Лучший учитель страны — выпускник СПбГУ

По итогам Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2017» победителем стал преподаватель истории Илья Демаков — выпускник Санкт-Петербургского университета 2009 года. Вернувшись в Северную столицу после торжественной церемонии в Москве, Илья Сергеевич навестил alma mater и рассказал о студенческих годах.

Илья Сергеевич, расскажите, почему после школы вы выбрали СПбГУ?

Передо мной такой выбор не стоял. Санкт-Петербургский университет — это классика, старейший университет России. Конечно, каждый петербуржец знает и любит этот петровский уголок нашего города — здание Двенадцати коллегий, Новобиржевой гостиный двор XVIII века на Менделеевской линии и стрелку Васильевского острова. Расположение в красивейшем месте города — этот дух истории, дух универсантов, который будет здесь жить всегда. Все это помогает сделать выбор в пользу «большого университета». Что касается выбора специальности — мне всегда было интересно узнать: как и какими методами изучают прошлое, как можно эту память о прошлом сохранить и передать, — как раз то, чему учили и учат преподаватели СПбГУ во главе с профессором Сергеем Кащенко.

Как вы считаете, чему в первую очередь учит СПбГУ своих студентов?

Илья Демаков родился в 1987 году. Работает в школе восемь лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет, а затем аспирантуру Российской академии наук. Имеет почетные грамоты Минобрнауки, награду правительства Санкт-Петербурга, благодарность губернатора Санкт-Петербурга.

Наш университет отличается тем, что дает самый главный навык — он учит учиться. В хорошем смысле Университет — это самообразование. Приятных воспоминаний множество — это прежде всего непередаваемое ощущение того, что принято называть духом универсанта: легенды о преподавателях, на протяжении столетий читавших здесь лекции, понимание того, что ты находишься в том же пространстве, в котором творили основатели науки и великие люди нашей страны. С этим связаны самые главные и трогательные воспоминания.

Во время обучения в Университете кто из преподавателей оказал наибольшее влияние на вас?

Каждый курс полагает, вероятно не без оснований, что ему больше всего повезло с преподавателями. Я и мои сокурсники думаем так же — у нас был лучший состав преподавателей. В начале обучения совершенно удивительный мир античности нам открывал Эдуард Давыдович Фролов, слушать лекции которого было невероятно интересно. С первого и до последнего курса всю панораму истории Отечества нам раскрывали ученые СПбГУ, специализирующиеся на истории России до ХХ века.

Моим научным руководителем был Кирилл Борисович Назаренко, а дипломную работу я готовил на семинаре у Нинель Ивановны Приймак, вдохновившей на научный поиск и научившей тому, как проводится исследование настоящим петербургским универсантом. Одним из акцентов обучения стала серьезная работа с источником. Тропинка к серьезной науке начинается с первого курса.

Вы всерьез увлекались научным подходом в изучении истории, окончили аспирантуру при Российской академии наук. Но в итоге пошли работать в школу. Что повлияло на ваше решение?

Эта траектория выстроилась благодаря моему школьному наставнику — учителю истории Сергею Александровичу Букиничу, он был тренером сборной команды олимпиады школьников нашего города по истории. Мы с ним никогда не теряли контакт во время моей учебы в СПбГУ. По окончании Университета я был приглашен работать вместе с ним учителем истории в гимназию № 116, где и сейчас работаю. Сергей Букинич остается моим наставником до сих пор.

Что можно посоветовать будущим выпускникам школы, которые собираются получить высшее образование?

Я убежден, что при выборе вуза нужно гнаться не за модой, а за качеством. Поэтому выбирать, конечно, нужно фундаментальное образование, которое проверено не одним столетием. И такие вузы есть в нашей стране. Среди них первый и по времени, и по статусу — Петербургский университет. Сюда сложно попасть — и это тоже важный мотиватор для современного молодого человека: пробовать свои силы в том, что представляет вызов. Учиться здесь — это не только большая удача, большой почет, но и большая ответственность.

Пожалуйста, поделитесь советом для выпускников Университета — как стоит строить свою дальнейшую карьеру?

Илья Сергеевич Демаков — абсолютный победитель всероссийского конкурса «Педагогический дебют» 2013 года. Победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Обладатель премии президента для поддержки талантливой молодежи (2013) и Молодежной премии Санкт-Петербурга (2014). В гимназии № 116 также руководит театральной студией на немецком языке и кружком любителей творчества Дж. Р. Р. Толкиена.

Выбор любой профессии — всегда вопрос того, насколько мы комфортно чувствуем себя на своем месте. Я уверен, что в нашем современном быстро меняющемся мире, который от начала и до конца цифровой и представляет собой, может быть, избыточное количество траекторий, — вот в таком мире важно пробовать разные пути. Не нужно рассчитывать, что сразу, с первой попытки мы найдем ту позицию, которая удовлетворит и наши карьерные амбиции, и в плане личном. Нужно искать и пробовать, рассчитывать на то, что образование, которое сегодня дает высшая школа вообще и особенно Петербургский университет, как раз поможет найти себя в многообразии возможностей и самореализоваться.

Современному выпускнику нужно многое уметь и обладать различными навыками. Сейчас двухступенчатая система образования (бакалавриат и магистратура) предоставляет студенту определенную пластичность, дает возможность маневра — и это хорошо для будущей карьеры, для выбора жизненного пути. Учиться можно разному, и нужно делать это всю жизнь. Поэтому не стоит воспринимать первый свой диплом как последний и окончательный, единственный документ об образовании.

Я всегда помню, что за дипломом СПбГУ стоит очень высокая репутация выпускника. И соответствовать ей, рассчитывать на свои силы, чтобы после окончания действительно с гордостью представлять Петербургский университет, его герб, — очень серьезный вызов.

Что для вас критерий успеха?

Прежде всего это ощущение себя на своем месте. И еще критерий успеха — это отдача, которую ты получаешь от своей команды (если позиция такова, что вокруг тебя есть такая команда), либо это отношение со стороны твоего окружения к твоему делу.

Мне нравится выражение одного из великих людей: «Успех — это не когда тебе дают характеристику по названию твоей профессии, а твоей профессии дают характеристику по тебе». Хотелось бы этому соответствовать.