Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

Санкт-Петербургский государственный университет принял участие во всероссийской акции «День бесплатной юридической помощи». Преподаватели, аспиранты, студенты старших курсов, обучающиеся в Юридической клинике СПбГУ, в течение дня рассказывали несовершеннолетним и их законным представителям об их правах и юридических возможностях разрешения конфликтов.

О том, какова схема работы с заявителями в день бесплатной помощи, рассказала директор Юридической клиники СПбГУ доцент Елена Николаевна Доброхотова: «Человек звонит на "горячую линию" в клинику. Звонок принимает студент бакалавриата из группы диспетчеров. Как раз он принимает решение, что нужно сделать с поступившим обращением этого человека дальше: это проблема, которую можно решить путем телефонной юридической справки, или ее следует разобрать в условиях личного приема — внятно, долго, обстоятельно обсуждать и при этом изучать документы». Если диспетчер поймет, что нужна телефонная справка, он передает трубку юристу — аспиранту (у них уже есть зачастую не один, а два диплома о высшем юридическом образовании) или преподавателю. Но если это второй случай, то диспетчер предлагает прийти на прием и объясняет правила работы клиники. «Известно, что юридические проблемы, равно как и медицинские, требуют тщательного исследования, — отмечает Елена Николаевна. — Надо провести диагностические и аналитические операции разной степени сложности». Свою первую профессиональную консультацию заявитель получит ровно через неделю: в клинике его встретит студент, который провел предварительный анализ его запроса, теперь он изучит документы и дополнительные сведения, которые клиент сообщит в личном разговоре, и студент будет готов под руководством опытных преподавателей-практиков работать с делом дальше, разрешать выясненные в деталях проблемы, составлять документы правового характера.

Когда речь заходит о правовой помощи детям, необходимо быть не просто максимально грамотным в юридической части разрешаемого вопроса, но и очень чутким к человеческим взаимоотношениям. Чутким — в этическом, человеческом и, конечно, профессиональном плане. Ребенок редко обращается с запросом по поводу своих индивидуальных прав, которые лежат вне семейной сферы, поэтому лицами, заинтересованными в том или ином разрешении возникшей проблемной ситуации, часто формируется  множество «юридических» сторон сразу: ребенок, родители вместе или каждый отдельно, бабушки, дедушки, и этот список можно продолжать. В таком случае задача юриста — вооружить участников регулируемых законодательством отношений всей полнотой корректной юридической информации, которая им поможет юридическими средствами разрешить конфликт.

Непростые на первый взгляд обстоятельства таких ситуаций Елена Николаевна объясняет на простом примере: «Представим себе случай, когда семья принимает решение о траектории образования ребенка. Отец хочет, чтобы сын учился в Лондоне, а мать — против. Есть еще ребенок, который тоже имеет свои права, и нужно четко определить, кто вовлечен в проблему. Нужно вычленить интересы ребенка, родителей, иных законных представителей. "На чьей стороне вы играете?" — задаем мы каждому вопрос. Мы готовы принимать обращение и обсуждать права каждого обратившегося за помощью участника спора. Отец и мать, а иногда и несовершеннолетний получат на выходе из клиники два меморандума, два юридических заключения». Здесь происходит зачастую не юридическое консультирование одного клиента, а скорее юридическое информирование каждого из группы участников конфликта, поскольку им придется вырабатывать согласованное решение в интересах всех и каждого, но еще оно должно и не противоречить закону. Это больше похоже на процедуры фасилитаторства и примирения.

Всего в день бесплатной юридической помощи в клинике посменно дежурили 8 студентов-диспетчеров, 2 студента-консультанта и 7 аспирантов под контролем преподавателей. В общей сложности за юридической помощью обратились 10 человек — по вопросам семейного, гражданского, трудового права: в частности, были вопросы о дарении ребенку доли в праве на квартиру, отчуждении доли в праве на квартиру, принадлежащей несовершеннолетнему, об установлении отцовства, об определении места жительства детей с одним из родителей, о защите интересов ребенка при разделе общего имущества супругов, о взыскании алиментов, задолженности по оплате электроэнергии, о расторжении трудового договора по инициативе работодателя, о составлении завещания, об оспаривании завещания.

Кроме того, универсанты побывали в шести школах города, рассказав о правах детей более чем 230 ученикам. Студентов с интересом встречали и задавали множество вопросов: какая ответственность ждет несовершеннолетних за порчу школьного имущества, в чем разница между грабежом и кражей, какие у несовершеннолетних есть процессуальные права, права перемещения, с какого возраста им можно работать, как регулируется использование контента в сети Интернет. Всем школьникам рассказали о порядке обращения за помощью в юридическую клинику — те, кому уже есть 14 лет, могут сделать это самостоятельно, а остальным можно будет сделать это с помощью своего законного представителя.

О важности таких акций Елена Николаевна рассказала: «Это очень значимая акция. Людям обязательно нужно рассказывать, где и, главное, зачем можно получить консультацию юриста. Мы хотим, чтобы граждане вели себя юридически грамотно, не попадали в юридически спорные ситуации. Это тот день, когда юристы выходят к людям, идут в школы, в социальные учреждения, общественные организации. Они готовы помочь. Каждый день бесплатной юридической помощи — это расширение доступа к квалифицированным юристам, к их услугам и действительно помощь в сложных ситуациях».

Для информации:

20 ноября 1989 года Резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В память об этом событии по инициативе Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» ежегодно (начиная с 2013 года) 20 ноября проводится Всероссийский день бесплатной юридической помощи. СПбГУ в рамках совместной деятельности с Межрегиональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу ежегодно проводит различные мероприятия, в ходе которых каждый несовершеннолетний, его законные представители и иные заинтересованные лица могут получить доступную и безотлагательную правовую помощь. Дни бесплатной юридической помощи также проводятся и по инициативе Ассоциации юристов России, обычно они проходят один раз в квартал. И это уже не тематические дни бесплатной помощи.

Юридическая клиника СПбГУ оказывает бесплатную юридическую помощь с 1998 года гражданам, чей доход не достигает 2,5 регионального прожиточного минимума (в 2016 году — это около 25 тыс. руб.). Клиника — это форма практической подготовки студентов, которую они проходят при обязательном контроле всех производимых ими документов преподавателями с практическим опытом работы. Поэтому за 18 лет работы клиники от клиентов не поступило ни одной жалобы на непрофессионализм. Напротив, у клиники за эти годы сложился состав постоянных клиентов (их более 300). Каждый шестой из общего числа обратившихся при возникновении новой юридической проблемы предпочитает снова обратиться за ее разрешением в ту же клинику. Запись на прием в клинику производят сами студенты по телефонам клиники (329-10-28 и 363-62-22) с понедельника по пятницу с 16.30 до 18.30 в периоды учебной практики: с 1 октября по 5 декабря и с 1 марта по 5 мая.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.