Учиться, забавляясь

На международной платформе Coursera запущен уникальный курс по патофизиологии профессора СПбГУ Леонида Чурилова, основанный на лекциях, которые он давно и с успехом читает как в стенах Университета, так и за рубежом.

Леонид Павлович недавно вернулся с международного медицинского симпозиума в Ханчжоу (КНР), где выступил с докладом о дистанционном образовании и распознавании почерков врачей в клинической патофизиологии. Мы попросили его ответить на несколько вопросов.

Расскажите о своем опыте создания онлайн-курса по патофизиологии, науке, которой вы служите уже столько лет.

Я всегда считал и считаю, что наиболее эффективное преподавание идет через живое общение с учителем и через живое практическое действие, когда обучаемые взаимодействуют между собой, с преподавателем и объектом, у которого имеются множество степеней свободы и своя программа поведения (например, с подопытным животным). Это и есть высшая форма интерактивности. Это достигается в нашем деле только реальными учебными экспериментами на лабораторных занятиях, реальными разборами пациентов и историй болезни на лекциях. Никакие компьютерные «мультяшки» заменить этого в принципе не могут. Поэтому я приступал к работе над этим курсом, с одной стороны, с некоторым скептицизмом, полагая, что это все же лишь дополнение к реальному обучению, а с другой стороны, я недооценивал сложность и масштаб этой работы. Мне казалось, раз у меня есть готовый хороший курс лекций, то дело почти сделано.

Теперь, когда курс закончен, я могу сказать, что, во-первых, это очень сложный процесс. И он никогда бы не увенчался результатом, если бы не высокий профессионализм и самоотверженный труд разных специалистов ЦРЭОР (Центр развития электронных образовательных ресурсов): режиссеров, операторов, звукооператоров, методистов, компьютерщиков, гримеров. Я им всем очень признателен.

И то, что получилось, в целом по качеству и образовательному потенциалу выше моих ожиданий.

Такие курсы нужны, они важны для нашей науки, патофизиологии, которая переросла рамки своего исторически сложившегося названия и стоит перед лицом, возможно, крупнейшего кризиса в своей истории. Потенциальная широта аудитории такого курса очень важна для привлечения в патофизиологию новых кадров, для внедрения патофизиологического мышления в творческие умы всех тех, кто занимается биомедициной, но не получил при этом медицинского образования. Патофизиология должна стать модной в читающем и мыслящем сообществе всех тех, кто занят науками о человеке, его здоровье и болезнях. Думаю, что MOOCs этому могут способствовать.

Изменилось ли ваше отношение к созданию онлайн-курсов в ходе работы?

Онлайн-курсы — современный формат образования, стремительно развивающийся и приобретающий все большую аудиторию.

У меня стало больше оптимизма и доверия к этой форме обучения, я готов поработать над продолжением, если данный курс будет с интересом восприниматься пользователями, так как этот курс затронул лишь вопросы общей нозологии и отдельных типовых патологических процессов.

Как китайские коллеги приняли ваш доклад?

Конференция в Ханчжоу была очень масштабной. Ее организовали Академия инженерных наук Китая и Национальный фонд China International Exchange and Promotion Association for Medical and Healthcare (Hua Tou Programme). И посвящена она была самым разным аспектам применения искусственного интеллекта и интернет-технологий в медицине. Китайским коллегам интересна идея дистанционного образования, в том числе медицинского. Они видят в разработках такого типа, как были представлены нами, возможный путь повышения профессиональной квалификации патофизиологов, путь интеграции практики преподавания этой дисциплины в Китае и за его рубежами. Китайские патофизиологи высказали заинтересованность в применении этого видеокурса, в создании для него субтитров на китайском языке.

Так как в КНР больше всего кафедр и курсов патофизиологии, а также профессиональных патофизиологов, надеюсь, что у видеокурса вскоре появятся китайские слушатели.

Мне показалось, что технически и дизайнерски те фрагменты курса, которые мне довелось продемонстрировать на конференции, были вполне на уровне блистательной технологической платформы, подключенной организаторами к проведению этого форума, названного ими International Intellegent Medical Conference. В интервью, которое я дал местному телевидению, журналист спросил меня, что такое, по моему мнению, здоровье? Я ответил, что это состояние организма, в котором минимально ограничена свобода биологического выбора форм и масштабов его адаптивных реакций. Думаю, что и образование должно обеспечивать свободу выбора форм, методов, образовательной траектории. MOOCs этому способствуют, хотя, конечно же, остается, особенно для медицины, в силе старая формулировка Уинстона Черчилля «Учиться заочно — все равно, что пообедать по телефону».

Что бы вы посоветовали коллегам, которые только размышляют, а не создать ли им онлайн-курс?

Напомню английскую пословицу: «Пудинг проверяется едой». И русскую: «Чтобы научиться плавать — надо лезть в воду».

Что бы вы хотели пожелать слушателям своего курса?

Смелее вперед! И главное — не теряйте чувства юмора. Особенно когда предметом обучения служат совсем не юмористические вещи. Ведь Блез Паскаль сказал: «Только забавляясь и учатся. Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечения».