Материалы ректорского совещания
Заседание попечительского совета СПбГУ
Заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации, выпускник СПбГУ Дмитрий Медведев провел заседание попечительского совета Университета. В нем приняли участие председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, заместители председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин и Дмитрий Чернышенко, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев и другие члены попечительского совета СПбГУ.
Главными темами обсуждения стали подготовка к 300-летию Университета и проект строительства кампуса и инновационного центра Университета «Невская дельта».
«Научная школа Университета имеет давний и прочный авторитет в мире. Мы отдаем должное нашим великим ученым, чей труд и великий талант на протяжении веков способствовали процветанию нашей огромной страны, укреплению ее позиций в мире, развитию научных технологических направлений, в которых мы были и, надеюсь, останемся лидерами. Нужно сделать все, чтобы достойно отметить юбилей прославленного университета, дать ему новый импульс развития как современному многопрофильному центру образования, науки и культуры», — заявил Дмитрий Медведев.
Город уже подготовил свою часть программы юбилейных мероприятий. В день 300-летия СПбГУ — 8 февраля 2024 года — на Ростральных колоннах будут зажжены факелы. Дворцовый мост украсят флаги Университета, а общественный транспорт — его символика. На новых туристических картах появятся здания Университета, вблизи них будут размещены тематические и исторические материалы. В праздновании Дня города в мае 2024 года Университет примет участие в качестве отдельной площадки. Знаменитый праздник выпускников «Алые паруса» также будет посвящен юбилеям СПбГУ и Российской академии наук (В 2024 году Санкт‑Петербургский государственный университет отметит 300‑летие).
Мероприятия, приуроченные к Дню преподавателя высшей школы
В историческом здании Смольного монастыря, памятнике архитектуры XVIII века, в обновленном актовом зале факультета международных отношений состоялось торжественное собрание научно-педагогических работников, посвященное Дню преподавателя высшей школы и 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета.
Новый профессиональный праздник — совсем молодой, он был учрежден Министерством науки и высшего образования в ноябре 2021 года. Дата 19 ноября выбрана не случайно: в этот день в 1711 году родился Михаил Васильевич Ломоносов, один из первых студентов, а впоследствии руководитель Императорского Санкт-Петербургского университета и гимназии. Этот день является ярким напоминанием о том, насколько важно для воспитания, развития и становления человеческой личности участие в его жизни педагога, преподавателя, учителя. Особую важность праздник приобрел в 2023 году, который президент Российской Федерации Владимир Путин объявил Годом педагога и наставника.
На торжественном собрании научно-педагогических работников были вручены дипломы лауреатам премий Санкт-Петербургского государственного университета в 2023 году «За учебно-методическую работу» и «За педагогическое мастерство», ведомственные награды, благодарности комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, благодарственные письма ректора СПбГУ (У каждого педагога есть свой наставник).
К Дню преподавателя высшей школы в Университете открылась книжная выставка из фондов Научной библиотеки имени Горького СПбГУ, посвященная 180-летию Климента Тимирязева — знаменитого универсанта, крупного исследователя физиологии растений (Санкт-Петербургский университет отмечает День преподавателя высшей школы).
Молодежный форум «Культурный код — 2023»
Молодежный форум «Культурный код — 2023» проводится Санкт-Петербургским государственным университетом во второй раз. В этом году форум затрагивает три направления: познание истории через культуру, искусственный интеллект и традиционную культуру в построении цивилизованного общества. В программе форума более 20 мероприятий: дискуссии, круглые столы, мастер-классы, публичные лекции, выставки, экскурсии и концерт. Участниками мероприятий стали представители ведущих творческих, образовательных и музейных организаций России. Среди них — Государственный Эрмитаж, Александринский театр, Академия Штиглица, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина и др.
Молодые деятели искусства представили свои работы, созданные с помощью компьютерной графики, фотографии памятников деревянного зодчества всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Музея-заповедника «Кижи», результаты реставрации старопечатных изданий и научной экспедиции на Русский Север. В рамках мероприятий форума, организованного Университетом, ведущие деятели культуры, искусства и науки обсудили вопросы взаимовлияния искусства, образования и культурных индустрий в контексте современных вызовов.
В рамках форума в СПбГУ состоялась дискуссия «Творчество и менеджмент: совместный путь к успеху», в рамках которой представители образования, культуры и государства обсудили, как управлять творческими процессами и почему это важно для развития культуры. В обсуждении приняли участие председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин, директор Александринского театра Сергей Емельянов, проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Ярмош и художественный руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Ханс Иоахим Фрай. Модератором дискуссии выступил генеральный директор международного культурного центра «Чайковский — Штраус» Арсений Майоров. Особое внимание участники дискуссии уделили современным проектам в области культуры, влиянию искусства на восприятие общественных изменений и роли образования в развитии креативной экономики.
Санкт-Петербургский университет уделяет большое внимание подготовке менеджеров в сфере исполнительских искусств, которым предстоит развивать современный театр, кинематограф, хореографию и другие искусства в России. В 2022 году Александринский театр и Санкт Петербургский университет в партнерстве с Российским институтом театрального искусства ГИТИС и Российским институтом сценических искусств запустили образовательный проект «Национальная театральная школа» для менеджеров культуры и искусства. В течение года образовательные резиденции прошли в Дагестане, Татарстане, Бурятии, Башкортостане, Марий Эл, Коми, Карелии и других регионах. Эксперты в области менеджмента и продюсирования театральных проектов провели интенсивы более чем в 20 регионах России и нескольких странах мира, например, в Боснии и Герцеговине, Армении, Туркменистане.
Сегодня более 500 выпускников проекта успешно применяют полученные знания на практике, а совсем скоро стартует новый этап сотрудничества Александринского театра и Университета. В 2024 году в СПбГУ будет запущена магистерская образовательная программа «Экономика и управление в сфере искусств», созданная специалистами Санкт-Петербургского государственного университета и Александринского театра (Молодежный форум СПбГУ «Культурный код — 2023»: нужен ли творчеству менеджмент?).
В рамках молодежного форума СПбГУ «Культурный код — 2023» состоялась презентация подготовленного к 300 летию Университета иллюстрированного альбома «Драгоценная коллекция Санкт-Петербургского университета. Минералы».
СПбГУ продолжает выпуск книг, которые знакомят читателей с богатствами, накопленными за его трехвековую историю. Ранее Издательством СПбГУ была подготовлена серия «Alma-mater выдающихся людей» в которую вошли альбомы «Знаменитые деятели искусства в Санкт-Петербургском университете» и «Студенты петровского университета». В подборке «Коллекция знаний» вышло четыре книги, посвященные книжному собранию, музеям, Ботаническому саду и архитектурному облику Университета.
