Перезагрузка: Теология в СПбГУ: прошлое и настоящее
Биографии многих выдающихся универсантов раскрывают гармонию веры и разума в их жизни и профессиональной деятельности. Но за долгий период атеистической пропаганды в советские годы одна из сторон мировоззрения стала прятаться от внешнего взгляда, ушла в личную жизнь. Религиозную традицию было принято скрывать за стенами квартир. И только лет 15–20 назад началось восстановление и взаимопроникновение науки и религии.
Известно, что академики Михаил Васильевич Ломоносов, Павел Константинович Коковцов, Игнатий Юлианович Крачковский, Измаил Иванович Срезневский, Борис Александрович Тураев, Алексей Александрович Шахматов, Алексей Алексеевич Ухтомский, профессора Эрвин Давидович Гримм, Иван Михайлович Гревс, Петр Иванович Лебедев, Николай Онуфриевич Лосский, Никита Александрович Мещерский, Юрий Петрович Новицкий и многие другие были людьми верующими, и вера в Бога не мешала им исследовать Его творения, изучать природу, социальные процессы, языки, культуры народов, различные стороны жизни человека и общества. Наука и религия благополучно сосуществовали, шли рука об руку.
Научно‑богословский центр междисциплинарных исследований
Домовый храм Святых апостолов Петра и Павла в здании Двенадцати коллегий был торжественно освящен в престольный праздник 29 июня (12 июля) 1837 года. С тех пор Петропавловская университетская церковь стала одним из духовных центров Санкт‑Петербурга, объединяющим многих православных ученых и деятелей культуры, посвятивших свою жизнь благу и процветанию Отечества. Прихожанами университетской церкви были известные ученые Андрей Николаевич Бекетов, Дмитрий Иванович Менделеев, Измаил Иванович Срезневский, Сергей Павлович Глазенап, Лев Платонович Карсавин, Борис Александрович Тураев и другие. В университетской церкви был крещен Александр Блок, здесь же состоялось его обручение с Любовью Менделеевой (дочерью известного химика).
В феврале 1990 года Университет посетил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (впоследствии — Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Группа верующих обратилась к ректору Университета с просьбой о возрождении университетского храма. В 1996 году группа универсантов обратилась к отцу Кириллу Копейкину (тогда студенту Духовной академии) с проблемой: есть община, но нет священника. Молодого священника пригласили на приходское собрание. Так началось послушание настоятелем храма Святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ. В университетской церкви стали совершаться регулярные богослужения.
В октябре 2009 года в СПбГУ был открыт Научно‑богословский центр междисциплинарных исследований — в рамках учебно‑научного музыкального центра в освободившихся помещениях Университета на 9‑й линии В. О., д. 2/11, которые раньше арендовал ресторан «Айвенго». Обстановка была неспокойная, гости обратили внимание на корявую надпись на фасаде: Попы, вон из Университета! А ректору Николаю Михайловичу Кропачеву перед началом церемонии открытия центра начальник университетской службы безопасности доложил о «тревожном» звонке: неизвестный сообщал, что в здании якобы заложено взрывное устройство. Но сорвать праздник открытия центра провокаторам не удалось. В Университете постепенно поняли, что период воинствующего атеизма закончился.
Фактически научно‑просветительская деятельность в центре началась раньше, в 2006 году, после решения научного совета Института филологических исследований СПбГУ. Возглавил Научно‑богословский центр выпускник Университета, протоиерей Кирилл Копейкин, к тому времени не только кандидат физико‑математических наук, но и кандидат богословия. Он регулярно организовывал семинары на различные темы, посвященные диалогу науки и религии.
Например, в мае 2006 года прошел семинар «Человек и мироздание. Язык науки и язык теологии». Большая аудитория в здании по адресу: Университетская наб., д. 11 была полна. Протоиерей Кирилл Копейкин прочитал лекцию, а потом беседовал со студентами и преподавателями еще часа три, пока их не попросили освободить аудиторию для вечерников. Участники этого и других семинаров воспринимали такие дискуссии как свежее, необычное явление. Ведь эти темы еще недавно были фактически под запретом, а теперь их стали открыто обсуждать в университетских аудиториях. В советское время приход человека в церковь часто означал его уход от действительности, стремление разобраться в фундаментальных основах жизни.
