Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

СПбГУ стал проводником новых для России и хорошо зарекомендовавших себя в англо-саксонской модели форм образования. Разработанный в Университете образовательный стандарт нового образца получил признание на государственном уровне и был внесен в перечень направлений подготовки. Именно поэтому уже в третий раз в стенах первого университета России проходит конференция «Интеллектуальные основания современного образования», участниками которой в этом году стали заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректоры, ученые и преподаватели ведущих вузов.

  • 1.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 2.JPG
    big image
    © www.spbu.ru
  • 3.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 4.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 5.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 7.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 8.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 9.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 10.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 11.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 13.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 14.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 15.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 16.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 17.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 18.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 22.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 23.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 24.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 25.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 27.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 29.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • 34.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
Опубликовано 17.11.2014

В своем приветственном слове ректор СПбГУ Н. М. Кропачев отметил: хотя конференция в первую очередь ориентирована на проблемы и перспективы реализации модели «liberal arts» в российских вузах, спектр обсуждаемых вопросов значительно шире и касается общих тенденций развития образования как «лириков», так и «физиков». «Успешная реализация как междисциплинарных, так и мультипрофильных программ предполагает активное использование студентами и преподавателями основных академических прав, предоставленных законом об образовании, — подчеркнул ректор. — Комплексное применение закрепленных в законе принципов становится философией, которая дает студенту возможность максимально полно раскрыть и, что важнее, развить свои таланты».

«Сегодняшнее обсуждение кажется мне очень актуальным, — подчеркнула Ольга Голодец. — Действительно, образование, особенно высшее, ставит новые задачи перед преподавателями, учащимися, самой системой образования. Как только речь идет о развитии, конструктивных новшествах, сразу встает вопрос о том, что образование должно быть профильным. Но сегодня человек, который выбрал лишь что-то одно, не сможет обладать конкурентными преимуществами. В этом смысле образование, которое дает доступ к различным дисциплинам из самых разных сфер, дает человеку уникальные возможности».

Заместитель председателя Правительства России отметила, что дискуссия в рамках конференции «Интеллектуальные основания современного образования» имеет перспективы для того, чтобы помочь обществу сделать серьезный шаг к новому образованию и новым результатам в экономике, для чего необходимы именно люди с необычными сочетаниями знаний и навыков.

«Сейчас перед нами стоят задачи повышения качества образования в сфере гуманитарных и социальных наук, улучшения работы ученых в этих областях, — рассказал министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов. — Ведь мы прекрасно понимаем, что многие сотрудники за последние десятилетия лишь "поменяли таблички на кафедрах", но не смогли прийти к новому уровню исследований и преподавания». Кроме того, по мнению министра, при возможности выбрать наиболее подходящую образовательную программу, каждый студент может иметь наилучшую мотивацию для обучения, а значит, и наилучшие карьерные перспективы.

Об этом говорил и декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин. В своем докладе «Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования» он пояснил, что в рамках концепции либерального образования студент может выбирать до 50-70% курсов обучения самостоятельно, то есть фактически выступать в роли конструктора своего образования. Алексей Кудрин также рассказал и о трудоустройстве выпускников, которые работают в сфере искусства, медиа, бизнеса, туризма и науки. Говоря о достоинствах образовательной программы, он отметил, что, согласно результатам исследования Американской ассоциации колледжей и университетов, 93% руководителей крупных компаний и некоммерческих организаций считают способность к критическому мышлению, четкому и ясному выражению мыслей и решению сложных задач важнее полученной специальности, а 95% отдают приоритет выпускникам, которые обладают навыками для совершенствования, преобразования и привнесения инноваций в работу. Интересно также то, что треть топ-менеджеров в списке Fortune 500 обучались в бакалавриате по модели свободных искусств и наук.

В рамках круглого стола «Перспективы развития современного образования в России», в котором наряду с министром и заместителем председателя Правительства приняли участие ректор СПбГУ Николай Кропачев, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин, а также ученые и преподаватели вузов, затрагивались проблемы современного образования, шла речь о возможных путях его развития и современных практиках либерального образования.

В ходе оживленной дискуссии участники форума обсудили роль междисциплинарных образовательных программ и научных исследований в целостном познании явлений окружающего мира, особенности среднего и высшего образования в России, и пришли к выводу, что хороший специалист получится из хорошего студента, который, в свою очередь, вырастает из талантливого школьника, и одной из задач поэтому становится еще до поступления в университет обучить его выражать свои мысли и творчески решать задачи.

После завершения круглого стола состоялся визит Ольги Голодец в здания СПбГУ по адресу ул. Галерная, 58-60, знакомство с образовательной программой СПбГУ «Гуманитарные искусства и науки» и встреча со студентами и выпускниками этой программы. Участники встречи рассказали заместителю председателя Правительства России о достоинствах и недостатках обучения, академической мобильности, сотрудничестве с иностранными партнерами, своих бывших надеждах и страхах, связанных с поступлением, а также о планах на будущее: многие студенты уже определились с профилями обучения и имеют четкие представления о желаемой карьере. По итогам встречи Ольга Голодец высказалась за более широкое применение в образовательной среде России принципов, апробированных СПбГУ, и рекомендовала министру Д. В. Ливанову разработать соответствующую программу для повышения квалификации учителей старших классов школ.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.