Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

Что такое субкультура? Какова история этого термина? И почему субкультуры так важны для общества? Ответы на эти и многие другие вопросы получили слушатели очередной лекции из цикла «Занимательная социология» — «От хиппи до эмо: дороги молодежного протеста».

Об основных тенденциях становления и развития молодежных движений в мире и в России собравшимся рассказал доцент СПбГУ, кандидат философских наук Евгений Геннадьевич Мельников (кафедра социологии политических и социальных процессов, на фото). Сам термин «субкультура» ввел в оборот в 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен. А британский социолог Дик Хэбдидж посвятил этому явлению свою книгу «Субкультура: значение и стиль». Если американский ученый понимал под субкультурой группу людей, которые выбирают стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством, то его британский коллега дополнил это понятие. По его мнению, субкультуры привлекают людей, не удовлетворенных общепринятыми стандартами и ценностями. Сегодня под субкультурой социологи понимают систему смыслов, ценностей, средств выражения, стилей жизни, групповых норм, образцов и стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Ученые активно занимаются изучением не только субкультур, но и контркультур. По словам Евгения Мельникова, последние могут носить агрессивный и даже экстремистский характер. Старейшей контркультурой является культура преступного мира.

Нередко субкультуры и контркультуры становятся пространством для выражения молодежного социального протеста. Наиболее яркими примерами в данном контексте являются студенческая революция 1968 года в Париже и движение «Черные пантеры» в США. Лектор подробно рассказал о предпосылках возникновения и роли, которую сыграли «Черные пантеры» в американском обществе.

Нередко ценности отдельных субкультур впоследствии принимаются всем обществом. Так, хиппи повлияли на довольно широкий спектр идей и отношений, положив начало экологическим движениям, свободным путешествиям автостопом, пропагандировали терпимость к национальным и сексуальным меньшинствам. Именно хиппи общество обязано и появлению альтернативной службы в армии. И хотя расцвет этого движения пришелся на конец 60-х — начало 70-х годов прошлого столетия, ценности «детей цветов» разделяют многие люди и по сей день. По словам Евгения Мельникова, 10 тысяч человек в России причисляют себя к хиппи.

Сегодня, как рассказал лектор, ученые выделяют более 60 наименований субкультур.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.