Несанкционированные перепланировки и реконструкции помещений в зданиях Университета

В связи с тем, что полное и детальное обследование зданий Университета не проводилось долгие годы, в 2010–2011 годах была организована инвентаризация всех зданий.

В ходе инвентаризации выяснилось, что за период с 1990 по 2010 год в каждом здании были проведены незаконные перепланировки, причём во многих случаях затронуты несущие конструкции. Проведение их без необходимых проектных решений и требуемых согласований говорит о том, что несущая способность множества зданий СПбГУ была поставлена под угрозу. Подробная информация о подобных перепланировках в части университетских зданий, приведена в таблицах. Из таблиц видно, что эти перепланировки носят массовый характер. 

В подавляющем большинстве случаев они были инициированы и произведены лицами, имевшими в 1990-е и начале 2000-х годов право распоряжаться денежными средствами Университета на основании доверенности ректора. Напомним, что до середины 2010 года такими лицами применительно к учебно-научным зданиям СПбГУ являлись деканы факультетов, директора институтов и научных центров. В общежитиях такими лицами являлись директора Студгородков ВУНК и ПУНК (после их объединения — директор объединённого Студгородка). В издательстве таким правом обладал директор Издательства и т. д.

Важно отметить, что в одном здании таких лиц могло быть и несколько. Например, в здании по адресу Менделеевская линия, д. 5 ими были деканы Исторического, Философского, Геологического и Биолого-почвенного факультетов, а также руководитель Медицинского центра СПбГУ С. В. Петров. 
Уместно напомнить, что до 2008 года учета выданных доверенностей в Университете не велось. В этой связи одним из первых приказов нового ректора был приказ об отзыве «всех выданных ранее доверенностей», ибо их точного числа и обладателей никто точно не знал. Разумеется, в этих условиях никто не контролировал эффективность принимаемых такими «доверенными» лицами решений (Об усилении мер контроля за обеспечением эффективности расходования средств на закупку товаров, работ, услуг для нужд СПбГУ).

Понятие «перепланировка» дано в статье 25 Жилищного кодекса РФ: «РФ Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения». Данное определение по аналогии применяется и к нежилым помещениям.

При перепланировке, затрагивающей несущие конструкции зданий, проектное решение должно обосновать саму возможность подобных изменений — не повлекут ли они такое изменение нагрузок на здание или его элементы, при которых оно утратит прочность и может разрушиться.

Кроме того, в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры (а таких в СПбГУ порядка 70) ремонтные работы должны быть согласованы с Комитетом по использованию и охране памятников (КГИОП). Задача последнего — не допустить утрату элементов охраны.

Иными словами, для осуществления перепланировок требуются проектное решение, несколько согласований с разными государственными инстанциями, а уже затем могут выполняться сами ремонтные работы. К сожалению, до 2008 года никто не пытался выполнять предусмотренную процедуру.

Важно отметить, что в соответствии со статьей 9,4 Кодекса об административных правонарушениях за каждый случай несоблюдения требований к производству ремонтных работ (в том числе за каждую незаконную перепланировку) на должностное лицо Университета может быть наложен штраф до 30 000 руб., а сам СПбГУ может быть оштрафован на сумму до 300 000 рублей. А ведь таких нарушений — не одна тысяча.