Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

С днем защитника Отечества

В рамках международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», одним из главных организаторов которой выступает Санкт-Петербургский государственный университет, свой доклад представила доктор искусствоведения, профессор СПбГУ Татьяна Ильина. Эксперт рассказала об уникальном интерьере здания Двенадцати коллегий, которое уже более 180 лет является сердцем Петербургского университета, — «Сенацкой палате».

  • 1.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 2.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 3.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 4.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_1104.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
Опубликовано 14.10.2016

Петровский зал — это единственный интерьер XVIII века, сохранившийся сегодня в здании на Университетской набережной. Здесь заседал Сенат Российской империи во времена правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Отделкой помещения в 1730-х годах руководил Михаил Земцов: он пригласил молодого художника Андрея Матвеева, уже зарекомендовавшего себя в работе по украшению Петропавловского собора. Игнатий Росси исполнял камин и «печь израсчатую гамбургским зданием со шкафами», а за богатую резьбу отвечал Герман Фанболес.

Главная задача в убранстве падала на живопись: плафон и настенные панно. Матвееву было поручено создать эскизы. Все композиции были заключены в лепные рамы барочного стиля, украшенные головками амуров. То же лепное обрамление появилось у плафона: частично позолоченное, частично белое — сочетание, которое придавало интерьеру торжественность.

Татьяна Ильина проанализировала иконографическую программу скульптуры и живописи Петровского зала. Плафон на потолке содержит сложную аллегорическую композицию «Правда, Милосердие и Верность», где представлена государственная символика в виде четырех овальных щитов с гербами Российской империи, Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Четыре скульптурных композиции и семь живописных панно олицетворяют государственные добродетели в виде аллегорических фигур, среди которых Великодушие, Согласие, Любовь к Отчеству, Благородство и другие. Система оформления зала наглядно демонстрирует, какие качества должны были быть присущи сенаторам и другим государственным мужам в XVIII веке.

«Живописным полотнам Петровского зала уже почти 300 лет, и, конечно, найдется немало похвальных слов и в адрес ее создателей, хранителей и реставраторов. Искусствоведы, принимавшие участие в восстановительных работах в советское время, к счастью, оставили нам и письменные свидетельства. Но теперь это уже архивы, ведь с последней реставрации Петровского зала СПбГУ (в 1966 году) прошло целых полстолетия», — рассказала Татьяна Ильина. Профессор отметила, что за это время живопись вновь потемнела и сегодня требует профессионального вмешательства.

Окончательно оформление зала было завершено при Елизавете Петровне: ее портрет кисти Ивана Вишнякова, размещенный в торце стола, за которым восседали сенаторы, создавал иллюзию постоянного присутствия императрицы. Здесь вся живопись будто срослась со скульптурой, с богатейшим, но изысканным декором из гирлянд, венков, цветов, плодов, листьев, ветвей и головок амуров.

«Несомненна уникальность этого памятника, как и необходимость его тщательно беречь, — отметила Татьяна Ильина. — Сохранить его для потомков усилиями историков искусства, архитекторов, реставраторов — наша общая обязанность».

Для информации:

Конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства» ежегодно проводится Санкт-Петербургским государственным университетом и Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова при поддержке ведущих музеев России. Хозяевами мероприятия становятся поочередно Санкт-Петербург и Москва. В октябре 2016 года ее принимает Северная столица, а партнером выступает Государственный Эрмитаж. В этом году конференция проходит под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

На конференции обсуждается широкий круг вопросов теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, сохранения и интерпретации российского и мирового культурного наследия, взаимодействия искусствоведческой науки с практикой музейного дела. Главные отличительные особенности конференции — широкий хронологический диапазон изучаемых проблем и междисциплинарный подход к их исследованию.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.