Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

В рамках международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», одним из главных организаторов которой выступил Санкт-Петербургский государственный университет, свой доклад представил доктор философских наук, доцент СПбГУ Алексей Смирнов. Эксперт рассказал о том, что такое искусство городских дворов и какие смелые формы оно может приобретать.

  • верблюды.png
    big image
    © www.spbu.ru
  • дерево.png
    big image
    © www.spbu.ru
  • качели.png
    big image
    © www.spbu.ru
  • партизан.png
    big image
    © www.spbu.ru
  • собаки.png
    big image
    © www.spbu.ru
Опубликовано 17.10.2016

ЖКХ-арт — это современное и довольно противоречивое направление в самодеятельном декоративно-прикладном творчестве, которое в последние годы все чаще высмеивается отечественными блогерами и интернет-пользователями. Лебеди и слоны из покрышек, инсталляции из мягких игрушек прямо во дворе, раскрашенные на новый лад деревянные крокодилы Гены и Чебурашки на детских площадках, казалось бы, должны украшать серые городские дворы, но нередко такие малые скульптурные формы, наоборот, превращают прогулку вокруг дома в лучшем случае в повод для смеха. Алексей Смирнов убежден, что истоки этого явления нужно искать в том числе и в советском прошлом нашей страны.

В СССР существовали детские городки, где местные художники устанавливали деревянные и, как правило, не раскрашенные фигурки персонажей из сказок Пушкина или популярных мультфильмов. Десятилетия спустя они пришли в негодность, и в начале 2000-х годов такие городки стали самостоятельно раскрашивать работники ЖКХ, а позже к этой деятельности подключились и жители близлежащих домов. «В итоге герои народных сказок, получив диковатую раскраску, приобрели совершенно фантасмагорический вид, что не могло не привлечь внимание эстетически продвинутой общественности», — рассказал эксперт.

«Когда деревянная скульптура на детской площадке оказывается раскрашенной, то при этом меняется то, что искусствоведы могли бы назвать "художественным образом", — объяснил Алексей Смирнов. — Мы можем рассматривать такой артефакт уже в каком-то постмодернистском "меметическом" контексте, то есть скульптура превращается в мем, который достоин размещения в интернет-сообществах в теме "Смотрите, что у нас во дворе"».

Во многих российских городах, прежде всего провинциальных, распространена и другая интересная тенденция — делать инсталляции из игрушек. Наш эксперт считает, что, скорее всего, это не собственно российское изобретение — подобные примеры есть и за рубежом. Так, например, на испанском острове Лансарот частные придомовые территории украшают именно игрушками. А в российских дворах нередко можно встретить и инсталляции из бытовых и промышленных отходов, а также подручных материалов: пластиковых бутылок, покрышек, кастрюль и шлангов, которые превращаются в оригинальных, но часто непрезентабельных слоников, дровосеков, змей и других персонажей.

С одной стороны, эти самодельные фигуры легко восстанавливать, если они станут жертвами вандалов, с другой — далеко не всем жильцам по душе такое искусство. Но и расходовать средства на привлечение профессиональных художников и дизайнеров для украшения двора не совсем правильно, если в окрестных домах крыша, трубы отопления или парадные нуждаются в ремонте. «Мне кажется, тут нужно стремиться к определенному соответствию между возможностями и вкусами людей, живущих во дворе, и теми объектами, которые там возводятся», — считает эксперт.

«Возникает вопрос: возможно, такое "искусство" — это проявление исключительно искреннего желания сделать двор уникальным, запоминающимся и не таким серым?» — отмечает Алексей Смирнов. Ведь среди произведений народного творчества редко, но все же встречаются объекты, сделанные со вкусом и достойные уважения. К примеру, настоящая деревянная избушка, стоящая в одном из московских дворов, или же оригинальные собаки в Испании, созданные из старых резиновых сапог. Словом, отмечает эксперт: «Главное — не из чего делается, а кто делает».

Для информации:

Конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства» ежегодно проводится Санкт-Петербургским государственным университетом и Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова при поддержке ведущих музеев России. Хозяевами мероприятия становятся поочередно Санкт-Петербург и Москва. В октябре 2016 года ее принимает Северная столица, а партнером выступает Государственный Эрмитаж. В этом году конференция проходит под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

На конференции обсуждается широкий круг вопросов теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, сохранения и интерпретации российского и мирового культурного наследия, взаимодействия искусствоведческой науки с практикой музейного дела. Главные отличительные особенности конференции — широкий хронологический диапазон изучаемых проблем и междисциплинарный подход к их исследованию.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.