Студенты влияют на качество образования в СПбГУ

Екатерина Геннадьевна Бабелюк

Как это происходит? Какие инструменты используются? Насколько они эффективны? О роли студентов в повышении качества образования в Университете рассказывает проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк.

В последнее время студенты Университета стали активнее обсуждать учебно-методические вопросы, их интересуют проблемы повышения качества образования. Обучающиеся хотят понимать, как развиваются собственные университетские стандарты, как вариативные дисциплины включаются в учебные планы, как при этом учитываются их интересы. Вопросам качества образования в вузах также уделяется внимание и на государственном уровне. Утверждена федеральная программа «Включение обучающихся образовательных организаций высшего образования в оценку и повышение качества образования». Общественные организации тоже заинтересованы в решении этих проблем. Например, в середине апреля на заседании комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Минобрнауки РФ обсуждался вопрос создания студенческого стандарта качества образования, наряду с федеральными образовательными стандартами и профессиональными стандартами (Материалы ректорского совещания от 27.04.2015, п. 6). Вопрос о том, как студенты Университета могут влиять на качество образования в СПбГУ, мы обсуждаем с проректором по учебной работе Е. Г. Бабелюк.

«Участие обучающихся в повышении качества образования развивается в СПбГУ в одном русле с развитием их активности в обсуждении и решении многих вопросов жизни Университета, — подчеркнула Екатерина Геннадьевна. — Весной 2012 года был создан Студсовет Университета, который стал представительным общественным органом всех студентов Университета. Недавно был избран уже четвертый президиум Стусовета СПбГУ. Участвуя в работе студсоветов, ребята обсуждают в том числе и вопросы повышения качества образования. В составе Студсовета СПбГУ был создан учебно-методический комитет, который готовит предложения по вопросам качества образования (Положение об Учебно-методическом комитете). Поэтому Студсовет посчитал нецелесообразным создавать параллельные со Студсоветом советы обучающихся по качеству образования как отдельную структуру, которую на федеральном уровне недавно было предложено открывать. Учебно-методический комитет обсуждает вопросы и предложения, которые поступают от студентов и преподавателей, работающих в учебно-методических комиссиях институтов и факультетов».

В нашем Университете с 2013 года представители обучающихся от Студсовета СПбГУ включены в состав учебно-методических комиссий и ученых советов институтов и факультетов с правом голоса. И студенты отдельных направлений подготовки активно пользуются этим правом. Они активно обсуждают проблемы повышения качества образования с «взрослыми» коллегами и могут влиять на решения учебно-методических комиссий и ученых советов. Студентам в обязательном порядке должны направлять повестки заседаний УМК. В целях получения обратной связи проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова стала проводить встречи со студсоветами институтов и факультетов (прошли уже не менее пяти таких встреч, и с каждым студсоветом обсуждали учебно-методические вопросы не меньше двух часов!). Учебно-методические вопросы регулярно обсуждаются и на встречах директоров институтов и деканов факультетов со студентами.

Должностные лица СПбГУ активно общаются со студентами. Какие еще формы получения обратной связи используются у нас в Университете?

Кроме встреч со студсоветами один из эффективных способов — опросы. Например, года три назад в СПбГУ начали реализовывать собственный стандарт обучения иностранным языкам. Была поставлена цель: обучение студентов английскому языку до овладения ими уровня не ниже В2 Общеевропейской шкалы иноязычной коммуникативной компетенции. И когда часть студентов прошла итоговое тестирование по иностранному языку, Студсовет СПбГУ инициировал проведение опроса студентов о системе преподавания английского языка. Результаты этого опроса были проанализированы и обсуждены на заседании Студсовета, где студенты высказали ряд предложений, обозначили проблемы. В результате опроса стало ясно, что студенты были недостаточно информированы о новых правилах освоения иностранного языка. Большая часть предложений студентов была обобщена и учтена в дальнейшем. В итоге была продолжена работа по совершенствованию преподавания иностранных языков в СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 11.11.2013, п. 6).

