Следят за модой ученые различных областей знаний — философы, историки, искусствоведы, журналисты, дизайнеры. На открытой лекции цикла «Занимательная социология» кандидат социологических наук, доцент СПбГУ Людмила Ятина рассказала, чем отличается взгляд социолога на модные тренды, фасоны и стиль от взгляда других специалистов.

  • IMG_0368.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0370.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0371.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0374.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0375.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0378.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0380.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0383.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0386.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0387.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0389.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0393.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0396.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0401.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0402.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0403.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0404.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
  • IMG_0408.jpg
    big image
    © www.spbu.ru
Опубликовано 09.10.2014

«Социологию в меньшей степени интересует внешний облик одежды: рукава, декольте, детали кроя, — рассказала ученый. — Социологов волнует то, почему люди выбирают те или иные вещи, каким образом это связано с их социальным статусом и выбором ценностей. Нам важно понять, почему в одинаковых ситуациях один человек выбирает коктейльное платье, а другой — строгий костюм. Сама история изучения моды в социологии насчитывает уже более 150 лет. Некоторые исследователи даже считают, что именно мода породила социальную статистику и вообще науки о числах и экономике».

По словам Людмилы Ятиной, мода — современный продукт, дитя капитализма, и выражает всю глубину процессов, которые происходят в капиталистическом обществе. С точки зрения социологии моды не было в Древнем Риме или Египте, она родилась только тогда, когда стало возможным тиражировать какие-то вещи в больших объемах — так появились также реклама и маркетинг.

Сама возможность участвовать в модных процессах тоже важна. До появления капитализма все люди с рождения принадлежали к определенному сословию. Со времен французской революции ученые стали называть существующее общество «обществом современного типа». У каждого человека появилась личная свобода. С продвижением ценности личной свободы стало воможно говорить о появлении моды. Раньше управляющий не мог и мечтать о том, чтобы надеть костюм своего хозяина, а теперь никто не мог этого запретить — при условии, что у управляющего хватит денег на такой костюм, разумеется. Таким образом, любое капиталистическое общество — это равные возможности при разных стартовых капиталах.

Сейчас мы живем в обществе потребления, оно развивается и предоставляет возможность очень многим группам сразу создавать свои стили, продвигать их и даже не конкурировать между собой. Теперь важны не бренды, а тренды.

В социологии можно выделить четыре типа моды: «мода как подражание высшему классу», «демонстративное потребление», «обновление социокультурных норм» и «индустрия моды». На сегодняшний день мода производит даже не вещи, а образы. Они очень хорошо отражаются в рекламе. «Например, возьмем рекламу недвижимости: если вам скажут «мы продаем вид на Дворцовую площадь», сразу понятно, кто будет жить в квартире и сколько она стоит», — объяснила Людмила Ятина.

Справка:

Лекции для старшеклассников «Занимательная социология» проходят в СПбГУ регулярно. Известные профессора и ученые Университета помогают учащимся сориентироваться в выборе будущей профессии и больше узнать о Санкт-Петербургском университете.

 

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.