1. Назначение стипендии детям преподавателей СПбГУ
  2. Передача полномочий ученым советам факультетов
  3. О реорганизации диссертационных советов
  4. О заседании российско-германского форума «Петербургский диалог»
  5. Планируемое повышение стимулирующих фондов оплаты труда коллективов факультетов

 

1. Назначение стипендии детям преподавателей СПбГУ

Ректор СПбГУ Н.М.Кропачев сообщил, что издан приказ о назначении стипендии детям преподавателей. Эта стипендия равна стоимости обучения на коммерческом отделении. Раньше финансовая помощь в обучении детям преподавателей Университета осуществлялась путем оплаты их обучения со счета эндаумент-фонда. А теперь будет идти через выплату студентам специальной стипендии. В результате такого финансового решения экономия средств эндаумент-фонда СПбГУ составит более 30%.

Стипендия детям преподавателей назначается приказом ректора с учетом ходатайств деканов и проректоров по направлениям. Стипендия устанавливается на один семестр. Решение о целесообразности продолжения назначения стипендии будет приниматься с учетом результатов каждой последующей экзаменационной сессии. Ректор подчеркнул, что помимо результатов сессии при принятии решения о продолжении выделения студенту стипендии будет учитываться мнение деканов и проректоров по направлениям о качестве и эффективности работы соответствующих сотрудников Университета. Не исключена возможность продолжения оплаты обучения студента (если он успешно учится) и в том случае, если преподаватель (мать или отец студента) прервал трудовые отношения с СПбГУ (например, в случае его ухода на пенсию). Но такие вопросы будут решаться индивидуально, с учетом всех заслуг преподавателя. Выплата стипендии детям преподавателей производится из средств эндаумент-фонда СПбГУ.

На сегодняшний день в фонде управления целевым капиталом «Развитие Санкт-Петербургского государственного университета» 755 599 658 руб. 98 коп. (примерно в 1,5 раза больше, чем в эндаумент-фонде МГУ). К концу 2012 года наш фонд еще вырастет — идут переговоры с рядом представителей бизнес-структур. Например, руководство строительной фирмы, которая ведет работы по строительству и реконструкции кампуса ВШМ в Михайловке, в ходе встречи с ректором СПбГУ выразило желание направить в 2012 г. в эндаумент-фонд СПбГУ 30 млн. руб. на развитие образовательных программ и научных исследований в области менеджмента (Н.М.Кропачев выразил надежду, что коллеги-менеджеры наконец поймут, что ситуация существованием эндаумент-фонда группы преподавателей факультета, отдельного от фонда СПбГУ, ненормальна и исправят ситуацию). Руководство крупной российской корпорации выразило желание перевести порядка 30 млн рублей для развития направления «Юриспруденция». В ходе обсуждения вопросов сотрудничества СПбГУ и одного из успешных российских кинопродюсеров он принял решение о выделении 3 млн рублей в эндаумент-фонд СПбГУ целевым образом для усиления имиджевой составляющей Университета (в частности, для обеспечения участия команды КВН СПбГУ в играх).

В эндаумент-фонде СПбГУ на сегодняшний день пожертвования распределяются следующим образом: 164 млн рублей — на решение общих задач уставной деятельности СПбГУ, 477 млн руб. — на развитие образовательных и научных программы по направлению «Искусства и гуманитарные науки», 101 млн руб. — на развитие образовательной и научной деятельности по программе «Экономика», 10 млн руб. — на реализацию мероприятий в рамках Соглашения о сотрудничестве между правительством Республики Саха (Якутия) и СПбГУ, 3 млн руб. — на финансирование комплекса мероприятий по укреплению имиджа и популяризации СПбГУ. Увеличение пожертвований — это в первую очередь заслуга руководства Университета и деканов соответствующих факультетов. Но возможности, подчеркнул Н.М.Кропачев, есть у всех. И попросил деканов активнее работать с успешными выпускниками.

Ректор отметил, что оплата из эндамент-фонда СПбГУ обучения детей преподавателей Университета способствует, в том числе, и противодействию коррупции. Не один десяток лет дети, внуки преподавателей весьма успешно поступали в Университет. Нетрудно догадаться, что поступали всегда на бюджет, даже если они имели в школе весьма средние достижения. Другое дело, что попасть на престижную специальность с высоким конкурсом могли далеко не все. А вот поступить на «свой» факультет (где работают родители абитуриента) могли многие. Включение в список ректора, исполнение которого внимательно отслеживало ЦПК, гарантировало стопроцентное попадание в вуз, список ЦПК имел почти такой же уровень «проходимости». А вот попадание в списки деканов и предметных комиссий лишь давало основание рассчитывать на попадание в списки более высокого ранга — ректорский и ЦПК. Если это не удавалось сделать «в результате переговорного процесса», то у кандидата оставались определенные шансы поступить «за спиной ЦПК», но только при условии наличия «вакантных мест». Поступить в вуз кому-то из списка декана, на место, «занятое» абитуриентом из списка ректора или ЦПК, было просто нереально. А порой количество абитуриентов даже в главных списках превышало число бюджетных мест. Когда раздавались голоса, требовавшие отказаться от практики «списочного» приема, основным публичным аргументом в защиту списков был именно такой: «Как же будут поступать дети сотрудников?!.» Хотя всем было понятно, что доля детей преподавателей в списках на поступление была ничтожно мала — по сравнению с детьми тех, у кого были, видимо, «более весомые аргументы» для поступления их протеже.