Отец Кирилл Копейкин объясняет: «Было распространено мнение, что наука и религия — это противоречащие друг другу сферы человеческого бытия. Однако мы забываем о том, что современная наука возникла именно в контексте средневековой христианской традиции. Тогда естествознание главной задачей ставило исследование того, как Бог запечатлевает Себя в творении».
Средневековые теологи в Европе рассуждали примерно так: если Бог создал мир (это признавалось всеми и не обсуждалось), то Он должен был оставить «отпечатки пальцев» в мироздании. И значит, изучая творение, человек может узнать нечто и о его Творце.
Протоиерей Кирилл Копейкин, кандидат физико‑математических наук и кандидат богословия
Уже на открытии центра протоиерей Кирилл Копейкин представил свою книгу «Лестница в небо. Пояснения к таинствам крещения и причастия». В ней рассказывается, как исторически складывались обряды православной церкви, поясняется их символика и значимость. Он продолжил свои исследования, которые отражены в его работах «Что есть реальность. Размышления над произведениями Эрвина Шрёдингера» (СПбГУ, 2014), «По следам Юнга и Паули в поисках соприкосновения физического и психического миров» (СПбГУ, 2016) и многочисленных статьях. В 2016‑2019 годы доцент К. В. Копейкин, по данным РИНЦ, входил в топ‑100 самых продуктивных российских ученых по направлению «Религия».
Задачи Научно‑богословского центра были определены так: во‑первых, исследовать духовные предпосылки возникновения современной науки, современного естествознания; во‑вторых, поддерживать взаимопонимание между верующими и неверующими, возрождение и укрепление традиционных ценностей. В самом университетском образовании есть потенциал, который способствует воспитанию культуры общения и взаимопонимания. В этом центре проходили семинары, конференции, на которых обсуждали актуальные вопросы взаимодействия религии и общества, участниками этой работы готовились и издавались книги, раскрывавшие проблему кажущегося противоречия науки и религии.
Идея участвовавших в работе центра состояла в том, чтобы показать: богословская грамотность должна стать элементом общей культуры. И должны быть общеобразовательные курсы теологии для всех студентов Университета. Каждый человек, чтобы он считался образованным, должен знать не только свою узкую, научную или профессиональную область, но и понимать контекст, в котором его профессия существует. А понимание широкого контекста неизбежно подразумевает изучение духовной традиции человечества, ядро которой содержится в теологии христианства, для России — в государствообразующей православной традиции прежде всего.
В 2007 году к 170‑летию университетского храма Святых апостолов Петра и Павла в СПбГУ состоялась научная конференция «Храм Духа в храме науки». Ученые и богословы, историки и физики, филологи и химики, священники и социологи выступили с докладами, рассказывающими о непростой истории храма, о том, как складывались взаимоотношения науки и религии в Университете на протяжении почти двух веков (Сотрудничество науки и богословия). В Петровском зале отец Кирилл провел круглый стол «Как мы дошли до жизни такой», на котором собрал 14 выпускников Университета (девять физиков, филолога, историка, биолога, математика, психолога), ставших священниками (Университет за окнами храма). Каждый из них рассказал о своем пути к вере и о том, какое место в его жизни занимают наука и религия.
На общественных началах в центре работала виртуальная лаборатория «Вавилонское столпотворение и Пятидесятница». Она занималась публикацией и творческим развитием научного наследия таких выдающихся отечественных лингвистов, как протоиерей Герасим Петрович Павский, Константин Сергеевич Аксаков, Николай Петрович Некрасов, работавших в «гумбольдтовской парадигме», с точки зрения которой многочисленные языки при всем их внешнем разнообразии в сущности своей представляют собой варианты реализации одного инварианта — единого Языка человеческого, разделившегося после вавилонского столпотворения на множество на‑речи‑й.
Виртуальная лаборатория «Физика и теология» занималась изучением христианских корней и эсхатологических перспектив современной науки. С точки зрения христианской традиции возможность постижения тварного мира обусловлена особым местом человека в мироздании. Сегодня намечаются контуры новой научной парадигмы, отвечающей по своим интегративным масштабам целостному мировоззрению человека третьего тысячелетия, позволяющей преодолеть разрыв гуманитарного, естественнонаучного и богословского знания.
Для студентов‑физиков в нулевые годы читался курс «Философия науки sub specie theologiaе». В курсе представлена история формирования научного метода от античности до настоящего времени. Содержание философии науки излагалось в тесной взаимосвязи с историей европейской богословской мысли.