Сейчас мы проводим общеуниверситетский опрос студентов о качестве работы преподавателей. В 2014 году на ректорских совещаниях несколько раз обсуждался вопрос об обязательности проведения таких опросов студентов (Материалы ректорского совещания от 07.04.2014, п. 3; Материалы ректорского совещания от 15.12.2014, п. 7). Анкета была разработана профессиональными психологами и социологами, прошло обсуждение содержания анкеты на портале СПбГУ в конце 2014 года в разделе «Общественное обсуждение». И если просмотров этого материала больше 1400, то конкретных предложений по усовершенствованию анкеты — всего 4–5!!! Был издан приказ о введении с апреля 2015 года обязательного регулярного опроса студентов всех образовательных программ университета... К сожалению, ранее в некоторых коллективах внедрению опросов студентов оказывалось активное противодействие. Но есть и положительные примеры: оценка работы преподавателей проводилась раньше в коллективах менеджеров, социологов, психологов, журналистов, экономистов и показала свою эфективность.

Общеуниверситетские опросы теперь будут проводиться на регулярной основе с целью получения обратной связи от студентов о качестве работы преподавателей (Анкетирование обучающихся СПбГУ). Независимая обработка результатов опроса будет проводиться сотрудниками ресурсного центра социологических и интернет-исследований СПбГУ. Затем эти результаты будут анализироваться научно-педагогическими коллективами и студсоветами, и это мнение можно будет учитывать при проведении конкурсных процедур при выборах на должности научно-педагогических работников. В каждом коллективе будут выработаны конкретные рекомендации по совершенствованию работы преподавателей. Это первый опыт массового опроса качества образования.

Еще один метод активного взаимодействия администрации со студентами и сотрудниками — это, видимо, Виртуальная приемная?

При оценке качества образования важна не только оценка содержания лекций, семинаров, лабораторных работ, но и организация учебного процесса. И в этом смысле хорошо зарекомендовала себя Виртуальная приемная.

3 200

человек обратились за последний год в Виртуальную приемную СПбГУ.

За последний год туда обратились из Петербурга, Москвы, других регионов России, стран СНГ, а также из Европы, Азии, Америки. Из них 28 % студенты, 17 % абитуриенты, 2 % аспиранты. А вопросов, касающихся образовательной деятельности Университета, 67 %. В Виртуальной приемной на портале СПбГУ создан специальный раздел «Результаты обращений». Там опубликованы ссылки на обращения и результаты, которые мы достигли благодаря неравнодушным студентам и сотрудникам.

Если опросы показывают общую картину качества образования в вузе и позволяют принимать системные решения, то обращения в Виртуальную приемную указывают и на общие, и на точечные проблемы в организации работы университетских служб. Этот инструмент дает возможность выйти на скрытые проблемы и решить их. Например:

За многими ответами на вопросы стоит определенный путь выработки адекватного решения. Например, в Виртуальную приемную СПбГУ поступило обращение от студентки с просьбой выдать рекомендательное письмо для поступления в магистратуру зарубежного вуза. Для того, чтобы в будущем студенты знали, в каком порядке и у кого такие письма можно получить, в Университете был разработан и издан Приказ № 7929/1 от 29.12.2014 «Об утверждении Порядка подготовки и выдачи характеристик на обучающихся СПбГУ». Об этом сообщалось на ректорском совещании 19 января (Материалы ректорского совещания от 19.01.2015, п. 3).

Если вопрос сложный, затрагивает интересы и обучающихся, и сотрудников, то для выработки правильного управленческого решения требуется участие университетского сообщества в обсуждении вопроса. К примеру, от студентов поступило предложение создать четкие, понятные и удобные правила записи на спецкурсы. На ректорском совещании 2 марта было дано поручение директорам институтов и деканам факультетов направить предложения директору института философии С. И. Дуднику по этому вопросу (Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 5). На основе обобщения предложений подготовлен проект приказа «Об элективных и факультативных дисциплинах» о внесении изменений в «Правила обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в СПбГУ». Проект этого приказа теперь размещен на портале СПбГУ для общественного обсуждения. Когда все желающие выскажут свои замечания и предложения, приказ будет подготовлен, издан и станет сводом правил Университета по выбору спецкурсов.

Еще один способ общения с универсантами — приемы ректором и проректорами студентов и преподавателей, где тоже решаются вопросы повышения качества образования. А также встречи ректора со студентами, наши регулярные встречи с представителями студсоветов по пятницам (Студенческий совет).

