Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

Антропологи не только занимаются изучением людей в далеких экзотических странах, но и исследуют близкие каждому горожанину явления. Место ученому найдется даже на футбольном стадионе! Ассистент кафедры культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ Ирина Юрьевна Крецер рассказала старшеклассникам о современных социальных процессах через призму футбола на лекции из цикла «Занимательная социология».

Зеленое поле газона вполне может стать исследовательским полем для антрополога. Ведь футбол в современном мире — намного больше, чем просто спорт. Это огромная индустрия, где находится место экономике, социологии, политике, маркетингу и т.д. Также футбол может стать своеобразной социальной лабораторией, ведь многие процессы, связанные с этой игрой, существуют и в современном обществе: изучая вид спорта, можно увидеть закономерности, применимые для общества в целом.

Если рассмотреть футбол просто как спорт, то в игре принимают участие игроки и судьи. Кроме того, существуют правила и болельщики. Но если взглянуть на объект как на социальную лабораторию, участников намного больше: это фанаты, смотрящие матч по телевизору (дома или в спортивном баре), клуб, интернет-сообщества болельщиков, журналисты и комментаторы, стадионы с их современной инфраструктурой. Также естественная часть футбола — это магазины, где продается атрибутика, спортивные каналы и радио, газеты и журналы. Многие футбольные команды имеют собственные музеи. Всё вместе это образует некое пространство под названием «футбол», которое и исследуют ученые.

Так как же футбол из простого вида спорта превратился в настоящую индустрию? «23 октября 1863 года считается официальной датой появления футбола, — рассказала Ирина Юрьевна. — В этот день представители различных английских колледжей и школ, в которых играли в мяч на занятиях по физкультуре, собрались и решили привести к единообразию правила, что позволило устраивать чемпионаты и соревноваться между собой. Благодаря этой встрече футбол приобрел те черты, которые мы видим сейчас: например, англичане договорились, что мяч должен быть круглым, а играть надо только ногами. Интересно, что унификация правил привела к возможности создания лиг, и «легализация» футбола позволила превратить его из случайного мероприятия в более стандартизированную деятельность. Это увеличило круг болельщиков и обусловило появление спортивной прессы».

Усредненность и простота правил действительно сделали футбол массовым развлечением. У людей появилась возможность рассуждать обо всем, что касается игры, и считать свое мнение экспертным. Недаром существует высказывание, что в одном Петербурге живут пять миллионов футбольных тренеров. Умберто Эко писал об этом феномене в «Болтовне о спорте»: «обсуждения обсуждений, которые ничего не меняют, но создают ощущение насыщенности пространства». И правда, многие понимают, что то, что делают болельщики и журналисты, — всего лишь приятное «вербальное» времяпровождение. Все посетители спортивных баров могут хором кричать «судью на мыло», но это никак не повлияет на игру.

Такой интерес к футболу помог сделать его коммерческим и продавать не только билеты на зрелище, но и сопутствующие товары, например недешевую футбольную атрибутику.

Ученые также рассматривают футбол как пространство взаимных претензий. В большинстве случаев кричалки и плакаты болельщиков на стадионе не обращены к команде: если бы игроки весь матч слушали песни в свою честь и рассматривали баннеры, им было бы просто некогда играть. При этом фанаты, не оказывающие никакого влияния на исход состязания, по собственному мнению, играют в игре такую же роль, как и футболисты, а порой и большую — ведь все они могут демонстративно встать и уйти со стадиона, тем самым «наказав» команду.

Один футбольный комментатор сказал: «Люди ходят на футбол не ради побед. Это часть собственной идентичности». Идентичность здесь следует понимать в самом простом варианте — кто я в этом мире? Увлеченность футболом делает его частью жизни, такой же, например, как езда на велосипеде. Формируется определенный круг общения. «Если же человек чувствует себя одиноким, можно просто купить шарф с логотипом команды, прийти на стадион, и фанаты примут его, не задавая лишних вопросов. В минуты игры не только происходит мощный выброс адреналина. Человек еще и на время находит свое место в этом мире, чувствует себя в нем органично. То есть для кого-то футбол может быть настоящей терапией», — объяснила школьникам лектор.

 

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.