Весной 2010 года была проведена конференция «Взгляд на проблему происхождения человека в контексте современной науки и с точки зрения библейской традиции». Этот вопрос — один из самых острых и актуальных сегодня. Одни считают, что человек был создан по образу и подобию Бога, а другие — что человек произошел от обезьяны. Могут ли эти две кардинально противоположные точки зрения быть как‑то сопоставлены между собой? И если да, то как? Пригласили исследователей из разных научных центров — как церковных, так и светских. И универсанты, и гости видели: никакого мракобесия, священники не воюют с эволюционистами, ученые не громят церковников. В Университете открыто обсуждаются острые вопросы, которые волнуют многих исследователей.
В июне 2016 года протоиерей Кирилл Копейкин выступил на заседании Ученого совета с научным докладом «Теологический дискурс исследования сознания». В докладе отмечалось, что объективный подход к исследованиям природы, присущий науке, выводит за пределы научной картины мира человеческую личность и сознание. Внутренняя психическая реальность принципиально отлична от внешней, и без ее учета картина мира принципиально неполна. Вопрос, что такое сознание и как оно связано с деятельностью мозга, до сих пор остается неясным. Докладчик предложил: на помощь может прийти теология. По его мнению, изучая процесс математического творчества (по аналогии с действиями Творца), можно продвинуться и в понимании природы сознания (Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 27.06.2016).
В семинарах Научно‑богословского центра принимали участие и выступали с докладами заведующая кафедрой философии религии и религиоведения профессор Марианна Михайловна Шахнович; заведующий кафедрой кристаллографии, профессор (ныне академик РАН), диакон Сергей Владимирович Кривовичев; заместитель заведующего кафедрой общего языкознания профессор (ныне академик РАО) Татьяна Владимировна Черниговская; профессор кафедры философии религии и религиоведения Сергей Львович Фирсов; профессор кафедры истории русской литературы Петр Евгеньевич Бухаркин; директор Музея‑архива Д. И. Менделеева Игорь Сергеевич Дмитриев; ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа Вероника Константиновна Афанасьева; профессор кафедры этнокультурологии Института народов севера РГПУ имени А. И. Герцена Татьяна Диомидовна Булгакова; заведующий лабораторией теоретической физики имени А. А. Фридмана РГПУ имени А. И. Герцена профессор Андрей Анатольевич Гриб; профессор Санкт‑Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования Марина Владимировна Захарченко; доцент Восточно‑Европейского института психоанализа Оксана Владимировна Лаврова; ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея Ирина Александровна Шалина; старший научный сотрудник Ботанического института имени В. Л. Комарова РАН Алексей Асафьевич Оскольский; директор Российского центра исследований Туринской плащаницы Александр Васильевич Беляков; ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт‑Петербурга Михаил Витальевич Шкаровский. Работа центра продолжалась более десяти лет, он заложил основы научно‑богословского диалога в Университете, сыграл важную научно‑просветительскую роль в жизни университетского сообщества. В ноябре 2023 года приказом ректора Санкт‑Петербургского государственного университета центр был воссоздан на базе Института теологии СПбГУ.
Кафедра еврейской культуры
Санкт‑Петербург занимает уникальное положение в области еврейских исследований не только в России, но и в мире. На территории столицы Российской империи проживало к началу XX века около шести миллионов евреев — примерно столько же, столько в современном Израиле. Поэтому в Петербурге еще в XIX веке возникают самые ранние в России еврейские общественные, образовательные, благотворительные организации, именно здесь зарождается российская академическая иудаика.
В библиотеках и архивах Санкт‑Петербурга сосредоточены самые крупные в мире коллекции еврейских рукописей.
В 1995 году по инициативе SNTS (Общества новозаветных исследований) была создана библейская библиотека филологического факультета СПбГУ. В фонде уникального книжного собрания около 20 тысяч книг, оно стало первой в Восточной Европе специализированной библиотекой по библейской филологии и теологии. Это главным образом научные издания и словари, все они связаны с Библией. В библиотеке есть редкие книги XVIII и начала XIX века. Но наиболее ценна она значительным собранием новейших исследований. Такого обилия литературы последних лет, посвященной Библии, ее толкованию и истории интерпретации, нет ни в одной библиотеке России.