Ректор напомнил, как еще в 1993 г. при обсуждении проекта Устава СПбГУ и на заседании ученого совета факультета, и на заседании Ученого совета Университета он (тогда еще доцент юридического факультета) предлагал включить в Устав СПбГУ норму, позволяющую детям преподавателей обучаться в СПбГУ независимо от результатов конкурсного приема. Это предложение тогда можно было реализовать, например, в связи с тем, что, помимо так называемой бюджетной (оплачиваемой) преподавательской нагрузки, существовала еще и так называемая «нагрузка на общественных началах». К сожалению, тогда это предложение не нашло поддержки.

В 1993 г. новый декан юридического факультета В.С.Прохоров, избранный на эту должность в трудной борьбе при жестком противодействии и со стороны «ректората», и со стороны руководства города (подробнее см. статью «Кто возглавит наш юрфак, знает только мэр Собчак» в газете "Смена" № 65 от 19.03.1992г.), первому же преподавателю, пришедшему к нему с поклоном по поводу поступления его ребенка, объяснил, что «просить декана больше не надо». Сделать так, чтобы дети хорошо работающего преподавателя обучались в вузе бесплатно — это одна из обязанностей декана, считал В.С.Прохоров. И рекомендовал сначала пытаться поступить на бюджет, а если это не получится, гарантировал, что обучение на платном отделении будет происходить за счет «средств факультета». Прошло уже почти 20 лет — и это, только зарождавшееся тогда правило стало нормой жизни для наших юристов.

Ректор напомнил, что пока федеральное законодательство позволяло это, он, как наверное помнит Л.А.Вербицкая, при подготовке новых редакций Устава СПбГУ неоднократно предлагал прямо в Уставе закрепить право научно-педагогического работника СПбГУ на бесплатное обучение в СПбГУ его детей (Для справки: в период с 1990 по 2005 гг. в СПбГУ прошли шесть конференций, которые принимали Устав СПбГУ или изменения и дополнения к нему). С прошлого года обучение детей преподавателей СПбГУ, поступивших на первый курс коммерческого отделения, оплачивалось из средств эндаумент-фонда СПбГУ. С этого года стипендии могут получить дети преподавателей независимо от курса обучения. Ректор попросил деканов принимать все возможные меры, направленные на искоренение коррупции и протекционизма.

Декан факультета ПМ-ПУ Л.А.Петросян отметил, что назначение стипендии детям преподавателей — важное и актуальное решение. Оно способствует налаживанию нормальных отношений в коллективе… Советник ректор профессор Р.А.Эварестов уточнил: стипендия назначается, если дети преподавателей поступают на коммерческую основу обучения. Но ведь они могут поступить и на бюджетную? Н.М.Кропачев подтвердил: конечно, никто не запрещает детям преподавателей поступать на бюджетную основу. И тут президент СПбГУ, декан филологического факультета Л.А.Вербицкая сообщила, что она, будучи ректором, уговаривала декана юридического факультета, «чтобы его сын поступал в бакалавриат на бюджетную основу обучения, но тот не согласился…». Тогда ректор добавил, что в магистратуру его сын подал заявления и на бюджет, и на платное, но смог поступил только на платное, хотя был то ли 70-м, то ли 71-м в итоговом списке из почти 300 выпускников бакалавриата (правда, и мест в бюджетной магистратуре было не больше 50). В ответ Н.М.Кропачев привел такой пример: еще в 90-е годы В.Г.Савельев (ныне генеральный директор «Аэрофлота», а тогда — руководитель петербургского филиала одного из московских банков), выясняя у декана юрфака правила поступления в СПбГУ, сказал ему, что сын «будет поступать на коммерческое отделение, хотя и учится в школе совсем неплохо». На вопрос «Почему бы сыну не попытаться поступить на бюджетное отделение?» последовал ясный ответ: «Я неплохо зарабатываю, а вот всем тем, кто не может оплатить обучение своих детей, мест на бюджетном отделении явно не хватит... Мы должны быть социально ответственными».