Новая серия открывается книгой, посвященной минералам, поскольку одной из первых музейных и учебно-научных коллекций в Университете была именно минералогическая. Минеральное собрание СПбГУ берет свое начало в XVIII веке: 13 октября 1785 года в Университет поступила коллекция из 371 штуфа. За почти два с половиной века собрание значительно выросло и стало одним из лучших в России по своему качеству и составу. Сегодня в Минералогическом музее представлено более 30 тысяч единиц хранения, а география находок охватывает пять континентов. В Университете можно увидеть образцы из Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Индии, Казахстана, Киргизии, Норвегии, Польши, Румынии, Словакии, США, Узбекистана, Украины, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и, конечно, России (На форуме «Культурный код» СПбГУ представил книгу об одной из старейших минералогических коллекций России).
В СПбГУ в рамках молодежного форума «Культурный код — 2023» состоялась дискуссия на тему «Является ли генеративная культура культурой?». Эксперты СПбГУ обсудили концепцию использования искусственного интеллекта и компьютерных систем для создания новых идей, арт-объектов, продуктов и услуг (Эксперт СПбГУ: «Нейросети не замена художнику, а его новый инструмент»).
Становится ли виртуальная реальность частью жизни современного человека? Как сделать моду доступной для всех? Какие технологии появились сегодня в работе дизайнеров одежды? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на молодежном форуме СПбГУ «Культурный код — 2023» (VR‑галереи современной графики и онлайн‑мода: в СПбГУ обсудили, как меняется искусство в цифровой среде).
В рамках II Молодежного форума «Культурный код — 2023», объединившего студентов, преподавателей вузов и ценителей искусства и науки, в Санкт Петербургском университете прошли мероприятия просветительского формата, направленные на знакомство участников с историческим и культурным наследием города и первого вуза России (Традиция и современный взгляд в искусстве: в СПбГУ прошел форум «Культурный код — 2023»).
Установка памятника С. С. Уварову
В СПбГУ перед зданием Двенадцати коллегий состоялась торжественная церемония открытия памятника министру народного просвещения Российской империи Сергею Семеновичу Уварову.
Граф Сергей Семенович Уваров был президентом Императорской академии наук (1818–1855) и министром народного просвещения Российской империи (1833–1849). Он стал инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Императорский Санкт Петербургский университет. Это был один из этапов трехвекового развития Санкт Петербургского университета, учрежденного указом Петра I от 28 января (8 февраля) 1724 года одновременно с Академией наук.
В открытии памятника приняли участие помощник президента Российской Федерации, председатель Российского военно исторического общества Владимир Мединский, министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, губернатор Санкт Петербурга, член попечительского совета СПбГУ Александр Беглов и ректор СПбГУ, член корреспондент РАН Николай Кропачев.
Инициатором установки памятника Сергею Уварову выступило Российское военно-историческое общество (РВИО), которое осуществило организацию работ по проведению конкурса на лучший эскизный проект памятника, а также профинансировало его изготовление и установку. Событие приурочено к празднованию 300 летия Санкт Петербургского государственного университета (К 300‑летию СПбГУ перед зданием Двенадцати коллегий установлен памятник графу Сергею Уварову).
Решение об установке памятника министру народного просвещения Российской империи Сергею Уварову было единогласно принято на заседании Ученого совета СПбГУ в июле 2023 года.
Позиция СПбГУ в рейтинге российских вузов по качеству подготовки специалистов в области искусственного интеллекта
Проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев рассказал, что СПбГУ вошел в число лучших высших учебных заведений России, которые готовят профессионалов для работы в сфере искусственного интеллекта. В ранжированный список, подготовленный Альянсом в сфере искусственного интеллекта совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, вошли 180 университетов из 64 регионов страны.
Рейтинг российских вузов по качеству подготовки специалистов был представлен на международной конференции AI Journey 2023. Он реализован при поддержке Правительства РФ на основе методологии, согласованной Министерством науки и высшего образования РФ. В его основе — математическая модель, построенная на фактических данных и утвержденная широким кругом профильных экспертов компаний — участниц альянса и академического сообщества. Для построения модели использовались как открытые, так и специально собранные данные о качестве образования в вузах.
Для объективной оценки качества подготовки специалистов по ИИ эксперты отобрали 13 критериев, в числе которых — уровень зарплат выпускников, их востребованность у работодателей, статистика трудоустройства в компании альянса, наличие публикаций на конференциях и в научных журналах, количество призеров студенческих олимпиад и средний балл ЕГЭ, наличие программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию альянса.
Санкт-Петербургский университет активно развивает исследования в сфере цифровых технологий и занимается подготовкой специалистов для решения ее наиболее актуальных вопросов. Для реализации этих целей в СПбГУ был создан Центр искусственного интеллекта и науки о данных, нацеленный на разработку и внедрение масштабных самоорганизующихся адаптивных и распределенных цифровых платформ искусственного интеллекта вещей (AIoT) и индустриальных приложений этой технологии — цифровой промышленности.
Кроме того, в СПбГУ сегодня работает научно-образовательный центр «Математическая робототехника и искусственный интеллект», объединяющий ученых СПбГУ, которые занимаются исследованиями в сфере интеллектуального управления, математической робототехники, а также образовательной робототехники. Одним из проектов центра стало создание нового метода поиска потерявшихся в лесу людей при помощи беспилотников.
Клиника высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова признана лучшей клиникой Санкт-Петербурга
Уровень медицины в Санкт-Петербурге считается одним из лучших в стране. В городе работает несколько сотен медучреждений — от крупных федеральных центров до маленьких частных кабинетов. Лечение в Санкт-Петербурге проходят не только местные жители, но и пациенты из других регионов России.
Клиника высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ выиграла Гран-при в рейтинге государственных медицинских учреждений Санкт-Петербурга, ей присвоено звание «Лучшая клиника Санкт-Петербурга». При этом университетский центр Пирогова на Кадетской линии, д.13 (база той же клиники) занял второе место в этом рейтинге. Это был выбор пациентов. Именно по их оценкам и отзывам сайт «ПроДокторов» определил лучших. Поделились впечатлениями о работе врачей Университета и медицинского центра тысячи пациентов со всей России (Врачи университетской клиники и преподаватели СПбГУ стали лучшими в рейтинге «Продокторов»).
Ученые СПбГУ приняли участие в работе шестого профессорского форума
14–16 ноября СПбГУ принял участие в работе шестого профессорского форума «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики». Форум проводится Российским профессорским собранием с целью поддержки Десятилетия науки и технологий, обсуждения актуальных проблем и научных достижений, определения приоритетных задач развития науки и образования, а также роли научной и образовательной элиты России в их выполнении.
Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, СПбГУ выступил организатором четырех секций форума: «Теология в образовании: единство цели, специфика задач, точность акцентов», «Физические науки», «Юридические науки», «Философские науки». Секции прошли 16 ноября: одна в Москве в Общественной палате РФ («Теология в образовании»), три другие — на двух площадках в Санкт-Петербурге (в центре «Менделеев» по адресу: Невский пр., д. 1 и в здании по адресу: 22-я линия В. О., д. 7). В дискуссии приняли участие ректоры, проректоры, деканы, профессора ведущих вузов Санкт-Петербурга и других городов.
В работе секции «Теология в образовании» приняли участие 108 человек (62 очно и 46 заочно) из Санкт-Петербургского государственного университета, НИУ «Высшая школа экономики», Президентской академии РАНХиГС, Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Николо-Угрешской и Екатеринодарской духовных семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Балтийского федерального университета имени И. Канта, Российского исламского университета, Болгарской исламской академии и других вузов.
Участники обсуждали, как выполнить правительственное поручение, в котором речь идет о разработке концепции развития теологии в России: теология должна стать ценностно-мировоззренческим стержнем всей системы образования; она должна объединить, связать единым смыслом как традиционные гуманитарные дисциплины (история, философия и др.), так и вводимые сейчас новые курсы по основам государственности, истории религий, духовно-нравственной культуре.
В работе секции «Физические науки» приняли участие 30 человек. Среди участников дискуссии — представители Челябинского государственного университета, Санкт-Петербургского национального исследовательского академического университета имени Ж. И. Алфёрова Российской Академии наук (Алферовский университет), Донецкого национального технического университета, Национального исследовательского Томского государственного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, школы наук Института естественных наук и математики Уральского федерального университета, Координационного совета Минобрнауки России по области образования «Математические и естественные науки», ФУМО «Физика и астрономия», Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова.
Участники секции представили доклады на актуальные темы, связанные с вопросами обучения физике в вузах, готовящих научные и инженерные кадры для экономики России. Были обсуждены проблемы преподавания физики в школе и популяризации инженерного и фундаментального образования, намечены пути решения этих проблем. Рассмотрен опыт применения различных подходов к обучению физике на примере различных образовательных организаций высшего образования.
В работа секции «Юридические науки» принял участие 61 человек (25 очно и 36 заочно), с докладами выступили представители МГУ имени М. В. Ломоносова, Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Амосова», Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан. Во время работы секции были подняты такие важные темы, как: общие вопросы развития юридического образования в РФ, перспективы развития юридической науки, профессиональные компетенции юриста.
В работе секции «Философские науки» приняли участие 40 человек — сотрудники СПбГУ, МГУ имени М. В. Ломоносова, ВШЭ, РГПУ имени А. И. Герцена, Высшей школы философии, истории и социальных наук БФУ имени И. Канта, РХГА. Участники секции в форме докладов и последующей дискуссии обсудили новые направления и образовательные программы, вопросы объединения ценностей и технологий, тему тандема образования и науки, как ключевых ресурсов обеспечения национальной безопасности
Преподавателям СПбГУ присуждены премии «Профессор года» и «Декан года»
Ежегодные премии «Профессор года» и «Декан года», присуждаемые общероссийской общественной организацией «Российское профессорское собрание», относятся к числу наиболее престижных премий, которые учреждены профессиональным сообществом преподавателей и научных работников высшей школы. Лауреатами премий становятся профессора и деканы российских вузов, чья деятельность отмечена выдающимися результатами в области образования и науки. На всем протяжении истории этих премий, начиная с 2018 года и по сей день, в числе лауреатов неизменно присутствовали преподаватели СПбГУ.
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Степанович Пую стал лауреатом премии Российского профессорского собрания «Декан года — 2023» за выдающиеся результаты в сфере управления университетским структурным подразделением. Его вклад в развитие научной отрасли был оценен в номинации «Медиакоммуникация и журналистика».
Также премией «Профессор года — 2023» Российское профессорское собрание отметило профессоров СПбГУ:
- в номинации «Политические науки» — профессора Ольгу Валентиновну Попову (кафедра политических институтов и прикладных политических исследований),
- в номинации «Философские науки» — профессора Игоря Дмитриевича Осипова (кафедра истории философии),
- в номинации «Химические науки» — академика РАН, профессора Вадима Юрьевича Кукушкина (кафедра физической органической химии),
- в номинации «Экономические науки» — профессора Виктора Владимировича Иванова (кафедра теории кредита и финансового менеджмента).
Результаты конкурсов на соискание премий Российского профессорского собрания «Профессор года» и «Декан года» стали очередным свидетельством признания выдающихся заслуг научно-педагогических работников СПбГУ в деле развития вузовского образования и науки (Универсанты стали лауреатами общенациональной премии Российского профессорского собрания).
Участники совещания поздравили коллег с заслуженными наградами.
Победы преподавателей СПбГУ в конкурсе «Золотые имена высшей школы»
Подведены итоги очередного конкурса «Золотые имена высшей школы», организатором которого выступает межрегиональная общественная организация «Лига преподавателей высшей школы», созданная в 2015 году на площадке Общественной палаты Российской Федерации. Конкурс проводится при поддержке Минобрнауки России и ориентирован на участие профессорско-преподавательского состава российских вузов. Заявку на участие в конкурсе подают сами преподаватели.
При выборе победителей учитываются достижения в учебной, научной, учебно-методической, воспитательной, общественной деятельности, социальной работе; существенный вклад в повышение качества высшего образования, научного потенциала российских организаций высшего образования, в просвещение, подготовку и повышение квалификации кадров для развития технологий и науки, стабильного и устойчивого развития страны с учетом национальных интересов. Одна из главных задач конкурса — сбор, анализ, обобщение и распространение лучших практик учебной, учебно-методической, научной, воспитательной работы, опыта реализации социальных и коммуникационных проектов в сфере высшего образования. Имена лауреатов конкурса заносятся в Книгу почета преподавателей вузов Российской Федерации «Золотые имена высшей школы».