В 2000 году на базе библейской библиотеки было организовано преподавание древних языков и чтение лекций по библеистике. Еще через два года появилась специальность «Библейская филология», а в 2003 году на филологическом факультете была сформирована новая кафедра библеистики, ее заведующим был назначен профессор Анатолий Алексеевич Алексеев. Первое время она была частью кафедры классической филологии, а затем обрела самостоятельность. Главным здесь считают изучение языков и чтение библейских текстов. Особое внимание уделяют древнееврейскому и древнегреческому языкам.
Параллельно в рамках договора между СПбГУ и Еврейским университетом в Иерусалиме при философском факультете Университета в 2000 году был создан Международный научно‑образовательный центр библеистики и иудаики. Тогда же началось обучение студентов‑философов по специальности «Культурология Востока» (специализация — иудаика).
В феврале 2011 года члены Ученого совета СПбГУ проголосовали за создание кафедры еврейской культуры. Было отмечено: «Создаваемая кафедра еврейской культуры будет способствовать совершенствованию и координации научно-исследовательской и учебной работы, обеспечению квалифицированной подготовки студентов» (Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 28.02.2011). 5 марта 2011 года приказом ректора СПбГУ была создана кафедра еврейской культуры СПбГУ. Ее заведующим стал профессор Игорь Романович Тантлевский.
Диапазон изучения еврейской цивилизации огромен: более чем трехтысячелетняя история и культура евреев в важнейших ареалах их проживания, религия, философия, литература, языки. И все это — в тесной взаимосвязи с историей и культурой других народов. СПбГУ издает международные рецензируемые журналы Judaica Petropolitana и The Jewish Speech, в которых публикуются статьи на русском, иврите и английском.
За пять лет (с 2017 года) эксперты кафедры еврейской культуры СПбГУ выпустили 159 совместных публикаций с коллегами из 26 научных центров и университетов Израиля. При этом средний показатель цитируемости некоторых статей значительно превышает общемировой.
Кафедра готовит специалистов по еврейской истории, культуре, религии, философии и другим областям академической иудаики. Образовательные программы, в реализации которых принимают участие преподаватели кафедры еврейской культуры, имеют международный характер. Партнерами СПбГУ являются Еврейский университет в Иерусалиме и другие научные и образовательные организации Израиля.
В феврале 2023 года кафедра еврейской культуры была включена в состав Института теологии СПбГУ.
В мае 2023 года состоялась встреча ректора СПбГУ, члена‑корреспондента РАН Н. М. Кропачева с главным раввином Санкт‑Петербурга Менахемом‑Мендлом Певзнером и председателем Еврейской религиозной общины Санкт‑Петербурга, главой Совета председателей еврейских общин Марком Грубаргом. Участники встречи рассмотрели перспективы сотрудничества в сфере науки, образования и культуры. Во встрече приняли участие директор Института теологии профессор Д. В. Шмонин и заведующий кафедрой еврейской культуры И. Р. Тантлевский.
Было отмечено: абитуриентам, заинтересованным в изучении иудаики, СПбГУ предлагает широкий спектр образовательных программ в этой области. Так, поступающие могут выбрать бакалаврскую или магистерскую программу «Еврейская культура», совет которой возглавляет Генеральный консул Государства Израиль в Санкт‑Петербурге Ури Резник. В 2023 году стартовал прием на программу магистратуры «Иудейская теология», одноименная бакалаврская программа уже создана и подготовлена к началу реализации в 2024 году.
Кроме того, в программах аспирантуры «Теоретическая теология», «Историческая теология» и «Практическая теология» иудаизм представлен как одно из четырех возможных исследовательских направлений. А с 2018 года в СПбГУ реализуется программа аспирантуры «Иудейские классические религиозные памятники», ставшая первой аспирантской программой такого рода в государственных вузах России.
Также было отмечено, что в СПбГУ представлена дополнительная образовательная программа «Повышение квалификации преподавателей иврита для работы по модели "Перевернутое обучение"», а в этом году планируется запустить программу «Современный иврит» для студентов всех направлений обучения, которые желают изучать этот язык.
Дипломированные специалисты в сфере теологии — выпускники Университета сегодня весьма востребованы. Но не только выпускники. Масштаб и влияние теологии гораздо шире.
Вот еще одна «ласточка»: в 2019 году в Университете был создан студенческий клуб еврейской культуры, на встречи которого приглашают обучающихся всех направлений. Этот проект будет способствовать увеличению количества студентов, заинтересованных в изучении не только иврита, но и Израиля — его культуры, истории, положения в международной политике.
