Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

Иногда нас шокируют поступки или внешний вид  других людей, и мы считаем их действия не нормальными, а девиантными. Изучением таких ситуаций занимается девиантология  наука, исследующая отклонения от социальной нормы. О том, почему существует деление поступков на нормальные и девиантные и что такое толерантность, рассказала на лекции для старшеклассников цикла «Занимательная социология» доктор социологических наук, профессор СПбГУ Татьяна Владимировна Шипунова.

«Девиация» (от лат. deviatio  отклонение) означает в том числе «отклонение от пути». «Но от какого пути? У девиантолога возникает масса вопросов,  заметила Татьяна Владимировна.  Что мы считаем социальной нормой, например? Пока что можно сказать: чем больше людей совершают какой-то поступок, тем с большей вероятностью поступок будет считаться нормой. В подсознании сидит представление о том, что норма  это что-то среднестатистическое.

Если обратиться к другим наукам, можно узнать, что понятие девиации существует, например, в навигации, биологии, архитектуре. Та же Пизанская башня  она не соответствует архитектурным канонам, но это одновременно сделало ее шедевром. Вот пример позитивной девиации».

Но позитивных девиаций не так уж много. В основном девиантологи изучают то, что принято считать если не пороками общества, то странными явлениями: гомосексуализм, проституцию, преступное поведение, алкоголизм, некоторые субкультуры. Вокруг люди, не похожие на нас, и от войны «всех против всех» общество спасает неоднозначное определение нормы и девиации. Например, по религиозным правилам девушки не должны ходить с распущенными волосами и в брюках  если бы часть людей считала, что все остальное общество должно жить по церковным устоям, это было бы трагедией. Поэтому человечество придумало интервал: если мы попытаемся ответить на вопрос, сколько раз в год в среднем «нормально» употреблять алкоголь, то это и будет наше обозначение интервала. Каким он будет в обществе в целом, зависит от толерантности конкретного общества, которая  не просто терпимость. В социологии существует следующее определение: «Толерантность  это осознанное непроявление индивидом негативной реакции на различного рода отклонения (в поведении, внешнем облике, деятельности, традициях и т. д.) другого/других от социальных норм, принятых в данном обществе, в интервале действия норм, не допускающем причинение вреда обществу и/или его гражданам».

«Иными словами,  объяснила профессор Шипунова,  если я чего-то не понимаю, это не значит, что кто-то плохой, а я прав. Это просто значит, что я чего-то не понимаю. Уличная мода Японии может показаться нам странной, но на самом деле она выражает протест против общества потребления и мира порабощающей рекламы. Японцы с юмором оценивают свои успехи, достижения и неудачи, это и выражает популярный в стране молодежный стиль».

Таким образом, девиантология нужна, чтобы мы знали, как себя вести в неоднозначных ситуациях с людьми, поступки которых нас шокируют. Но в этой науке существуют проблемы, которые сегодняшние школьники, возможно, смогут попытаться решить, поступив в СПбГУ на направление «Социология». Например, на данный момент недостаточно разработан понятийный аппарат девиантологии (понятия социальной нормы, девиации и т. д.); существует масса теорий, описывающих разнообразные факторы, что ведет к практической невозможности понимания явления и, следовательно, его профилактики; остается недостаточно теоретически обоснованной проблема социального порядка и превенции девиантного поведения.

Справка: Девиантология (или социология девиантного поведения и социального контроля) — это научная дисциплина, описывающая феномен отклонений от социальных норм, его детерминанты (нечто, что обусловливает возникновение какого-то явления) и социальный контроль девиантности.

Конкретным результатом теоретической рефлексии должен стать ответ на вопросы: «Почему в обществе нарушаются социальные нормы, ведь нормы созданы для того, чтобы обеспечить наше комфортное существование? Как вписать эти нарушения в общую картину генезиса и функционирования общества?».
 

 

 

 

 

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.