В 2023 году в конкурсе «Золотые имена высшей школы» приняли участие 1750 преподавателей, представлявших вузы из 79 регионов России. Конкурс проводился в десяти номинациях, в шести из которых лауреатами стали 11 преподавателей СПбГУ:
- в номинации «За вклад в науку и высшее образование» — профессор кафедры теоретической и прикладной механики Алексей Александрович Тихонов;
- в подноминации «За наставничество» — профессор кафедры органической химии Людмила Алексеевна Карцова, заведующий кафедрой прикладной кибернетики Николай Владимирович Кузнецов, профессор кафедры источниковедения истории России Борис Николаевич Миронов;
- в подноминации «За проектную инициативу» — доцент кафедры факультетской терапии Иван Юрьевич Пчелин;
- в номинации «Молодые научные и педагогические таланты» — заведующий кафедрой математической теории экономических решений Александр Юрьевич Крылатов;
- в номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы» — профессор кафедры мировой экономики Сергей Феликсович Сутырин;
- в номинации «За развитие международного сотрудничества в сфере высшего образования» — профессор кафедры прикладной экологии Евгений Васильевич Абакумов, профессор кафедры аналитической химии Анастасия Владимировна Пенькова;
- в номинации «За развитие практико-ориентированного высшего образования» — доцент кафедры экономики предприятия, предпринимательства и инноваций Мария Казимировна Ценжарик;
- в номинации «За развитие студенческого научного, конкурсного и олимпиадного движения» — доцент кафедры теоретической и прикладной механики Наталья Владимировна Наумова.
По числу победителей СПбГУ занял первое место, уверенно опередив Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (шесть победителей), МВТУ имени Н. Э. Баумана (шесть победителей) и Уральский федеральный университет (пять победителей). Результаты конкурса подтверждают, что высокий уровень профессиональных качеств, присущий профессорско-преподавательскому составу СПбГУ, неизменно позволяет преподавателям Университета занимать лидирующие позиции среди коллег, представляющих образовательные учреждения российской высшей школы. Участники совещания поздравили коллег с заслуженными наградами.
Парламентские слушания «Государственная политика в сфере сохранения, защиты и развития русского языка: состояние, проблемы и пути решения»
14 ноября в Москве под председательством председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко прошли парламентские слушания на тему «Государственная политика в сфере сохранения, защиты и развития русского языка: состояние, проблемы и пути решения». В слушаниях приняли участие заместитель председателя Государственной думы Пётр Олегович Толстой, министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов, член Общественной палаты РФ Наталия Алексеевна Нарочницкая, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Михайлович Кропачев, ректоры ведущих вузов России и стран СНГ, учителя, эксперты.
Открывая слушания, В. И. Матвиенко подчеркнула всемирное значение русского языка, отметив то, что на русском языке написаны великие литературные произведения, сделаны выдающиеся научные открытия, и первое слово, прозвучавшее в космосе, также было русским. Она отдельно коснулась необходимости тщательного анализа исполнения всех поручений президента России по теме поддержки русского языка и наведения порядка в области управления языковой политикой. Также она напомнила, что в странах СНГ 2023 год объявлен Годом русского языка как языка межнационального общения, и в рамках этой инициативы в странах-участницах СНГ реализуется обширная программа мероприятий, направленных на поддержку русского языка и повышение его статуса.
На парламентских слушаниях выступил ректор СПбГУ, член-корреспондент РАН Н. М. Кропачев. Он отметил, что Федеральный закон «О государственном языке РФ» принят уже более 18 лет назад, в 2005 году, в него уже несколько раз вносились изменения, но ни для кого не секрет, что закон по-прежнему еще не начал работать. Цели, которые преследовались при принятии закона, по всем направлениям так и не достигнуты. Одной из целей было защитить русский язык от огромной волны иностранных слов в публичном пространстве и от нецензурной брани, еще одна цель — внести ясность относительно того, что представляют собой те нормы языка, которые граждане обязаны соблюдать, используя язык как государственный.
Для решения этих проблем Н. М. Кропачев предложил действенные меры. Первая: должен быть создан словарь иностранных слов, использование которых не будет нарушением требований закона. Только тогда и гражданам, и правоприменителю будет ясно, какие иностранные слова можно использовать, а какие нет. Сейчас специалистами СПбГУ вместе с коллегами из МГУ и Института лингвистических исследований РАН при поддержке совета при президенте по русскому языку и при поддержке Министерства просвещения завершается работа над составлением такого словаря.
Вторая мера. В отношении того, что считать нецензурной бранью, была такая же неопределенность, как и с иностранными словами. Специалисты СПбГУ вместе с коллегами из МГУ и академических институтов РАН подготовили проект нормативного акта, чтобы направить его в совет по русскому языку при президенте и в правительственную комиссию по русскому языку. Только с утверждением такого списка на официальном уровне будет четко определено, какие корни не могут использоваться для образования слов и какие слова не могут употребляться как нецензурные в текстах, употребляемых в сферах обязательного использования государственного языка Российской Федерации.
Третья мера. Главная цель принятия закона о государственном языке — создать условия для общего взаимопонимания в нашей стране, условия понятности языка хотя бы в тех сферах, в которых использование государственного языка обязательно. Основной способ добиться улучшения взаимопонимания — это подготовить и нормативно закрепить качественный толковый словарь современного русского литературного языка, который будет «золотым стандартом» языковых норм для целей государственного языка. Единообразное понимание тех слов, которые используются в разных нормативных актах, в других официальных документах, в делопроизводстве, — это обязательное условие для того, чтобы документы государственного языка стали понятнее и, что не менее важно с правовой точки зрения, определеннее (Доклад).
О проблемах телефонного мошенничества
В июне в СПбГУ состоялся круглый стол, посвященный защите жителей Санкт Петербурга и Ленинградской области от телефонного мошенничества. В обсуждении приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Общественного совета при ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, член-корреспондент РАН Николай Кропачев, председатель Арбитражного суда Северо-Западного федерального округа Сергей Маркин, председатель Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александра Володкина, прокурор Санкт-Петербурга Виктор Мельник, прокурор Ленинградской области Сергей Жуковский, и. о. руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Олег Бобков, заместитель начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области — начальник Главного следственного управления Евгений Негрозов, заместитель председателя Санкт-Петербургского городского суда Наталья Кузнецова, заместитель председателя 13 Арбитражного апелляционного суда Геннадий Лебедев, декан факультета психологии СПбГУ профессор Алла Шаболтас, доцент юридического факультета СПбГУ Марина Горлачёва, представители правоохранительных органов и судов города и Ленинградской области, а также эксперты Санкт-Петербургского университета. Был выдвинут ряд предложений для борьбы с мошенниками (Материалы ректорского совещания от 10 июля 2023 года).
Екатерина Александровна Дмитрикова, доцент кафедры административного и финансового права, руководитель Междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности СПбГУ, напомнив о состоявшемся в июне этого года круглом столе, сообщила, что работа юристов и психологов СПбГУ в этом направлении продолжается. В итоге внесены изменения в законодательство, упрощающие возврат денег пострадавшим. Она привела в пример конкретный случай, когда суд решил дело в пользу потерпевшего. Университет, который выступил инициатором в организации решения сложного вопроса на уровне региона, готов продолжать эту деятельность, повышать квалификацию судей.