Центр исламских исследований
В январе 2020 года по инициативе ректора СПбГУ, члена‑корреспондента РАН Н. М. Кропачева был создан Центр исламских исследований СПбГУ. Новое подразделение возглавил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Ваисович Мухетдинов, занимающий должность профессора кафедры арабской филологии СПбГУ.
Основной целью нового центра стало формирование единого исследовательского пространства, в котором светское знание об исламе развивается с опорой на непосредственно исламскую теологию. Работа в этом направлении велась в СПбГУ и раньше: в 2015 году была открыта образовательная программа для бакалавров «Исламоведение», Университет активно участвует в реализации программы подготовки магистров с углубленными знаниями истории и культуры ислама, десятки выпускников Университета трудоустроены как в центральном аппарате Духовного управления мусульман РФ, так и в региональных представительствах (Мусульманский Петербург 2.0. Как выпускники СПбГУ формируют новый взгляд на исламскую мысль). В Университете развиваются отношения с иранскими и турецкими научными и академическими учреждениями, активно работают Исследовательский центр Исламской Республики Иран (Материалы ректорского совещания от 16.12.2019), Центр исследований современной Турции и российско‑турецких отношений.
Работа Центра исламских исследований ведется в двух основных направлениях: научном и образовательном. Приоритетная задача центра — развитие различных аспектов светского знания об исламе в едином проблемном, коммуникативном и институциональном поле, что могло бы позволить сформировать общее пространство взаимодействия светских и исламских институтов: научных, религиозных, культурно‑просветительских, общественных и медийно‑информационных. В числе исследовательских направлений деятельности Центра исламских исследований СПбГУ: школа коранического гуманизма, школа исламского модернизма и неомодернизма, школа коранической рукописи и школа изучения традиций пророка Мухаммеда.
В октябре 2020 года в диссертационном совете СПбГУ под председательством академика РАН Михаила Борисовича Пиотровского состоялась первая в истории России защита докторской диссертации по исследовательскому направлению «Исламская теология».
Диссертацию «Исламское обновленческое движение конца XX — начала XXI века: идеи и перспективы» успешно защитил руководитель Центра исламских исследований СПбГУ Дамир Мухетдинов. Члены диссертационного совета единогласно проголосовали за присуждение соискателю степени доктора теологии. Это была первая в России докторская диссертация по исламской теологии, защита которой проходила в стенах светского вуза. Подготовка и защита диссертаций по исламской теологии, а также сдача кандидатских экзаменов продолжается в стенах Санкт‑Петербургского университета.
В 2021 году Центр исламских исследований совместно с Духовным управлением мусульман РФ организовал обучение по дополнительным образовательным программам для сотрудников Духовного управления мусульман России и педагогических работников религиозных образовательных учреждений. Всего было реализовано шесть программ в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и онлайн. Обучение прошли более ста человек. Тематика разная — от правового обеспечения деятельности религиозных организаций до богословского дискурса в контексте глобализации. Особое внимание уделили междисциплинарности, которая сегодня не только крайне актуальна для светского образования, но и выходит на первый план в религиозных дисциплинах.
Ученые центра ведут работу над подготовкой и изданием книжных серий «Возрождение и обновление» (в нее войдут переводы крупнейших исламских мыслителей XIX‑XX веков) и «Ислам в России: возрождение и переосмысление» (здесь соберут и систематизируют наследие предшественников — Хусаина Фаизханова, Ризы Фахретдина, Мусы Бигиева).
В 2022 году Центр исламских исследований СПбГУ принял активное участие во всероссийском праздновании 1100‑летия принятия ислама народами Волжской Булгарии, организационный комитет которого возглавил вице‑премьер РФ Марат Хуснуллин.
2023 год ознаменовался 200-летием со дня рождения теолога, историка и преподавателя восточного факультета Петербургского Императорского университета Хусаина Фаизханова (1823‑1866). На восточном факультете он преподавал татарский, турецкий, арабский языки и каллиграфию. Одним из главных достижений Фаизханова является расшифровка булгарских письмен.
