка петербургских ученых позволяет предположить, что, возможно, титанозавры имеют азиатское происхождение.