Об организации образовательного процесса
За прошедшую неделю первому проректору по учебной работе поступило 25 обращений. Большинство обращений касается перевода в СПбГУ и получения различных документов. Проведен анализ информации об организации образовательного процесса, представленной руководителями учебно-научных подразделений. Занятия проходят в соответствии с расписанием. Поступающие вопросы решаются в рабочем порядке. По состоянию на 25 ноября сведения не направила директор медицинского колледжа Анна Михайловна Гермер.
За прошедшую неделю встречи, посвященные организации образовательного процесса, со студенческим активом: старостами групп, представителями студенческих советов (советов обучающихся), студенческих научных обществ и др. состоялись в институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Институте философии, на биологическом факультете, математико-механическом факультете, факультете международных отношений, факультете прикладной математики — процессов управления, факультете психологии, факультете социологии, физическом факультете, филологическом факультете, экономическом факультете, в колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии.
Результаты опроса обучающихся об удовлетворенности условиями обучения по образовательным программам
Центр мониторинга качества образования СПбГУ провел очередной ежегодный опрос обучающихся об удовлетворенности условиями обучения по образовательным программам в 2022/23 учебном году. Сбор данных проводился методом оффлайн-анкетирования в апреле-июне.
Как рассказала и. о. проректора по учебно-методической работе Мария Александровна Соловьева, большинство респондентов (обучающиеся бакалавриата и магистратуры) на момент участия в исследовании обучалось очно (треть — студенты выпускных курсов), на бюджетной основе, они имели хорошую и отличную успеваемость. Итоги опроса.
Результаты исследования демонстрируют в целом высокую удовлетворенность обучающихся реализацией образовательного процесса в 2022/23 учебном году. Большинство обучающихся удовлетворено аспектами и компонентами образовательного процесса: работой с научным руководителем при подготовке курсовой, ВКР или диссертации, семинарскими, практическими и лекционными занятиями по учебным дисциплинам, а также проведением промежуточной аттестации (сессией). В части оценки условий обучения большинство обучающихся удовлетворено общением с однокурсниками и преподавателями, бытовыми условиями обучения в СПбГУ (включая чистоту зданий, доступность туалетных комнат), обустройством аудиторий.
Активность обучающихся в участии в различных образовательных мероприятиях в 2022/23 учебном году может быть оценена как высокая. Многие респонденты посещали открытые лекции, форумы и дни карьеры, а также принимали участие в научно-исследовательской деятельности: участвовали в исследованиях, поддержанных грантами, занимались подготовкой научных статей и представляли результаты работы на конференциях.
Большинство обучающихся завершило 2022/23 учебный год с позитивным настроением. Они высоко оценили качество выполнения учебных заданий, свой интерес к профессии и посещаемость учебных занятий. Каждый второй обучающийся выразил благодарность в адрес Университета за успехи в реализации образовательных программ в 2022/23 учебном году.
Обучающиеся демонстрируют высокий уровень лояльности к СПбГУ. Об этом свидетельствует согласие с утверждениями о высокой заинтересованности в обучении, гордости от обучения в СПбГУ и нежелании менять место обучения.
Обучающиеся высоко оценили прохождение практики в 2022/23 учебном году. Наиболее высокие оценки получили педагогическая / преподавательская практика, научно-исследовательская работа / практика НИР / НИП и преддипломная практика.
Студенты и аспиранты остались удовлетворены использованием информационных сервисов. В частности, высокие оценки были даны сервису электронной почты, сервису электронного расписания СПбГУ и Единому платежному сервису.
Обучающиеся выпускных курсов высоко оценивают собственную готовность к работе по профилю образовательной программы: большинство обучающихся выпускных курсов высоко оценило собственный уровень владения теоретическими знаниями и практическими навыками по итогам обучения в СПбГУ. Большинство посчитало, что навыков, полученных в процессе обучения, достаточно для работы по профилю образовательных программ, по которым они проходили обучение, и высоко оценило соответствие своей подготовки требованиям рынка труда.
В Университете мониторинг качества реализации образовательных программ ведется постоянно и представляет собой систему исследований. Эта информация необходима руководителям структурных подразделений Университета для принятия управленческих решений.
СПбГУ — лидер по количеству заявок на участие в олимпиаде «Я — профессионал»
СПбГУ стал абсолютным лидером среди всех вузов России по числу обучающихся, зарегистрировавшихся на направления «География» и «Языкознание и литературоведение» олимпиады «Я — профессионал», и занял первое место среди вузов Санкт-Петербурга по количеству полученных заявок по двум другим направлениям: «Юриспруденция» и «История и культура России».
Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, СПбГУ третий год становится организатором сразу четырех направлений всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал». Два из них — «География» и «Юриспруденция» — проводятся несколько лет подряд. В нынешнем, седьмом сезоне олимпиады Университет также стал организатором двух новых направлений: «История и культура России» и «Языкознание и литературоведение».
Более 72,6 тысяч заявок подано для участия в конкурсе по направлениям олимпиады, проводимым Университетом. Это позволило СПбГУ занять второе место среди вузов России. Два новых направления олимпиады, организатором которых выступает Санкт-Петербургский университет, стали самыми популярными среди направлений, вошедших в олимпиаду впервые: на каждое из них было подано около 20 тысяч заявок.
Отборочный этап всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» стартовал 17 ноября и будет проводиться в онлайн-режиме до 3 декабря. В конце года будут объявлены результаты этого этапа, а студенты, набравшие необходимое количество баллов, станут участниками заключительного этапа соревнования. В программу финала войдут задания на проверку профессиональных компетенций участников.
В мае 2024 года организаторы подведут итоги и определят победителей и призеров олимпиады. Напомним, что принять участие в образовательном проекте могут обучающиеся программ бакалавриата, магистратуры, специалитета, а также получающие базовое и специализированное высшее образование. По итогам шестого сезона олимпиады «Я — профессионал» СПбГУ занял второе место по количеству дипломантов (253 из более чем 25 тысяч студентов). «Я — профессионал» — один из флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (СПбГУ — лидер по количеству заявок на участие в олимпиаде «Я — профессионал»).
О международной деятельности
Недавно были проведены следующие мероприятия.
СПбГУ награжден орденом Дружбы Социалистической Республики Вьетнам
В СПбГУ прошла торжественная церемония награждения Университета орденом Дружбы Социалистической Республики Вьетнам, в ходе которой состоялась презентация первого комментированного перевода одного из важнейших источников по военной стратегии, выполненного первым президентом Вьетнама.