См. также:

 


2. Передача полномочий ученым советам факультетов

Ректор напомнил, что на заседании Ученого совета Университета 29 июня было принято постановление о передаче полномочий по проведению конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников (за исключением должности профессора) ученым советам факультетов (см. материалы Ученого совета 29 июня и ректорского совещания 2 июля, п.1). В Университете растет число реальных конкурсных ситуаций с альтернативными кандидатурами. За последний год были претензии к организации работы ученых советов ряда факультетов (восточного, юридического, ПМ-ПУ, филологического и др.). Пока еще нет случаев отмены решений ученых советов, которые касаются конкурсных процедур. Но в случае процедурных нарушений жалобы (в том числе в суд) со стороны проигравших в конкурсе обязательно последуют. Когда часть полномочий Ученого совета СПбГУ будет передана ученым советам факультетов ситуация обострится, поскольку во многих советах всё еще с пренебрежением относятся к требованию соблюдения формальных процедур. Между тем, только жесткое и последовательное соблюдение процедуры проведения ученого совета (в том числе и конкурсных процедур) гарантирует законность принятых решений и соблюдение прав всех заинтересованных лиц.

Н.М.Кропачев отметил: конкурс «на звание быть студентом СПбГУ» доходит по отдельным направлениям и специальностям до 40 человек на место. Ректор выразил пожелание, чтобы конкурс на почетное звание преподавателя СПбГУ был как минимум 3 человека на место. Тогда будет возможность выбирать лучших. Ректор напомнил: все приказы, изданные ректором и проректорами на основании решений Ученого совета Университета, проходили «проверку» начальника ГУАТОиД В.П.Журавлева и начальника юридического управления Ю.В.Пенова.

Контроль за юридической чистотой приказов, которые будут издаваться по результатам конкурсных процедур на ученых советах факультетов, возложен на проректоров по направлениям. Поэтому проректоры по направлениям будут выведены из состава ученых советов факультетов. Изменится и роль технического секретаря, он должен быть профессионалом кадровой работы, четко понимать все процедурные вопросы организации работы советов. Ректор подчеркнул, что из должностной инструкции ученого секретаря СПбГУ профессора Л.П.Громовой исключено упоминание о том, что она консультирует деканов, ученых секретарей ученых советов факультетов по процедуре проведения конкурсов и выборов. Консультировать по этим вопросам будут инспекторы и начальник управления кадров, начальник ГУАТОиД. В такой ситуации нет необходимости в существовании и особой должности проректора по организации работы ученых советов, поэтому эта должность сокращается. Понимая это, К.К.Худолей написал заявление об освобождении его от обязанностей проректора по собственному желанию. Все освобождающиеся финансовые средства переведены в фонд стимулирующих выплат коллективов факультетов.

Ректор спросил начальника ГУАТОиД, когда произойдет передача полномочий ученым советам факультетов. В.П.Журавлёв ответил: в приказе ректора определен срок — с 15 сентября. Но это пока нереально. Подбор технических секретарей должен был быть завершен до 1 сентября, но получилась задержка. Некоторые деканы настаивали, чтобы эти должности на 0,5 ставки заняли либо преподаватели, либо методисты, например, помощники деканов. Это невозможно: сотрудник отдела кадров (он же — технический секретарь ученого совета) должен быть на месте полный рабочий день. Некоторые проректоры настаивали на том, чтобы один технический секретарь обеспечивал работу двух и более ученых советов факультетов, но и это тоже невозможно. После обсуждения с коллегами ректор принял решение продлить процедуру передачи полномочий ученым советам факультетов — на два-три месяца.

Декан юридического факультета Н.А.Шевелёва спросила: где будут проходить выборы по конкурсу, который будет объявлен на ставку доцента (срок — в декабре)? Н.М.Кропачев ответил: все ранее объявленные конкурсы проходят по-прежнему на заседании Ученого совета СПбГУ. Только после передачи полномочий Ученого совета Университета ученым советам факультетов все конкурсы на соответствующие должности, объявленные после этой даты, будут проходить на заседаниях ученых советов факультетов.

Ректор сообщил также, что начальнику юридического управления Ю.В.Пенову дано поручение провести регистрацию сайта «СПбГУ — конкурсы» как средства массовой информации. После этого объявления о конкурсах прекратят публиковать в журнале «Санкт-Петербургский университет», они будут размещаться на новом сайте на двух языках, русском и английском. Там будет более полная и оперативная информации о зарплате, нагрузке по должности, других условиях работы.