Второе издание первого в мире печатного Корана, хранящееся в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ, стало предметом изучения ученых Центра исламских исследований Университета. Труд Machumetis Saracenorum principis, eiusque successorum vitae, doctrina, ac ipse Alcoran («Жизнь и учение Мухаммеда, правителя сарацин, и его последователей, а также сам Коран») был напечатан на латыни в 1550 году. Первое издание было выпущено в 1543 году. В его основу лег первый перевод Корана на латинский язык Lex Mahumet pseudoprophete, выполненный в испанском городе Толедо около 1143 года по просьбе аббата Петра Достопочтенного священником Робертом Кеттонским. Именно перевод Кеттонского, а не оригинальный арабский текст, использовался для перевода Корана на европейские языки вплоть до XVIII века. Это в свою очередь в значительной степени повлияло на традиции перевода главной книги мусульман на современные европейские языки, в том числе русский. Поэтому так важно его исследование, которое стало частью масштабного проекта «Коран России».
Ученые Университета активно участвуют в мероприятиях, нацеленных на развитие различных исследовательских направлений. С 30 октября по 1 ноября 2023 года в Болгарской исламской академии (г. Болгар, республика Татарстан) состоялась третья международная научно‑практическая конференция «Исламская теология в современной системе образования: проблемы и перспективы». В работе форума приняли участие ученые и представители академического сообщества из городов России, Азербайджана, Малайзии, Марокко, Катара, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. На пленарном заседании конференции директор Института теологии СПбГУ профессор Д. В. Шмонин в формате видеосвязи выступил с докладом «О теологии в университете и конфессиональном вузе и о специфике труда богослова».
В рамках круглого стола «Востребованность теологии как научного и образовательного направления в развитии общества» представили свои доклады старший преподаватель Института теологии СПбГУ иеромонах Тихон (Глеб Сергеевич Васильев) на тему «Взаимодействие православия и ислама в Северо‑Западном регионе в области веры и образования» и аспирант Института теологии СПбГУ священник Вадим Петров на тему «Восприятие исламской и православной религиозных культур в системе образования современной России».
Институт теологии
Попытки создать теологический, богословский факультет в Санкт‑Петербургском университете предпринимались не раз. В 1724 году при основании первого университета России в проекте Положения об учреждении Академии наук и художеств было написано: «Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицине, философии /.../ младых людей обучают». Но эта идея о теологическом факультете не была осуществлена, в XVIII веке богословие, по ряду вполне понятных причин, не входило в круг профессиональных университетских дисциплин, хотя православная вера, православная культура пронизывали всю жизнь учебных заведений Академии наук: академического Университета, гимназии, учительской семинарии и Педагогического института, возникшего уже в начале XIX столетия.
Преподавание богословия началось в стенах Главного педагогического института (так назывался Университет до своего официального воссоздания в 1819 году). В 1816 году кафедра богословия появилась в числе 21 кафедры. Профессором‑законоучителем был протоиерей Симеон Платонов, священник Владимирской церкви. Затем в 1819‑1827 годы профессором кафедры богословия в Императорском Санкт‑Петербургском университете был протоиерей Герасим Павский, священник Казанского собора, основоположник русской гебраистики, один из переводчиков Библии на русский язык, впоследствии удостоенный звания академика Императорской Академии наук. В сложные периоды развития университетского образования в Санкт‑Петербурге профессора богословия играли важную роль в духовной жизни универсантов. Лишь после первой русской революции кафедру богословия должны были упразднить согласно уставу императорских российских университетов 1906 года (формально это считалось следствием провозглашения свободы совести в императорском манифесте от 17 октября 1905 года). Но преподавание богословия в Императорском Санкт‑Петербургском университете продолжалось, хоть и факультативно. Закрыта кафедра богословия была в 1918 году — после издания декрета Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Период воинствующего атеизма советского времени постепенно завершился к концу 80‑х годов ХХ века. В 1988 году на государственном уровне прошло празднование 1000‑летия крещения Руси.
В постсоветской России в 1990‑е годы появились два варианта изучения религиозных традиций — преподавание религиоведения как предметной области или теологии, чтобы дать возможность верующим людям изучать наследие своей религии, находясь в светском образовательном пространстве. Различие в том, что теология конфессионально окрашена, следовательно, теолог должен принадлежать определенной религиозной традиции. Тогда был сделан первый шаг в религиоведческом направлении, когда на смену прежней кафедре атеизма на философском факультете пришла кафедра философии религии и религиоведения.