Орден Дружбы является высочайшей наградой Вьетнама, присуждаемой иностранным гражданам и организациям. Он был присужден за работу Института Хо Ши Мина, открывшегося в СПбГУ 19 мая 2010 года, единственного в своем роде научно-исследовательского центра, действующего за пределами Вьетнама. За эти годы он стал передовым научным и исследовательским центром по изучению истории и культуры Вьетнама, а также идеологии его выдающегося политического лидера и культурного деятеля Хо Ши Мина.
От имени правительства и народа Вьетнама Чрезвычайный и Полномочный Посол Социалистической Республики Вьетнам Данг Минь Кхой поблагодарил СПбГУ за большой вклад в распространение вьетнамского языка в России, укрепление и развитие дружественных отношений и стратегического партнерства между Вьетнамом и Россией (Санкт‑Петербургскому университету присужден орден Дружбы Вьетнама).
Участие СПбГУ в Международном форуме стран БРИКС
В Санкт-Петербурге прошел V Международный муниципальный форум стран БРИКС, участниками которого стали более 7000 экспертов, представителей бизнеса и политики из 56 стран мира. В рамках круглых столов и панельных дискуссий ученые СПбГУ поделились своим опытом в области повышения финансовой грамотности обучающихся, рассказали о цифровой трансформации Университета и выступили с другими докладами (Эксперты СПбГУ на форуме БРИКС: «Задача университетского образования заключается в формировании личности»).
Ученые Санкт-Петербургского университета принимают участие в круглых столах и заседаниях V Международного муниципального форума стран БРИКС, представляя экспертное мнение по широкому спектру тем: от взаимодействия стран в Арктике до тенденций в корпоративной благотворительности (Форум БРИКС: эксперты СПбГУ — о развитии городов, оптимизации бизнеса и международном сотрудничестве).
Конференция международной дискуссионной площадки «Балтийская платформа»
Конференция международной дискуссионной площадки «Балтийская платформа» под названием «Большая Балтия: историко-культурное наследие, этнокультурная и образовательная специфика» прошла в стенах Санкт-Петербургского государственного университета в рамках XI Балтийского форума соотечественников.
Основной темой мероприятия стали культурные аспекты сотрудничества стран в регионе Балтийского моря, сохранение нематериального культурного наследия малых народов, этнокультурные вопросы, лучшие российские практики и механизмы поддержки развития национальной культуры эстонцев, латышей, литовцев и других народов Балто-Скандинавского региона, проекты непрерывного образования на русском языке для русскоговорящих граждан зарубежных стран (Историко-культурное наследие Балто-Скандинавского региона обсудили в Санкт-Петербурге на «Балтийской платформе»).
Открыто представительство СПбГУ в Королевстве Таиланд
Новое представительство СПбГУ появилось на базе Университета Валайлак (Королевство Таиланд). В торжественной церемонии, которая прошла в смешанном формате, приняли участие ректор СПбГУ, член-корреспондент РАН Николай Кропачев, президент Университета Валайлак профессор Сомбат Тамронгтханьявонг.
В рамках международного сотрудничества СПбГУ много лет реализует программу представительств СПбГУ. Сегодня у Университета есть представительства в Корее, Китайской Народной Республике, Испании, Греции, Италии, Иране, Молдове и Республике Беларусь. Кроме того, недавно СПбГУ первым среди российских вузов открыл собственное представительство в свободной экономической зоне «Навои» (Республика Узбекистан).
В новом представительстве СПбГУ в Королевстве Таиланд планируется проведение совместных научно-исследовательских и образовательных проектов, конференций, семинаров, публичных лекций известных российских ученых и общественных деятелей, а также мероприятий, направленных на продвижение русского языка, истории и культуры (В Таиланде появилось представительство СПбГУ).
Визит в СПбГУ Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан
Ректор СПбГУ Николай Кропачев встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Российской Федерации Дауреном Абаевым. Также в ходе визита, направленного на укрепление культурных и образовательных связей между двумя странами, дипломат прочел студентам открытую лекцию, посвященную взаимоотношениям России и Казахстана.
Представители обеих сторон выразили заинтересованность в развитии академического обмена и культурного сотрудничества, а также отметили необходимость организации в Санкт Петербургском университете изучения казахского языка. Посол республики заявил о готовности поддержать инициативу ректора СПбГУ и добавил, что подобное решение станет одним из важных шагов на пути к укреплению дружественных и партнерских отношений между студенческим и научным сообществом России и Казахстана («Русский язык — это наша сила»: СПбГУ расширяет сотрудничество с Казахстаном).
Мероприятия форума «Диалог Россия — Республика Корея»
10 ноября в онлайн-формате проведена стратегическая конференция рабочих групп «Политика и международные отношения» и «Экономика, торговля и ресурсы» форума «Диалог Россия — Республика Корея», посвященная взаимоотношениям двух стран в текущих условиях. Мероприятие состояло из трех сессий, где были затронуты вопросы торгового взаимодействия, региональной безопасности, сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе и другие. С приветственным словом к участникам обратились посол Российской Федерации в Республике Корея А. Б. Кулик, председатель корейского координационного комитета форума «Диалог Россия — Республика Корея» Ли Кюхён, а также первый проректор СПбГУ Елена Григорьевна Чернова.
23 ноября в онлайн-формате проведен VIII семинар специалистов по молодежной политике, в рамках которого обсуждены вопросы, связанные с построением молодыми людьми карьеры, государственными мерами поддержки молодежи. Модераторами мероприятия выступили руководитель рабочей группы «Молодежный диалог» с российской стороны форума «Диалог Россия — Республика Корея», президент Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Владимир Михайлович Филиппов и директор Корейского агентства по молодежной деятельности Ли Чинвон (Меры поддержки выпускников школ и вузов обсудили на семинаре по молодежной политике ДРРК).
24 ноября также в онлайн-формате состоялся X Форум ректоров ведущих университетов России и Республики Корея. Первая сессия форума была посвящена вопросам взаимодействия образовательных организаций и бизнеса в целях подготовки профессиональных кадров. На второй сессии участники поделились опытом объединения университетов. Участие в мероприятии приняли представители 22 вузов Российской Федерации и Республики Корея.
Работа Центра открытого образования и изучения русского языка СПбГУ в Республике Танзания
Продолжается работа Центра открытого образования и обучения русскому языку, открытого в 2023 году Санкт-Петербургским государственным университетом в городе Дар-эс-Салам (Республика Танзания) на средства гранта Министерства просвещения Российской Федерации. В центре работают разговорные клубы для абитуриентов. Специалисты из СПбГУ регулярно проводят мастер-классы и курсы повышения квалификации для танзанийских преподавателей, интенсивные курсы русского языка для танзанийской молодежи. В настоящий момент запущена еще одна группа обучения иностранцев русскому языку с нуля (СПбГУ успешно популяризирует русский язык в Танзании).