3.  О реорганизации диссертационных советов

Ректор напомнил, что продолжается реорганизация диссертационных советов при СПбГУ (см. материалы ректорских совещаний 27 апреля, п.4; 14 мая, п.7.2; 3 сентября, п.6), на сегодняшний день в ВАК направлено 12 пакетов документации. Проректор по научной работе Н.Г.Скворцов встретился с руководством ВАК, которое одобрило все нововведения, реализованные в СПбГУ:
•    право любого доктора наук, работающего в Университете, изъявить желание о вхождении в состав диссертационного совета (десяток сотрудников СПбГУ изъявили такое желание и все были включены ректором в состав советов);
•    кандидатуры председателя совета, его заместителя и ученого секретаря предлагаются ректору на заседании кандидатов в члены совета (подавляющее большинство кандидатур председателей советов были утверждены ректором, только в нескольких (в трех-четырех советах) из 41 реорганизованного совета ректор утвердил других председателей или заместителей председателей диссертационных советов, а не тех, кто был ему предложен на собрании кандидатов в члены диссертационных советов;
•    запрет администраторам входить в состав советов — в том числе ректору, проректорам, советникам проректоров, выполняющим административные функции, и пр. (ректор сообщил, что в ВАКе собираются ввести запрет председателям диссертационных советов быть экспертами ВАК);
•    при вузе открывается только один диссертационный совет по одной специальности.

В ВАКе ждут других предложений от коллектива СПбГУ по совершенствованию работы диссертационных советов, и ректор попросил деканов направлять такие предложения Н.Г.Скворцову.

Ректор сообщил, что интересное предложение поступило от профессора К.К.Худолея — о создании в Университете собственных диссертационных советов (параллельно с советами ВАК). Уровень требований для защиты диссертаций на таких советах будет, естественно, выше, чем на традиционных советах. Если какие-то научные коллективы Университета готовы создать собственные советы, то следует подумать о требованиях для них, единых для всего Университета. Например, обязательно привлекать иностранных специалистов для работы в совете, количество членов ограничить (5-7), ввести обязательное научное рецензирование всеми членами совета представленных к защите диссертаций, повысить требования (по сравнению с ВАКовскими требованиями) к научным публикациям соискателя и т.п.. К.К.Худолей и Н.Г.Скворцов готовы обсудить предложения научных коллективов о создании таких советов. Им же ректор поручил подготовить соответствующее письмо министру образования и науки РФ.

Профессор Р.А.Эварестов напомнил, что за докторскую и кандидатскую степени выплачивают ежемесячную надбавку от государства. И предложил: если Университет будет вводить собственную защиту диссертаций, то надо подумать и о надбавках для «наших» кандидатов и докторов наук. Ректор ответил, что он предпочитает, чтобы каждому платили за работу, а не за звание. И система оплаты труда в Университете должна строиться так, чтобы поощрять тех, кто лучше работает, а не тех, у кого больше регалий.

См. также:


4. О заседании российско-германского форума «Петербургский диалог»

Ректор сообщил, что XII заседание российско-германского форума «Петербургский диалог» пройдет в ноябре этого года в России. Профессор К.К.Худолей изъявил желание оставить должности директора дирекции форума «Петербургский диалог» и заместителя председателя российского координационного комитета форума «Диалог Россия — Республика Корея». Теперь эти обязанности будет исполнять профессор А.В.Гоголевский.


5. Планируемое повышение стимулирующих фондов оплаты труда коллективов факультетов

Ректор напомнил, что схема увеличения стимулирующих фондов коллективов факультетов в этом году изменилась. Вместо стабильной части появилась переменная, которая находится в постоянной зависимости от выполнения коллективом факультета показателей Программы развития СПбГУ (см. материалы ректорского совещания 27 апреля, п.5). Если разделить общий фонд стимулирующих выплат (41 млн рублей на оставшиеся 4 месяца этого года) и считать в среднем, то увеличение составит 25%. Но средних цифр не будет, стимулирующий фонд оплаты труда коллектива каждого факультета изменится в зависимости от выполнения показателей Программы развития СПбГУ в этом году. Зарплата каждого сотрудника в коллективе должна также зависеть от качества и от эффективности его работы. А это — уже задача в первую очередь деканов факультетов.

Декан геологического факультета С.В.Аплонов предложил учитывать выполнение коллективом факультета всех показателей Программы развития СПбГУ (а не только недовыполненных, как предлагалось ранее). Декан факультета ПМ-ПУ Л.А.Петросян предложил также оценивать участие коллективов факультетов в росте имиджа Университета. Ректор поддержал идею обсуждения критериев оценки деятельности коллективов факультетов. Но заметил, что важно формализовать эти критерии, чтобы была возможность сравнивать достижения разных коллективов. Например, СПбГУ вошел в топ-200 лучших университетов мира в области математики в Шанхайском рейтинге ARWU. Это ведь движение вперед? Как этот факт должен учитываться при определении фонда стимулирующих выплат? Анализируя рейтинги, необходимо четко понимать критерии, которые лежат в их основании, и как эти критерии меняются из года в год.