В августе будет отмечать свое тринадцатилетие Правовая клиника юридического факультета СПбГУ. Первоначально созданная при кафедре трудового права для того, чтобы дать студентам возможность пройти практику, за время своего существования клиника стала решать целый комплекс задач.

 
    В августе 1998 года была утверждена программа клиники, и уже в сентябре она приняла первых «пациентов». Тогда персонал клиники состоял из трех десятков студентов и нескольких преподавателей. Состав практикантов формировался на добровольной основе, консультации давались только по трудовому праву. Однако довольно быстро стали видны преимущества такой формы практической деятельности. Клиника динамично развивалась: уже на первом году своего существования она превратилась в многопрофильную и стала давать консультации по нескольким отраслям права. В 2006 году «клиническая» практика стала обязательной для бакалавров и магистров дневного отделения.
 
    Работа студента-практиканта в клинике немного отличается от того, к чему студента приучают классические формы университетского образования. Задача клиники – отучить студента жить иждивением знаний старшего профессионала и научить его вырабатывать свои собственные решения. Директор Правовой клиники Елена Николаевна Доброхотова отмечает: «В аудитории студент изучает просто типичные абстрактные схемы, а в клинике студентам предлагается целая структура деятельности. Клиника не альтернатива классическому университетскому образованию, а его следующий этап, когда от абстракции, от обезличенных схем студент-юрист приходит к пониманию, что есть и его аналитический вклад в решение проблемы, и его личная ответственность, и человеческий фактор».
 
    Клиника работает с февраля по май и с октября по декабрь. В начале каждого учебного семестра среди студентов третьего курса проводится набор на практику в клинике. Перед началом практической деятельности студенты должны прослушать девять курсов лекций. Несмотря на слово «лекции» в названии дисциплин, практическое обучение в клинике не односторонее, а состоит из так называемых практических презентаций - интерактивных методов обучения (деловые игры, дискуссии и т. п.).  После того как студент прослушал курс лекций (они же практические презентации), он допускается к непосредственной работе. Схема ее выглядит так. Сначала потенциальные клиенты звонят в клинику, излагая суть своей проблемы. Студенты-диспетчеры определяют отраслевую принадлежность проблемы и подбирают студента-консультанта. Клиенту назначают первую встречу – интервью – для опроса и сбора информации. Следующая встреча – непосредственно консультация. Консультаций может быть несколько, в зависимости от сложности проблемы. Студент, исходя из многих факторов, выбирает оптимальный вариант ее разрешения. Он делает это сам и только сам, однако студентов не оставляют «без присмотра» – в клинике почти тридцать преподавателей, осуществляющих контроль за решениями, которые дают практиканты. Схема контроля многоступенчатая и осуществляется на каждом этапе работы по делу конкретного клиента. Студент согласовывает у преподавателя и список вопросов, которые он будет задавать на интервью, и план консультации, которую он будет давать. «Это не значит, что студент приходит просто за автографом, - говорит Елена Доброхотова. – Практикант садится перед преподавателем и доказывает состоятельность плана своих действий. Он обосновывает его логичность, основываясь на знании теории, законодательства, судебной практики, каких-то своих предположениях и ощущениях».
 
    Первоначально клиника создавалась как юридическая консультация для малоимущих. Однако российское законодательство трактует понятие «малоимущий» однозначно – это человек, среднемесячный доход которого не превышает прожиточного минимума. В первом квартале 2011 года прожиточный минимум для Санкт-Петербурга составлял 6043 рубля. Нетрудно догадаться, что те, кто живут на шесть тысяч рублей в месяц, в консультации юриста, может быть, и нуждаются, но их проблемы с помощью одной только юридической консультации не решить. По словам Елены Доброхотовой, даже человек с двойным прожиточным минимумом не может позволить себе оплатить услуги адвоката, поскольку обычно к нему нужно прийти не один и даже не два раза. Поэтому от использования термина «малоимущий» было решено отказаться и называть клинику «бесплатной юридической консультацией по оказанию социально ориентированной помощи». В клинику может прийти человек, у которого не хватает средств на юриста. Планкой отсечения как раз и служит тот самый двойной прожиточный минимум. За всю историю клиники было только два случая, когда бесплатную юридическую помощь пытались получить достаточно состоятельные люди. Причем в одном из этих случаев дело было принято к производству, поскольку оно оказалось очень сложным и запутанным, а что может быть лучше для тренировки студентов? Методическая значимость дела перевесила собой тот факт, что доход клиента составлял куда больше, чем два прожиточных минимума. За тринадцатилетнюю работу клиники от клиентов поступило всего тринадцать жалоб, из них обоснованных – ни одной. Жалуются в основном две категории. Первая – люди, которые безосновательно считают, что юрист просто обязан им помочь – любая проверка показывает, что помощь юриста таким людям вообще не нужна. Вторая категория - клиенты, которые не предоставили консультанту всей информации по своему делу, из-за чего не смогли получить помощь в полном объеме и не решили свою проблему. «В подобных случаях мы того же самого студента просим дополнить работу по данному делу, если клиент не возражает. Обычно клиент не против – он допоставляет информацию, доносит документы, а студент доводит до конца это дело» - говорит Елена Доброхотова.
 
    Студенческая помощь – не значит некачественная помощь. От отдельных представителей юридического сообщества иной раз можно услышать: «Какую работу может провести студент, который даже не получил диплома?». Однако такие слова – всего лишь голословное утверждение, которое можно парировать так: «А чего стоят различные дипломы, выданные различным юристам на всей территории России?». Еще одним убедительным доказательством высокого качества работы клиники служит тот факт, что в списке ее постоянных клиентов уже более ста человек. Есть клиенты, которые за тринадцать лет работы обращались в клинику более десяти раз. Это и индикатор влияния клиники на правовую культуру граждан, и показатель качества ее работы – у учреждений, оказывающих некачественную помощь, постоянных клиентов не бывает. «Мы выполняем свою работу, преследуя двойную цель: дать лучшее образование нашим выпускникам и обеспечить социально ориентированную юридическую помощь, которая является востребованной» – говорит Елена Доброхотова.

Детально

Все материалы

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.