Кино в доме на 10-й линии

В Санкт-Петербургском университете отметили десятилетие подготовки художников кино и телевидения.

Образовательная программа СПбГУ «Художник кино и телевидения» (до 2012 года — «Киноискусство») существует всего 10 лет, однако ее выпускники уже успели заявить о себе не только в Петербурге. Многие их работы сегодня можно увидеть в прайм-тайм на федеральных каналах, а также в списках самых кассовых отечественных картин. Подготовкой будущих работников кино руководят мастера, в чьем послужном списке десятки фильмов и множество авторских выставок.

«И Эйзенштейн, и Бергман, и Феллини говорили о том, что кино является не просто искусством, отражающим реальность, это сама жизнь. Опираясь на драматургию, сценарий и требования режиссера, создает эту жизнь кинохудожник, — отмечает постоянный член государственной аттестационной комиссии СПбГУ Вера Зелинская, советский и российский художник-постановщик, лауреат Государственной премии РФ.

Так, как учат киноискусству в СПбГУ, не учат нигде в стране. Я 53 года работаю в кино и поэтому с уверенностью могу заявить, что ваши выпускники — это совершенно новое поколение профессионалов.

Член государственной аттестационной комиссии СПбГУ Вера Зелинская

Своим появлением университетская школа киномастерства обязана известному петербургскому живописцу Петру Конникову (1955–2017). Его целью было подготовить универсальных мастеров, способных и создавать эскизы декораций, и находить пространственное решение кадра, и выстраивать всю образную систему фильма — от предметов быта до пейзажа. Сегодня программа выпускает представителей трех профессий.

Стилисты для «Матильды»

В 2007 году прошел первый набор в мастерскую художника по костюмам. Возглавила ее заслуженный художник РФ Лариса Конникова. Лауреат многочисленных кинопремий, она создавала эскизы для фильмов «Молодая Екатерина» Майкла Андерсона, «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова, сериалов «Брежнев» Сергея Снежкина, «Петр Первый. Завещание» Владимира Бортко, «Шерлок Холмс» Андрея Кавуна и многих других картин. Со временем к руководству мастерскими присоединились ее коллеги по «Ленфильму» Татьяна Баранова и Инесса Снежкина.

На их занятиях студенты погружаются в историю костюма, изучают ткани, осваивают историческое конструирование, а в поисках новых идей и деталей посещают блошиные рынки и барахолки. Уже со второго курса педагоги привлекают их к работе над такими фильмами и сериалами, как «Матильда» (2017), «Три дня до весны» (2017), «Хармс» (2016) и «Григорий Р.» (2014). «Художники по костюму полностью руководят созданием всего сценического гардероба — платьев, головных уборов и обуви, — рассказывает Татьяна Баранова. — Сначала они создают эскизы. Затем, утвердив их у режиссера, отправляют в пошивочный цех к мастерам, лично ищут и закупают ткани по всему городу».

Метафизики кадра

Руководителем открывшейся в 2008 году творческой мастерской художников-постановщиков стал народный художник РФ Владимир Светозаров (1948–2017), проработавший на «Ленфильме» более 40 лет. Он создавал атмосферу картин Алексея Германа, Виталия Мельникова, Владимира Бортко, Дмитрия Месхиева, Павла Лунгина и многих других отечественных режиссеров. Сегодня дело Владимира Иосифовича продолжают художники Марина Николаева и Александр Загоскин.

Художник кино — это совершенно особая профессия, в которой нужно понимать, как и чем наполнить пространство кадра. Это непростая задача, ведь в эскизе нужно передать что-то подчас метафизическое.

Заслуженный художник РФ Александр Загоскин

Впоследствии такая метафизика обязана обрести материальную форму, поэтому порой художники-постановщики орудуют не только кистью или карандашом в мастерской, но и молотком или пилой — в съемочных павильонах.

Примерно так провели прошлый год студенты, работавшие на площадке фильма «Нахлебники» — экранизации одноименного рассказа Чехова. Режиссер Александра Орехова признается: «Мне очень повезло, что на моем проекте работали художники из СПбГУ. Ответственные и обладающие великолепным чувством юмора, они оказались самым надежным звеном нашей съемочной группы, выдерживая работу днем и ночью, в снег и в жару».

Танцующие художники

Мастером первого набора будущих мультипликаторов стал режиссер-аниматор Владимир Ефимов. Впоследствии ему на смену пришли руководитель анимационной студии «Да» Михаил Сафронов и художник-сценограф Наталья Белова. В отличие от коллег по цеху, их педагогическую задачу существенно усложнило отсутствие методической базы: еще в годы перестройки отечественная мультипликация погрузилась в серьезный кризис, существенно подорвавший преемственность профессии.

«Мы начинали буквально с нуля. Учили студентов думать, искать глубину произведения, новые образы, и в этом нам очень помогали коллеги — преподаватели живописи и рисунка. С первым набором мы сразу поставили себе высокую планку: не стали рисовать зайчиков, а замахнулись на "Вильяма нашего Шекспира". На защите дипломных проектов этот серьезный поход к выбору тем отметили ведущие петербургские режиссеры-мультипликаторы», — рассказывает Владимир Ефимов. Чтобы научить своих студентов работать с объемом и движением, мастер давал им задание самостоятельно поставить и исполнить танец. «Художники — очень зажатые люди. Им даже слово выдавить из себя невероятно трудно, а тут нужно было телом выразить пластику. Конечно, для этого я специально приглашал на занятие преподавателя актерского мастерства. Для учащихся это стало незабываемым опытом», — делится Владимир Дмитриевич.

В честь юбилея образовательной программы «Художник кино и телевидения» в выставочном зале Двенадцати коллегий открылась экспозиция, на которой представлены избранные работы студентов разных лет: портреты, изображения бытовых сцен, киноэскизы интерьеров, костюмов и декораций, а также зарисовки к мультипликационным фильмам. Среди них есть и реальные изобразительные решения современных фильмов, и визуализации художественного пространства литературных произведений: на полотнах можно встретить толкиеновских полуросликов, Тристана и Изольду, словно сошедших со средневековых гравюр, сурового Распутина и замятинских людей будущего. Подготовку выставки курировал лично Петр Конников. Для каждого своего ученика он подготовил в подарок каталог творческих работ обитателей «Дома на 10-й» — своеобразную хронику их профессионального становления.