Мероприятия в представительствах СПбГУ
14 ноября в представительстве СПбГУ в Республике Корея состоялся день открытых дверей СПбГУ. В ходе презентации корейским слушателям была представлена информация об Университете, сведения о порядке поступления в СПбГУ, анонсирована возможность участия абитуриентов в различных мероприятиях.
В представительстве СПбГУ в Испании 14 ноября состоялась онлайн-лекция старшего доцента кафедры педагогики СПбГУ Леонида Сергеевича Илюшина, посвященная развитию исследовательского поведения в школьном возрасте; 23 ноября — онлайн-лекция старшего преподавателя кафедры дизайна СПбГУ Евгении Павловны Петрашень, посвященная готическим фантазиям Николая Бенуа.
Третий цикл лекций по истории России в Греческой Республике
Санкт-Петербургский университет совместно с крупнейшим в Северной Греции центром русского языка и культуры Russian Word запустил бесплатный курс лекций по истории России для жителей Греции. Курс был разработан в рамках перекрестного года истории «Россия — Греция» и запущен осенью 2021 года. В этом году с историей России познакомятся более 150 студентов из этой страны.
В предыдущие два года обучающиеся познакомились с историей становления Древнерусского государства, связи Византии и России, роли Российской империи в появлении новогреческого государства. Продолжение программы дает представление о международных отношениях России XX века и СССР (СПбГУ проводит в Греции третий цикл лекций по истории России).
Договор на проведение тестирования по русскому языку как иностранному между СПбГУ и Русским культурно-образовательным центром «Феникс»
Между СПбГУ и Русским культурно-образовательным центром «Феникс» (Итальянская Республика) заключен договор на проведение тестирования по русскому языку как иностранному. Ознакомиться с текстом можно на портале СПбГУ в подразделе «Реестр международных соглашений» раздела «Международная деятельность».
Договор на проведение тестирования по русскому языку как иностранному между СПбГУ и Цзянсу компанией высоких технологий в сфере образования IU, ООО
Между СПбГУ и Цзянсу компанией высоких технологий в сфере образования IU, ООО (Китайская Народная Республика) подписан договор на проведение тестирования по русскому языку как иностранному. Ознакомиться с текстом можно на портале СПбГУ в подразделе «Реестр международных соглашений» раздела «Международная деятельность».
Соглашение о сотрудничестве между СПбГУ и Университетом искусств и гуманитарных наук Бамако
Между СПбГУ и Университетом искусств и гуманитарных наук Бамако (Республика Мали) подписано соглашение о сотрудничестве. Ознакомиться с текстом можно на портале СПбГУ в подразделе «Реестр международных соглашений» раздела «Международная деятельность».
Менторская программа СПбГУ
Менторство — это программа для поддержки мотивированных студентов и молодых выпускников в процессе построения карьеры. Под руководством ментора участники программы составят индивидуальный карьерный план и смогут освоить новые навыки. Менторы проекта — выпускники Университета и эксперты крупнейших российских компаний.
Как рассказала заместитель начальника Управления по работе с выпускниками Мария Сергеевна Единова, участие в менторской программе могут принять студенты третьего и четвертого курсов бакалавриата или магистратуры и выпускники СПбГУ, начинающие свой карьерный путь. Менти (студент или недавний выпускник СПбГУ) проведет три встречи или более с опытным наставником и будет поддерживать с ним контакт на протяжении двух месяцев. По результатам работы с ментором менти подготовят карьерный план и получат возможность представить его на заключительной встрече.
Недавно запущена менторская программа СПбГУ и компании Nexign: партнерский трек. Программа создана для поддержки мотивированных студентов в процессе построения карьеры в IT-отрасли. Под руководством ментора из Nexign участники программы составят индивидуальный карьерный план и смогут освоить новые навыки.
Менторы проекта — Senior-разработчики, тестировщики, аналитики и тимлиды одной из крупнейших IT-компаний России. Кроме того, участники проекта получат доступ к образовательным материалам от СПбГУ и Nexign для совершенствования soft- и hard-skills. Программа этого года заканчивается, 15 декабря состоится защита карьерных планов, подведение итогов в СПбГУ (Менторская программа СПбГУ и Nexign: партнерский трек).
Студенты старших курсов бакалавриата и магистранты, обучающиеся по образовательным программам в области физико-математических, компьютерных, информационных наук или экономики, а также выпускники СПбГУ, желающие стать участниками этой программы, смогут это сделать в 2024 году (регистрация на новый поток начнется в конце января).
Об ответственности лиц, распространяющих материалы иностранных агентов без маркировки
Первый проректор Елена Григорьевна Чернова обратила внимание участников совещания, что вскоре, в соответствии с действующим законодательством, к лицам, распространяющим материалы иностранных агентов без маркировки (за публикацию в средствах массовой информации материалов иностранных агентов без указания их статуса), начнут применять штрафы до 500 тысяч рублей, как сообщил замминистра юстиции Олег Свириденко. Вначале будут предупреждать, а затем, если СМИ не отреагирует, штрафовать.
Учения по антитеррористической защищенности объектов СПбГУ
22 ноября на территории Петергофского учебно-научного комплекса проведены учения по отработке практических навыков и согласованных действий в случае возникновения признаков террористической опасности. Мероприятия были организованы в рамках реализации плана тактико-специальных тренировок и тактико-специальных учений территориальных органов Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на 2023 год. Тренировка проходила в соответствии с рекомендациями комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга об усилении мер комплексной безопасности образовательных организаций.
В ходе учений отработаны совместные действия представителей правоохранительных органов и работников СПбГУ при проникновении условного нарушителя на объект Университета, обнаружении взрывного устройства и захвате заложников.
Конкурс на создание эскиза почтовой марки к 300-летию СПбГУ
До 30 ноября продолжается открытое онлайн-голосование за приз зрительских симпатий во всероссийском студенческом конкурсе на создание эскиза авторской почтовой марки к 300-летию Санкт-Петербургского университета.
С февраля по октябрь 2023 года Санкт-Петербургский университет и АО «Марка» проводили творческий конкурс среди учащихся художественных образовательных организаций на создание государственного знака почтовой оплаты, посвященного истории первого университета России. За это время было получено более 100 заявок от молодых художников и дизайнеров со всей страны.
Победителю конкурса, которого выберет экспертное жюри, будет вручена премия, а на основе его произведения будет выпущена новая почтовая марка к 300-летию СПбГУ. Презентация и торжественная церемония гашения пройдут в феврале 2024 года.
