От виртуальной реальности до Большого адронного коллайдера

Погружение в виртуальную реальность, звучание первобытной флейты, химические опыты — эти и другие «умные» развлечения представил горожанам Санкт-Петербургский университет на площадке крупнейшего европейского фестиваля науки, технологий и искусства Geek Picnic.

СПбГУ впервые принял участие в самом популярном open air, посвященном науке и творчеству, показал свои последние технологические разработки, а также познакомил посетителей с традиционными, но от этого не менее впечатляющими химическими и физическими опытами. Идейными вдохновителями участия в фестивале стали студенты и аспиранты.

Я приходила сюда каждый год в качестве лектора Санкт-Петербургского планетария и видела много интересных людей от СПбГУ, но все они находились на разных площадках. Предложила объединить их всех одним шатром, кажется, у нас это получилось. Наша задача — поддержать имидж Университета и в игровой форме устранить пробелы в знаниях людей. Пока что опыта и культуры участия в такого рода фестивалях у СПбГУ не сложилось, но мы надеемся, что все пройдет успешно.

Аспирант СПбГУ, сотрудница Пулковской обсерватории Мария Боруха

Участие Университета в этом грандиозном празднике науки удалось благодаря поддержке Ассоциации выпускников и эндаумент-фонда. «СПбГУ должен не просто присутствовать на таких масштабных мероприятиях, но и организовывать их у себя. Мы хотели бы провести подобный фестиваль в Университете, поэтому рассматриваем Geek picnic как тренировочную площадку. Надеюсь, в следующем году это получится сделать. Наш фестиваль будет нацелен на укрепление связей между направлениями», — поделился планами исполнительный директор эндаумент-фонда СПбГУ Евгений Пен.

Ассоциация выпускников — объединение активных, разносторонних людей. Поэтому мы с особенным удовольствием поддерживаем такие инициативы Университета, как участие в крупнейшем европейском фестивале технологий, искусства и наук Geek Picnic.

Исполнительный директор Ассоциации выпускников СПбГУ Мария Горизонтова

Приобщиться к миру науки можно было, поучаствовав в проведении химических и физических опытов. Взрослые и дети с восхищением наблюдали, как при горении глюконата кальция из таблетки, извиваясь, выползала светло-серая «змея», а «мороженое» из абрикосов и яблок, которые после охлаждения в жидком азоте застывали так, что их приходилось разбивать молотком, в жаркий день пришлось как нельзя кстати. Универсанты показали, какой понятной и зрелищной может быть наука. Любители физики и видеоигр могли сыграть в аркадную физическую головоломку Partycles, разработанную при участии студентов СПбГУ. За планшет садились даже люди, далекие от науки: не каждый день выпадает возможность своими руками сталкивать элементарные частицы и запускать термоядерные реакции.

С нашей научно-популярной образовательной игрой мы участвуем в конкурсе Microsoft Imagine Cup. В детстве я смотрел познавательные передачи с подробной анимацией ядерных реакций, а сейчас подумал, что можно было бы сделать такую игру. Наш проект победил на всероссийском этапе, в июле поедем на финал конкурса в Сиэтл.

Студент СПбГУ Георгий Карелин

Почувствовать себя победителем интеллектуального конкурса мог каждый, решив «математическую олимпиадку» от выпускников СПбГУ. Она состояла из четырех, на первый взгляд, несложных задач из книги В. И. Арнольда «Задачи для детей от 5 до 15 лет», но их решение сопровождалось бурными спорами, а те, кому удавалось одолеть хотя бы три задания, получали памятный сувенир от СПбГУ. «Задачки хороши, только, видимо, мозг по-другому начал работать после окончания школы, поэтому найти ответ не так просто, — отметил выпускник СибГУТИ Илья Егоров. — Решение слишком элементарное, а я уже привык думать в более сложных категориях». А еще получить сувенир от СПбГУ можно было, сфотографировавшись в образе выпускника Университета и выложив снимок в социальные сети с хэштегом #GeekСПбГУ. Примерить мантии и академические шапочки спешили как абитуриенты и студенты, так и выпускники самых разных вузов. «Мы уже давно окончили институт, правда, не этот, а политехнический, — рассказали Владислав и Алла Нейман. — Третий год подряд приходим на фестиваль, здесь так много молодежи, увлекательная программа. Нам интересно посмотреть все: техника движется вперед, а мы уже старые, отстаем».

Время от времени в воздухе раздавалось то звонкое гудение поющих чаш, то мелодичный перезвон мандолины. Студенты СПбГУ предлагали гостям фестиваля сыграть на музыкальных инструментах, а затем посетить виртуальный музей, в котором звучание каждого инструмента записано бинауральным способом, и убедиться в том, что между ними практически нет различия. Звук в наушниках на удивление «живой» и объемный. Одним из самых необычных виртуальных экспонатов музея стала древняя костяная флейта. Ее звучание было реконструировано советскими археологами, а универсанты добились получения звука, идентичного с ним. Универсанту Юрию Булавину удалось создать проект Timemelody, находящийся на стыке науки и искусства: с его помощью можно полностью погрузиться в аудиовизуальную среду и развить свою музыкальную культуру.

Окунуться в виртуальную реальность (VR) можно было и другим способом. Компания Cerevrum, активно сотрудничающая с СПбГУ в рамках нескольких экспериментальных направлений, представила свои обучающие программы, созданные с использованием технологий дополненной и виртуальной реальности. Дмитрий Кириллов, основатель компании, считает, что VR можно успешно интегрировать в классическое образование. «Мы увидели потенциал VR в том, что через нее можно более глубоко вовлечь человека в обучающий материал. Сейчас исследователи делятся первыми результатами, и статистика показала, что через виртуальную реальность люди усваивают материал едва ли не на 100 % эффективнее. Но мы не говорим, что VR полностью заменит образование, ее можно внедрить в классический обучающий процесс».

А в конце первого дня посетители фестиваля смогли перенестись из Петербурга в Европейский центр ядерных исследований (CERN), где работающий в CERN младший научный сотрудник СПбГУ (Лаборатория физики сверхвысоких энергий) Андрей Серяков провел виртуальную экскурсию по самой большой наземной экспериментальной площадке проекта и установке NA61/SHINE.