Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

13 июля пост премьер-министра Великобритании во второй раз в истории страны заняла женщина — лидер Консервативной партии Тереза Мэй. Одним из ключевых претендентов на пост президента США также является женщина. Эти события заставляют задуматься о серьезных изменениях в мировой политике, считают участники проходящего в СПбГУ V Международного форума «Политический маркетинг в меняющемся мире: глобальное, региональное и национальное измерение». О том, как женщины-политики выстраивают коммуникацию с аудиторией, принимают решения и конструируют свой имидж, рассказала профессор СПбГУ, председатель программного комитета форума Светлана Виноградова.

«Представление о том, что массовое вхождение женщин в политику избавит мир от войн и конфликтов, иллюзорно. Принятие политических решений как женщинами, так и мужчинами зависит не от пола, а от личности и команды лидера, а также от политической культуры общества и особенностей текущего момента.

В этом смысле показателен пример Великобритании. В недавнем прошлом на политическом небосклоне этой страны сияли сразу три звезды — королева Елизавета II, принцесса Диана и Маргарет Тэтчер. Они обладали разным статусом, играли разные роли в обществе и обладали разным имиджем. По-разному сложились и их личные судьбы. Здесь как раз и проявилось то тесное переплетение социального, политического и личного, которое и обусловило неповторимость каждой из них. И можно ли сколько-нибудь точно вычислить меру "мужского" и "женского" в их жизни и деятельности, взглядах, поступках и решениях?

Так, имя Маргарет Тэтчер уже давно стало хрестоматийным примером того, что женщина-политик способна принимать жесткие и непопулярные решения. Она, несомненно, была кризисным лидером. И не исключено, что сегодня, в непростой для Великобритании момент память о решительности Тэтчер, ее умении прибегать к крайним мерам, выдерживать критику и брать на себя ответственность подтолкнула страну к тому, чтобы снова обратиться к женщинам-политикам», — считает эксперт.

Говоря о конструировании имиджа женщин-политиков, Светлана Виноградова отметила, что к этому вопросу все подходят по-разному. Одни подчеркивают свою принадлежность к прекрасному полу, как, например, жена бывшего катарского эмира Шейха Моза. Она не только отлично разбирается в политических вопросах, но и является иконой стиля, образцом элегантности и женственности. Другие, как Ангела Меркель или Ирина Хакамада, демонстративно отказываются от всех ее проявлений. Этот тип женщин стремится с помощью строгой, почти мужской одежды стать наравне с коллегами и соперниками — мужчинами.

«Кстати, нужно отметить, что примеры, которые я привела, на слуху именно потому, что рост числа женщин в мировой политике не столь заметен, как это может показаться на первый взгляд. Международные организации активно борются за расширение представленности женщин в высших эшелонах власти, но, например, Европа и США занимают далеко не первые места в рейтингах, отражающих характер участия женщин в создании большой политики (лишь 20–25 %). Азия, Африка и Южная Америка проявляют в этом смысле гораздо большую активность. Так, число женщин в парламентах ряда африканских стран колеблется от 30,5 до 44,8 %. Но нельзя забывать, что статистика — довольно коварная вещь, ведь за цифрами стоят реальные политические события. Так, первое место в мировом рейтинге по численности женщин в парламенте занимает Руанда. Но руандийские женщины взяли на себя многое, в том числе политические функции, только потому, что огромная часть мужского населения этой страны погибла в результате кровопролитного этнического конфликта…

Так что новый гендерный мировой порядок — это вопрос весьма отдаленного будущего. Полагаю, дело не только в процентном соотношении мужчин и женщин во властных структурах. Дело в преодолении тех барьеров и стереотипов, которые стоят на пути действительно талантливых женщин в большую политику и любую другую сферу. Речь идет и о равном праве на выбор своего общественного предназначения, а это касается всех граждан — и женщин, и мужчин», — убеждена Светлана Виноградова.

Для информации:

20–23 июля в Санкт-Петербургском государственном университете проходит V Международный форум «Политический маркетинг в меняющемся мире: глобальное, региональное и национальное измерение». Участниками мероприятия стали как известные эксперты, так и молодые исследователи из России, Германии, Израиля, США, Индии, Италии, Турции, Швеции и других стран. Научные дискуссии идут в рамках трех секций: «Тендерное и имиджевое измерения политического маркетинга», «Информация, пропаганда и публичная дипломатия: мягкая сила или политический инструмент?» и «Политические кампании и избирательные технологии в мировой практике».

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.