Что даст российским востоковедам теоретически ориентированная модель подготовки специалистов?
Чтобы улучшить подготовку нового поколения российских востоковедов и исламоведов, необходимо обучать их, ориентируясь на общемировые научные тенденции, считают в СПбГУ. Особенности методологии формирования учебно-методической инфраструктуры программ подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама обсудили на семинаре с участием представителей духовенства и науки, состоявшемся в Санкт-Петербургском университете.
Уже год в СПбГУ учатся студенты-бакалавры, специализирующиеся на истории и культуре ислама. Руководителем этой уникальной образовательной программы является декан восточного факультета, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Сегодня мы будем обсуждать очень конкретные вещи, которые возведут всю нашу работу на новый уровень, — отметил в своем приветственном слове Михаил Борисович. — Это имеет прямое отношение к обсуждению ключевых вопросов востоковедения и места востоковедения во всей системе гуманитарных, общественных и прочих наук. Наша деятельность — это не просто попытка решить текущие проблемы, а ответ на потребности современной эпохи, в которой академическая наука и духовные практики находят способы жить вместе и не противостоять друг другу».
Руководство Университета с удовлетворением воспринимает нашу работу. Так, в прошлом году нам удалось согласовать концепцию исламского образования, которая станет отправной точкой для дальнейших действий. На предыдущей встрече рабочей группы мы ставили перед собой задачу обеспечить методическое единство, общий подход к накопленным за время существования проекта материалам, в первую очередь учебным пособиям. Сегодня у нас есть совершенно определенный предмет для обсуждений — учебно-методическое обеспечение образовательных программ.
Проректор по учебно-методической работе Марина Лаврикова
В семинаре приняли участие представители Института востоковедения РАН, религиозных организаций и светских вузов из Москвы, Петербурга, Пятигорска, Казани, Махачкалы и Уфы. Они обменялись своим опытом преподавания, обсудили региональные особенности российского ислама и вопросы использования информационных ресурсов в реализации программ подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.
Дискуссионным вопросом в отечественном востоковедении по-прежнему остается необходимость использования теоретически ориентированной модели для подготовки студентов. Этой проблеме был посвящен доклад руководителя научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов при СПбГУ, профессора Мичиганского университета (США) Александра Кныша. По мнению Александра Дмитриевича, сильной стороной российской востоковедной науки является фундаментальная филологическая подготовка и владение методами и навыками работы с первичными текстами, включая рукописные. Интересно, что именно то, что в России развито хорошо, представляет собой слабую сторону востоковедения в Америке, хотя американские специалисты преуспевают в использовании теорий гуманитарных и социальных научных дисциплин: литературоведения, языкознания, религиоведения, антропологии, социологии, философии. А вот европейское востоковедение представляет собой гибрид этих подходов, который в последние два-три десятилетия неуклонно стремится к американской модели.
Я думаю, что именно теоретически ориентированная модель будет особенно актуальна для подготовки нового поколения российских востоковедов и исламоведов. Сегодня мы все сталкиваемся с необходимостью публикации результатов своих исследований в международных научных журналах.
Руководитель Лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ, профессор Мичиганского университета Александра Кныш
«Однако у вас могут не принять очень хорошую статью на английском языке, поскольку представители журнала воспитаны в традициях американского востоковедения и ожидают от авторов владения теориями и методологиями, на которых строится сегодня международный научный дискурс. Как руководитель лаборатории я сам сталкиваюсь с тем, что когда прошу своих российских коллег написать теоретически и концептуально грамотные статьи, они, как правило, охотно соглашаются, но потом бесследно исчезают из поля зрения. Получается, увы, что лучший способ избавиться от человека — попросить его написать теоретически оформленную, убедительную и полемически заостренную статью. К сожалению, люди, которые обладают бесценными знаниями, часто не могут их упаковать в подобный формат, дабы полученные ими результаты заинтересовали международное востоковедное сообщество, которое, хотим мы этого или нет, во многом ориентируется на американскую систему образования», — пояснил он.
Также руководитель научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов при СПбГУ считает, что в процессе обучения студенты должны приобретать навыки саморефлексии и осознания своего положения как субъекта исследовательской работы, находящегося в определенном, заданном конкретными обстоятельствами отношении к исследуемому предмету. «Если человек хороший практик, но не обладает глубокими теоретическими знаниями, он никогда не сможет критически взглянуть на свое положение как интеллектуала и исследователя и сделать соответствующие выводы», — отметил А. Д. Кныш. Кроме того, сегодня у общества нет запроса на узкоспециализированных специалистов — факты легко найти в Интернете, поэтому их аналитическое и взвешенное осмысление приобретает особую актуальность. Из этого следует, что нужно развивать у нового поколения студентов важнейшие навыки, необходимые для жизни в современном мире: умение ориентироваться в море разнообразной и часто противоречивой информации, а также определять эпистемологические и идеологические корни той или иной идеи/дискурса. Такие навыки актуальны и для религиозных, и для светских образовательных учреждений.
Александр Дмитриевич высказал несколько предложений, которые могли бы помочь студентам лучше освоить методологию социальных и гуманитарных дисциплин. По его мнению, для этого необходимо разработать миникурс или спецкурс, призванный не только познакомить обучающихся с имеющимися в их распоряжении научными методами и теориями, но и показать возможности их применения в востоковедной науке. Чтобы активировать полученное теоретическое знание, также потребуются практические семинары, на которых будут в полемическом формате обсуждаться два-три возможных подхода к одному и тому же предмету, явлению или личности. А закрепить материал поможет ежегодная студенческая конференция, на которой у будущих специалистов-исламоведов будет возможность «проговорить» приобретенные ими теоретические навыки.