Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

Вместе со специалистами пытаемся разобраться, что такое талант и как помочь ребенку его раскрыть.

Все родители мечтают о ребенке, который бы удивлял окружающих умом и способностями. Но чем больше мы узнаем о вундеркиндах, тем чаще задаемся вопросом: а такая ли уж счастливая доля выпала этим необычным детям?

Часто удивительный взлет заканчивается трагически. Но даже юные гении, прожившие долгую жизнь, редко могут реализовать надежды, которые на них возлагали в детстве. Яркий пример — Мэрилин вос Савант, обладательница самого высокого коэффициента интеллекта в мире. Ее IQ — 228 пунктов, а ведь нормой считается 100. Но самая умная женщина планеты не совершила никаких открытий и ничем не обогатила сокровищницу человеческой мысли — работает финансовым директором в корпорации мужа Jarvik Heart (кстати, ее супруг Роберт Джарвик — создатель искусственного сердца) и ведет колонку вопросов и ответов в женском журнале...

Недавно о том, что такое талант, говорили на форуме в сочинском образовательном центре «Сириус», созданном специально для работы с одаренными детьми. Так что же такое детская гениальность? Об этом я побеседовал с профессором СПбГУ, доктором педагогических наук Еленой Казаковой.

Елена Ивановна, что делать родителям, которые почувствовали, что их ребенок — вундеркинд? Радоваться или хвататься за голову?

А что нужно сделать родителям, у которых родился ребенок-инвалид? Принять это, осознать свою ответственность, постараться компенсировать то, что ребенку недодала природа, и помочь ему стать счастливым. Простите, но вундеркинд — в какой-то степени инвалид. Он также выпадает из мейнстрима, ему трудно вписаться в систему общего образования, его часто будут не принимать сверстники... Поэтому родителям надо прежде всего научиться растить своего необычного ребенка. Что-то ему будет даваться невероятно легко, а какие-то простые задачи поставят в тупик. Но вот что почти никогда не получается у родителей — это сделать так, чтобы способности вундеркинда и дальше развивались таким взрывным образом.

Мамам и папам вундеркиндов не позавидуешь...

Родители должны не мечтать о вундеркинде, а помогать своему собственному ребенку жить в полную силу и искать тот мир, в котором можно себя реализовать. В первую очередь ищите место, где ребенок будет получать качественное образование и испытывать от этого радость. Ведь если обучение вызывает лишь негативные эмоции, результата не будет.

Талантливые дети — это самородки, которых Бог поцеловал в маковку, или результат родительских усилий?

Это зависит от типа таланта. Есть логико-математатический интеллект, музыкальный, лингвистический — всего выделено девять типов. Но образуются они по-разному. Так, математикой надо заниматься с раннего детства. Золотое время для развития лингвистического интеллекта — возраст до 6 лет. Но какие-то таланты расцветают с помощью ответственного родительства. Например, социальный талант развивается позже и вспыхивает в подростковом возрасте.

Что такое социальный талант?

Вы таких людей наверняка видели. Вот пришел человек, и вокруг него тут же образовалась команда. Он начнет говорить — а его слушают, он позовет — и за ним идут люди. Это то, что называется харизмой. На социальный талант, похоже, больше влияет среда. Родители — это, конечно, великое дело, но важно, чтобы ребенок попал в среду, где можно учиться и проявлять себя, где талантом восхищаются не взрослые, а сверстники — для подростков это ключевая вещь.

На ТВ появилось немало шоу о детских талантах. Понятно родительское желание сделать из своего чада звезду. Но благо ли это для самого ребенка?

Меня очень расстраивает эта картина. Для детской психики не очень хорошо, когда малыши с такого юного возраста участвуют в соревнованиях. Это травматичная вещь. Кстати, более ли менее приличные шоу всегда пытаются делать вид, что они не конкурс, а фестиваль, и говорят: у нас нет проигравших. Во-вторых, меня смущает, что активно популяризируем только одну область: ребенок — эстрадная звезда. Но надо показать обществу, что ребенок-изобретатель, ребенок-ученый не менее достойны аплодисментов.
 

Авторитетно

Зубрежка не поможет

Что происходит с победителями международных предметных олимпиад во взрослой жизни?

Международные предметные олимпиады являются той вершиной, покорение которой свидетельствует о том, что ребенок действительно обладает выдающимися способностями. Руководитель Лаборатории имени ЧебышеваСПбГУ математик Станислав Смирнов — один из учредителей фонда «Талант и успех», создавшего центр «Сириус», — в свое время дважды (в 1986 и 1987 гг.) побеждал на международных математических олимпиадах (ММО). А 7 лет назад стал лауреатом Филдсовской премии — это аналог Нобеля для математиков.

Станислав Константинович, наши ребята всегда хорошо выступали на ММО, но все-таки доминируют там школьники из Азии. Даже в команде США погоду делают выходцы из Китая! Чем это объяснить? Это образовательные ноу-хау или невероятное трудолюбие? А может, в Китае просто больше вундеркиндов?

Китай действительно страна с самым большим населением на планете. Там много математических школ и хорошо поставлена система отбора: сначала лучших детей посылают в главную школу региона. Потом самых талантливых отправляют в лучшую школу провинции, а оттуда в Пекин и Шанхай... И трудолюбие тоже играет важную роль. У китайских студентов и школьников принято очень много и тяжело заниматься. Но мне иногда кажется, что они немного с этим перебарщивают.

Чем же это плохо?

Человек может решать задачи, потому что трудолюбиво изучил множество готовых рецептов. Но иногда это отбивает креативность к придумыванию чего-то нового. Я помню, как китайские школьники приезжали на ММО первый раз — в 1986 году и сразу показали себя очень хорошо. С тех пор прошло 30 лет, китайцы очень успешно выступают на олимпиадах. Но пока выдающихся математиков из их ребят получилось мало. Есть, правда, Теренс Тао, лауреат Филдсовской премии, но он вырос в Австралии. Думаю, у китайцев сейчас крен в сторону того, чтобы вызубрить, а не придумать. В этом смысле мне наши ребята больше нравятся. Они более креативные и разносторонние, могут и в волейбол зарубиться, и на музыкальных инструментах сыграть. А ребята из китайской команды, которых я встречал, как правило, сфокусированы только на математике.
 

Вопрос — ребром

Как понять, что ваш ребенок одаренный

Долгое время степень таланта мерили на глазок. Потом появилась универсальная мерка — коэффициент IQ. Но, по словам Елены Казаковой, вскоре выяснилось, что обладатели высокого IQ показывают не самые лучшие результаты на практике, поскольку не всегда способны к взаимодействию с другими людьми. Тогда ввели второй критерий таланта — способность к коммуникации, командной работе. Затем началась цифровая революция, знания стали быстро устаревать, и появился третий критерий — креативность и способность к постоянному самообучению. Потом ученые стали настаивать на введении четвертого критерия одаренности — наличия эмоционального интеллекта. Это способность испытывать страсть, азарт, вдохновение, умение зажечь своей идеей других людей.

Но как пользоваться этой громоздкой системой? Пока ребенка будут исследовать, он уже состарится... Специалисты говорят: есть простые признаки одаренности ребенка. Это врожденное любопытство, познавательный интерес и умение добить задачу — то есть довести дело до конца. Проще говоря, математический талант — это когда ребенок в свободное от школы время сам для себя решает математические задачи. Если при этом у него глаза горят — перед вами будущий гений!

 

Источник: Комсомольская правда, 22.02.2017