Китайские семьи хотят мальчика и… еще мальчика
В 2015 году КНР отказалась от политики «одна семья — один ребенок», проводимой на протяжении более 35 лет. Этот шаг должен был в том числе способствовать принципиальному изменению гендерного состава китайского населения. О том, почему эта мера уже продемонстрировала свою неэффективность и стоит ли ждать прироста женского населения Поднебесной в будущем, рассказала директор Института Конфуция СПбГУ Юлия Мыльникова в рамках
Конференция EACS — 2016 собрала в стенах Санкт-Петербургского государственного университета более 500 ведущих ученых-синологов со всего мира. В рамках 21 секции специалисты обсуждают самые актуальные вопросы, связанные с прошлым, настоящим и будущим Китая. Особый интерес участников вызвала секция, посвященная гендерным исследованиям.
Несмотря на все усилия правительства, в китайских семьях продолжают отдавать предпочтение мальчикам. Прежде всего это связано с глубочайшей приверженностью народа традициям, формировавшимся тысячелетиями. В Китае именно мужчина считается продолжателем рода, он обеспечивает преемственность поколений, сохранность исторической памяти. Кроме того, важнейшей обязанностью мужчины в Китае остается забота о родителях. Поэтому многие семейные пары, желая получить поддержку в преклонные годы, предпочитают воспитывать сына. Эта тенденция сохраняется и сегодня, порождая серьезную диспропорцию между полами. На мой взгляд, ситуация едва ли изменится в ближайшие годы. Стоит отметить и то, что не все китайские семьи в принципе могут позволить себе воспитание второго ребенка.
Директор Института Конфуция СПбГУ Юлия Мыльникова
С другой стороны, по мнению эксперта, именно преобладание мужского населения отчасти ослабило остроту гендерной дискриминации китайских женщин.
«В кратчайший исторический период — менее чем за сто лет — произошла ломка традиционных стереотипов о роли и месте представительниц слабого пола в обществе. Социальное положение китаянок радикально изменилось: они приобрели экономическую самостоятельность, собственный источник дохода и более высокий социальный статус. Женщины современного Китая, прежде всего его восточных провинций, независимы и самодостаточны. Они получили возможность строить жизнь по своему усмотрению», — отметила Юлия Мыльникова.
К таким женщинам эксперт относит бизнес-леди, так называемые белые воротнички в крупных, в том числе и иностранных компаниях, «молодежь, увлеченную искусством», писательниц, разрабатывающих тему женского сознания, представительниц творческих профессий, которым пришлось приложить большие усилия для преодоления предрассудка о прерогативе мужчин в литературе и искусстве, и, наконец, просто дам, в том числе замужних, не позволяющих попирать свое достоинство ни в семье, ни на работе.
Однако, по словам Юлии Мыльниковой, такая ситуация наблюдается не во всех регионах Китая. Плоды беспрецедентного экономического роста распределяются в китайском обществе весьма неравномерно. Разрыв между городским и сельским населением растет, конкуренция во всех сферах жизни не имеет аналогов в мире, к тому же увеличивается зависимость менее развитых западных провинций от процветающих восточных. Все это влияет и на положение женщин — их экономические, образовательные и политические возможности. «Кроме того, поскольку КНР до сих пор остается не совсем открытой страной, — добавила эксперт, — многие данные о нарушении прав не только женщин, но и мужчин недоступны мировому сообществу».
Эти и другие актуальные темы (влияние изменения климата на гендерный дискурс, явление коллективного мужского феминизма в Китае и пр.) обсуждают эксперты в рамках секции и панельных заседаний «Гендерные исследования»