Екатерина Геннадьевна, вы упомянули учебно-методические комиссии, где вместе с преподавателями работают и студенты. А еще в состав этих комиссий в Университете стали включать представителей работодателей. Какова их роль в повышении качества образования?

Для нас важно получить мнения тех, кто в конечном счете является потенциальным нанимателем наших выпускников. Именно они могут нам сказать, какие компетенции ценны на практике. Заранее могут подсказать, где и как нам следует изменить подготовку студентов. С этой целью в Университете давно уже существует практика приглашения работодателей в государственные экзаменационные комиссии. Теперь мы двигаемся дальше, и процесс развивается в двух направлениях. С одной стороны, директора институтов и деканы факультетов активно привлекают работодателей к работе в учебно-методических и научных комиссиях, в советах образовательных программ, к участию в жизни Университета. С другой стороны, студенты тоже проявляют активность. Недавно, например, студенты, обучающиеся по образовательной программе «Прикладная математика и информатика» впервые по своей инициативе подготовили список работодателей, у которых они хотели бы проходить практику. Началась работа по заключению договоров о практике и изменению учебных планов. Это перспективная инициатива снизу.

В апреле вы участвовали в заседании комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Минобрнауки РФ, где обсуждался вопрос создания студенческого стандарта качества образования...

Развитие свободного рынка образовательных услуг невозможно без создания многоуровневой системы оценки эффективности и качества образования. С этой целью утверждена федеральная программа «Включение обучающихся образовательных организаций высшего образования в оценку и повышение качества образования». Формируется перечень критериев и методика оценки. Считается, что студенческая оценка качества образования является одним из эффективных инструментов для руководство вузом. На заседании комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Минобрнауки РФ обсуждался вопрос создания студенческого стандарта качества образования, наряду с федеральными образовательными стандартами и профессиональными стандартами. Мне кажется, что отдельный, самостоятельный студенческий, стандарт качества противоречит законодательству, в нем нет необходимости... В нашем Университете приняты собственные стандарты образования по всем образовательным программам, и студенты принимают активное участие в развитии наших стандартов.

До сих пор мы с вами больше обсуждали содержательную составляющую образовательного процесса. Но качество образования, как вы уже говорили, зависит еще и от качества организации процесса обучения...

Да, говорить о качественном образовании можно, когда обучающиеся удовлетворены результатами, а учебный процесс организован так, что студенты могут максимально использовать ограниченный промежуток времени, отведенный им для обучения в вузе, для получения образования. Поэтому важно, насколько эффективно организован учебный процесс и насколько совершенна его материально-техническая база. Одним из возможных результативных инструментов организации может стать единое электронное расписание по всем направлениям и специальностям, введенное в СПбГУ с сентября 2014 года (Расписание СПбГУ). А с мая этого года проводится анкетирование студентов и преподавателей на тему «Будущее электронного расписания» (Будущее электронного расписания). На основе результатов этого опроса будут внесены, проанализированы и учтены предложения по совершенствованию электронного расписания.

В целях повышения материально-технического обеспечения учебного процесса (которое тоже влияет на качество образования) в работу вовлечены студенты СПбГУ:

  • в комиссию по сдаче в аренду объектов недвижимости входят представители профсоюза студентов и аспирантов, представители студенческих советов
  • в комиссию по размещению заказов включены представители профсоюза сотрудников, профсоюза студентов и студсоветов
  • по вопросам подготовки и проведения ремонтных работ идет активное общение с представителями студсоветов и профсоюзов, они включены во все комиссии по оценке качества ремонтных работ
  • проектирование новых общежитий на ул. Кораблестроителей обсуждалось на совещании с представителями студенческой общественности
  • при сдаче в аренду отдельных помещений представители студсоветов, профкомы и профбюро высказывают свои предложения (например, где надо поставить копировальные аппараты и пр.)

...Как мы видим, на качество образования влияет очень много факторов: от уровня подготовки преподавателя до полноты библиотечных фондов, точности составления расписания и многое другое... И на многие аспекты качества образования в СПбГУ реальное влияние оказывают студенты.