Делались шаги и во втором, теологическом направлении. В марте 2012 года протоиерей Кирилл Копейкин, директор Научно‑богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ, пришел на прием к ректору и предложил рассмотреть вопрос о возможности создания в структуре СПбГУ межконфессионального теологического факультета. По его мнению, студенты‑богословы учились бы вместе, осваивая (преимущественно на первых курсах) комплекс гуманитарных и богословских дисциплин. Потом, на старших курсах они бы могли выстраивать свои собственные образовательные траектории в рамках конфессиональных образовательных богословских программ: православия, католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма, буддизма (вопрос 2). Если священнослужители и теологи разных конфессий будут вместе обучаться в университетской среде, то они будут формироваться в атмосфере взаимного уважения и терпимости. Совместная (со студенческой скамьи) жизнь в общем поле культуры позволит обрести новое качество взаимодействия служителей традиционных религий.
Предложение отца Кирилла поддержал ученый совет факультета искусств. На заседании 29 марта 2012 года было предложено рассмотреть в установленном в Университете порядке вопрос об открытии в СПбГУ основной образовательной программы по направлению «Теология» и вопрос о создании в СПбГУ теологического факультета, где изучение разных религий происходило бы в общем пространстве культуры в духе взаимного уважения и терпимости (Материалы приема граждан от 03.04.2012). Однако комиссия, изучавшая вопрос о создании теологического факультета, не поддержала предложение ученого совета факультета искусств о создании в СПбГУ факультета теологии (Материалы ректорского совещания от 06.06.2016).
К вопросу вновь вернулись в июне 2016 года. К ректору обратился заведующий кафедрой кристаллографии, профессор СПбГУ, диакон Сергей Владимирович Кривовичев. Он предложил открыть в Университете образовательную программу «Теология». В связи с этим в СПбГУ была создана комиссия по изучению вопроса. В ее состав вошли как специалисты в родственных или близких отраслях науки, так и те, кто выразил готовность участвовать в обсуждении. Это традиционный для Университета способ решения таких вопросов. Предложение было рассмотрено всесторонне, с учетом наличия в СПбГУ необходимых ресурсов, тактических и стратегических преимуществ и рисков реализации этого проекта (Материалы ректорского совещания от 06.05.2016).
Комиссия рассмотрела весь круг вопросов, связанных с созданием и реализацией образовательных программ в области теологии в светских университетах. Среди них: исторические аспекты взаимосвязи систем теологического и светского образования, вопросы взаимосвязи и противоречий в образовательных стандартах по направлениям «Теология» и «Религиоведение», вопросы востребованности таких образовательных программ в современном обществе. В случае создания в СПбГУ образовательной программы по направлению «Теология» комиссия считала целесообразным рассмотреть вопрос об интеграции теологии, традиционной для религиозных организаций, в систему преподавания гуманитарных и социальных дисциплин высшего светского образования в СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 14.11.2016).
Важную роль в изменении ситуации в Университете сыграло и участие СПбГУ в общероссийских процессах развития теологии и теологического образования. В 2018 году была учреждена Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) — добровольное объединение вузов, создаваемое в целях объединения научно‑организационной, научно‑методической и экспертной деятельности российских вузов в сфере теологии. Одним из учредителей ассоциации был ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. Следует заметить, что без активной личной позиции ректора одного из двух главных университетов России и без помощи юристов Санкт‑Петербургского университета процесс создания ассоциации не пошел бы так уверенно и быстро.
Добившись партнерства МГУ имени М. В. Ломоносова в создании ассоциации, СПбГУ тем самым обеспечил наиболее высокий уровень участия ведущих вузов России в этом объединении. К числу учредителей после этого присоединилась Президентская академия РАНХиГС, позднее в состав НОТА вошли НИУ «Высшая школа экономики», а также ряд федеральных и национальных исследовательских университетов России. И если учредителями НОТА стали девять вузов, то в 2023 году в ее составе числятся уже 84 образовательные организации.
Президентом НОТА в 2018 году был избран митрополит Волоколамский Иларион — ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (с 2023 года владыка Иларион — почетный президент ассоциации). В феврале 2023 года президентом НОТА был единогласно избран ректор Московской духовной академии епископ Сергиево‑Посадский и Дмитровский Кирилл. Ректор СПбГУ, член‑корреспондент РАН Н. М. Кропачев бессменно входит в состав совета ассоциации.
