МИП своими руками: как идею превратить в бизнес

Александр Сергеев

Лучшая команда конкурса «Start-up СПбГУ» в этом году получит завидную сумму — один миллион рублей. Главное условие выигрыша — создать на эти средства малое инновационное предприятие (МИП) при Петербургском университете.

Как молодым исследователям открыть собственное дело и чем в этом может помочь вуз, рассказал начальник отдела коммерциализации интеллектуальной собственности и трансфера технологий СПбГУ Александр Сергеев.

Что такое малое инновационное предприятие и для чего оно нужно?

Малое инновационное предприятие, или МИП, в котором соучредителем выступает Университет, — это хозяйственное общество, создаваемое с целью внедрения результата интеллектуальной деятельности, исключительные права на который принадлежат Университету. Создание МИПа с участием Университета — это один из механизмов трансфера технологии — передачи технологии от одного субъекта другому с целью ее внедрения, как правило, на коммерческой основе.

Обычно МИП — это общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, где одним из соучредителей является вуз либо научно-исследовательский институт, словом — центр, где создается интеллектуальный продукт.

Сегодня университеты становятся важной частью экономической системы и должны показывать, что их интеллектуальные продукты могут превратиться в продукты реальные.

Например, это лекарства от ранее неизлечимых болезней, новые способы безопасной переработки отходов, оборудование и различные приборы с новыми характеристиками и т. п. МИПы нужны как раз для того, чтобы внедрить в производство ту или иную научную разработку, которая в итоге улучшит качество жизни людей или использование ресурсов в обществе.

Много ли МИПов сегодня работает при СПбГУ? Есть среди их сотрудников молодые ученые?

У нас таких предприятий 12. Один из самых успешных примеров — это ООО «Геологический центр СПбГУ», созданный в конце 2011 года. Центр оказывает услуги в сфере геологического изучения недр различного профиля. У предприятия много заказов и хороший оборот, оно широко известно в России.

Другой успешный МИП — это ООО «Центр информационно-диагностических систем СПбГУ», где разрабатывают программное обеспечение (ПО) для ядерной медицины. К примеру, специальные программы для томографов и других приборов, которые «просвечивают» организм человека. ПО не имеет аналогов в стране, поэтому пользуется популярностью у лечебных учреждений, НИИ, связанных с медициной, а также производителей продуктов радиоэлектроники. Это яркий пример импортозамещения. Есть предприятия, где работают в том числе молодые ученые: ООО «Нелокальные плазменные технологии», ООО «Лазерная химия» и другие.

Чем СПбГУ может помочь начинающим бизнесменам в создании МИПа?

Прежде всего, нужно отметить, что сама юридическая возможность создания МИПа возникает тогда, когда университет готов предоставить право использования интеллектуальной собственности, правообладателем которой он является.

Помощь — это всегда предоставление каких-то ресурсов.

Одно из существенных нематериальных преимуществ — это бренд, имидж и репутация Санкт-Петербургского государственного университета, ведь малое предприятие создано с участием СПбГУ и, безусловно, ассоциируется с Университетом. Это отмечают все директора МИПов. Университет полностью берет на себя регистрацию предприятия, чтобы инициаторы МИПа не разбирались в том, как заполнять регистрационную форму, какие нужны документы, как писать устав, когда идти в налоговую инспекцию и так далее.

МИПам доступно оборудование Научного парка, а так как это наши предприятия, здесь возможны определенные льготные условия, которые могут быть прописаны в договоре. Благодаря созданию МИПов у сотрудников и студентов Университета появляются дополнительные источники дохода. Для студентов малое инновационное предприятие — это возможность, не отходя от парты, начать применять те знания, которые им дают на лекциях. Для научных сотрудников, занимающихся прикладными НИР, — это возможность протестировать свои разработки, выяснить, насколько эффективно их разработки решают практические задачи.

Отмечу также то, что для МИПов существуют льготы, предусмотренные государством. Одна из самых существенных — это сниженный размер выплат по страховым взносам. Для обычных предприятий в общем случае он составляет около 30 %, но для МИПов, созданных при вузах, на текущий момент — 14 %. Есть льготы и на аренду помещения в государственном образовательном учреждении: в первый год МИП может платить 40 % от размера арендной платы, во второй — 60 %, в третий — 80 %. Словом, статус МИПа дает определенные преференции.

Можно ли совмещать работу на малом предприятии и учебу в СПбГУ?

Кандидатуры гендиректоров обсуждаются на комиссии по созданию МИПов и согласовываются с руководством Университета. По остальным должностям в целом допускается, чтобы студенты, аспиранты и молодые ученые были сотрудниками малых инновационных предприятий.

Где малое инновационное предприятие может найти средства на реализацию своего проекта?

Сегодня государство предлагает достаточно много способов привлечения финансирования для компаний, которые находятся на начальной стадии развития. К примеру, в Фонде содействия инновациям реализуется ряд таких программ, самая популярная из них — «Старт». На эту программу подают заявки малые предприятия, чтобы привлечь средства и освоить выпуск и продажу продукции на основе своей разработки. Предприятия при СПбГУ зачастую сразу же работают с заказчиками из промышленности. Но прецеденты получения грантов тоже есть: у нас есть два МИПа, которые являются получателями грантов в том же Фонде содействия инновациям, — ООО «Геологический центр СПбГУ» и ООО «Научно-исследовательский центр информационных технологий СПбГУ».

Как много стартапов становятся успешным бизнесом? И каким образом можно помочь молодым предпринимателям, которые хотят развивать наукоемкие технологии?

Считается, что стандартный процент «выживаемости» стартапов не только в наукоемком бизнесе, но и вообще среди инновационных предприятий не превышает 10 %.

Шанс «выстрелить» всегда есть, но эта работа требует очень большого энтузиазма и знаний, а чтобы начинающим предпринимателям их получить, нужна инновационная инфраструктура.

В СПбГУ мы сегодня работаем над развитием деятельности бизнес-инкубатора — структуры, которая поможет молодому предприятию быстрее встать на ноги с помощью трех базовых вещей: обучения основам экономики предприятия и инновационного менеджмента, консультирования по прикладным вопросам ведения бизнеса, включая менторство со стороны экспертов из деловой среды, и налаживания деловых контактов.

На первом этапе мы планируем обсуждать самые базовые вопросы и ориентировать тех, кто только-только начинает интересоваться предпринимательством. Например, как отсегментировать рынок? Как строить политику ценообразования? Как увязать ценообразование и объем продаж? Как написать бизнес-план и зачем? Откуда привлечь финансовые ресурсы и как это сделать? По таким вопросам. Важно учиться не только у теоретиков, но и у предпринимателей, которые добились успеха и могут подсказать, в том числе в индивидуальном порядке, как не набить шишек. Помимо этого в бизнес-инкубаторе завязываются деловые контакты, которые помогают привлечь финансы и заказчиков.

Я думаю, что для ребят, принимающих участие в конкурсе «Start-up СПбГУ», инкубатор станет главным ресурсом, который поможет им превратиться из стартапа в стремительно растущий бизнес.