Посмотреть конкурсные работы и поддержать своим голосом начинающих авторов в жанре почтовой миниатюры можно здесь.
О культурных событиях СПбГУ в декабре
Начальник Главного управления по экспозиционно-музейной, библиотечной и издательской деятельности Елена Викторовна Лебёдкина представила дайджест культурных событий Университета в декабре.
Открытие выставки «Генеалогия Красной Шапочки»
1 декабря в Музее В. В. Набокова СПбГУ открывается выставка «Генеалогия Красной Шапочки» — продолжение уже знакомого посетителям музея проекта 2021 года «ЗаБРОШенные».
Презентация издания СПбГУ «Дом Набокова»
2 декабря в рамках деятельности Издательства СПбГУ на международной ярмарке интеллектуальной литературы NON/FICTIO№ 25 будет проведена презентация издания СПбГУ «Дом Набокова». Это не просто история отдельного здания, это история района Морских улиц, Адмиралтейской части, старого города. В презентации расскажут о том, кто владел особняком на Большой Морской, 47 до семьи Набоковых, как менялся облик здания и какие черты родного дома писателя мы можем найти в произведениях Владимира Набокова.
Онлайн-выставка «М. И. Артамонов — "Честность и смелость": к 125-летию со дня рождения»
5 декабря в Музее истории СПбГУ начнет работу онлайн-выставка «М. И. Артамонов — "Честность и смелость": к 125-летию со дня рождения». Выпускник и профессор, и. о. ректора ЛГУ в 1950 году, директор Эрмитажа Михаил Илларионович Артамонов вел исследование памятников бронзового и железного веков на Дону, Северном Кавказе, Украине; разрабатывал проблемы истории скифов, хазар и ранних славян; создал первый в мире системный обзор истории Хазарского каганата по археологическим и письменным источникам, положив начало советскому хазароведению; руководил Волго-Донской экспедицией (1949–1951), возглавляя кафедру археологии ЛГУ; способствовал формированию «ленинградской» школы археологии.
Онлайн-выставка коллекции минералов профессора Э. К. Гофмана
7 декабря в рамках деятельности Минералогического музея СПбГУ откроется онлайн-выставка коллекции минералов профессора Эрнста Карловича Гофмана, который в 1845–1863 годах заведовал кафедрой минералогии и геогнозии Императорского Санкт-Петербургского университета.
Открытая лекция и презентация монографии «Сигнальный путь Notch в сердечно-сосудистой системе»
8 декабря в Издательстве СПбГУ состоится открытая лекция и презентация монографии А. С. Костиной, А. Б. Малашичевой и К. И. Перепелиной «Сигнальный путь Notch в сердечно-сосудистой системе». Издание содержит результаты исследований авторов и будет интересно специалистам, занимающимся вопросами трансляционной медицины, клеточной биологии, патологиями сердечно-сосудистой системы.
Интерактивная лекция «Российские динозавры»
8 декабря в рамках деятельности Палеонтологического музея СПбГУ в социально-реабилитационном отделении для инвалидов трудоспособного возраста СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района» пройдет научно-популярная интерактивная лекция «Российские динозавры».
Книжная выставка «Коллекция и ее дарители»
11 декабря в Научной библиотеке имени М. Горького СПбГУ откроется цикл выставок «К юбилею книжного собрания Научной библиотеки СПбГУ». Начинает юбилейную программу выставка «Коллекция и ее дарители».
Выставка «Федор Тютчев: поэт всесилен, как стихия»
12 декабря в Научной библиотеке имени М. Горького СПбГУ начнет работу выставка «Федор Тютчев: поэт всесилен, как стихия».
Конкурс детского рисунка «Я и мой древний питомец»
15 декабря в Палеонтологическом музее СПбГУ стартует конкурс детского рисунка «Я и мой древний питомец».
Онлайн-выставка «В Заполярье вырос город. К 120-летию со дня рождения К. М. Кошица»
15 декабря в Петрографическом музее СПбГУ откроется онлайн-выставка «В Заполярье вырос город. К 120-летию со дня рождения К. М. Кошица», посвященная жизни и деятельности советского геолога Константина Михайловича Кошица — выпускника и преподавателя ЛГУ, первооткрывателя Ковдорского железорудного месторождения.
Открытая лекция «Вместо романа. Эссеистика Хорхе Луиса Борхеса»
20 декабря в Музее В. В. Набокова СПбГУ состоится открытая лекция «Вместо романа. Эссеистика Хорхе Луиса Борхеса», которую прочитают переводчик, филолог-испанист, выпускник СПбГУ Борис Вадимович Ковалев и переводчик ИРЛИ РАН Кирилл Сергеевич Корконосенко.
Выставка «Художники-универсанты. К 300-летию СПбГУ»
21 декабря в Музее современных искусств имени С. П. Дягилева откроется выставка «Художники-универсанты. К 300-летию Санкт-Петербургского университета». На выставке будут представлены работы разных жанров и техник из музейного собрания СПбГУ и частных собраний 34 авторов. Среди них — Александр Бенуа, Иван Билибин, Всеволод Воинов, Георгий Верейский, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Андрей Хлобыстин, Евгения Эвенбах и другие.
Выставка «По страницам дореволюционных журналов. Как справляли Новый год и Рождество в начале XX века»
22 декабря в Научной библиотеке имени М. Горького СПбГУ начнет работу ставшая традиционной выставка «По страницам дореволюционных журналов. Как справляли Новый год и Рождество в начале XX века».
Онлайн-выставка «Владимир Александрович Фок: 125 лет со дня рождения»
22 декабря в рамках деятельности Музея истории физики и математики СПбГУ откроется онлайн-выставка «Владимир Александрович Фок: 125 лет со дня рождения», посвященная известному физику-теоретику, профессору ЛГУ.
Выставка «Прапамять» в Музее В. В. Набокова
22 декабря в Музее В. В. Набокова СПбГУ начнет работу организованная совместно с Музеем современных искусств СПбГУ имени С. П. Дягилева выставка «Прапамять». Экспозиция выставки отсылает к традиции семьи Набоковых наряжать новогоднюю елку в помещении столовой.
Открытие выставки «Рождество у Набокова»
23 декабря в Музее В. В. Набокова СПбГУ откроется выставка «Рождество у Набокова», где петербургский художник Мария Гадалова создаст в малой столовой дома В. В. Набокова атмосферу Рождества времен детства писателя.
Онлайн-выставка «Награды Д. И. Менделеева» (продолжение)
27 декабря в рамках деятельности Музея-архива Д. И. Менделеева СПбГУ начнет работу онлайн-выставка «Награды Д. И. Менделеева» (продолжение).