В августе 2022 года в Университете был создан Институт теологии. Директором его назначен доктор философских наук, профессор Дмитрий Викторович Шмонин, главный редактор журнала «Вопросы теологии» (издается с 2019 года), председатель экспертного совета ВАК по теологии. До этого (2016‑2022) он работал проректором по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
А первая программа аспирантуры по теологии («Иудейские классические религиозные памятники») в СПбГУ реализуется с 2018 года. Она стала первой аспирантской программой такого рода в государственных вузах России.
9 октября 2022 года ректор Санкт‑Петербургского университета Николай Кропачев и митрополит Санкт‑Петербургский и Ладожский Варсонофий подписали дополнительное соглашение к договору о сотрудничестве, заключенному между СПбГУ и Санкт‑Петербургской епархией Русской православной церкви в 2020 году. Также достигнута договоренность о конкретных формах взаимодействия в деле духовно‑нравственного образования и воспитания студенческой молодежи.
Во время встречи было отмечено, что создание Института теологии в одном из двух главных университетов России открывает качественно новый этап в развитии теологии. Институт теологии СПбГУ призван стать новой площадкой научно‑методического взаимодействия преподавателей вузов, реализующих образовательные программы по теологии православия и других традиционных религий России.
Дополнительное соглашение предусматривает проведение совместных мероприятий, участие представителей епархии в работе совета образовательной программы и учебно‑методической комиссии по направлению «Теология». Представители СПбГУ в свою очередь будут включаться в работу профильных епархиальных структур, образовательных и иных организаций Санкт‑Петербургской епархии в качестве экспертов и лекторов.
«Институт теологии создавался прежде всего как учебно‑научное подразделение, поэтому наша главная задача — создание линейки образовательных программ. В СПбГУ открыты три аспирантские программы по теологии: историческая, практическая, теоретическая. В каждой из них четыре исследовательских направления: православие, ислам, иудаизм, протестантизм. Осуществляем подготовку шести аспирантов по этим специальностям теологии, представляющим разные религиозно‑конфессиональные направления, — рассказал профессор Д. В. Шмонин. — Есть также магистерская программа, пока моноконфессиональная, по иудейской теологии, поскольку Университетом накоплен большой опыт в этой сфере исследований. На ней обучается пять магистрантов. В следующем году планируем набрать абитуриентов и на православную магистерскую программу (официально направление называется «Христианская теология»), и на бакалаврскую — если будут установлены контрольные цифры приема.
За этот год подготовлены два онлайн‑курса («Традиционные религии России в переломные моменты российской истории», «Введение в теологию: история и методология»), две дополнительные образовательные программы. Кроме того, мы открываем сетевую программу по православной теологии совместно с Российским государственным гуманитарным университетом. Пятеро студентов в Москве уже проходят по ней обучение и на один из семестров приедут в СПбГУ.
При поддержке ректора СПбГУ крупные фонды РФФИ и РНФ в 2019 году включили теологию в реестр научных направлений, по которым принимались заявки на научные гранты. В 2021 году Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) опубликовал результаты конкурса «Теология в контексте междисциплинарных научных исследований». Всего на конкурс РФФИ было подано 254 заявки, из которых 58 получили поддержку. Абсолютным лидером по количеству поданных и поддержанных заявок стал СПбГУ: здесь эксперты фонда поддержали семь проектов. Среди проектов ученых СПбГУ — исследование формирования религиозных традиций русской культуры на рубеже XVIII‑XIX веков, изучение феномена жизни в естественных науках и теологии, а также православное осмысление социализма. За последние годы исследователи СПбГУ получили десять грантов по теологии.
Директор Института теологии СПбГУ Д. В. Шмонин объяснил значение и актуальность теологии в Университете: «Современная наука обеспечивает невероятную скорость прироста знания в некоторых сферах, при этом оставляя без ответа ряд вечных вопросов. Сложность науки как общественного института все время растет, как и глобальное влияние новых технологий, однако при этом проблема общего "научного мировоззрения" остается нерешенной. Потребность в описании мира как целого остается такой же острой, как и много веков назад. Гармоничное развитие систем знания и общества в целом требует анализа всей эволюции науки и других форм знания, создания новых культурных смыслов.
Современная ситуация предполагает поиск нового фундамента для всего корпуса научных исследований. Восстановить связь между наукой и религией можно таким образом, чтобы оба типа истин дополняли друг друга и не входили в идеологический конфликт. Именно в создании такого "тандема" состоит одна из ключевых задач современной университетской теологии».
Обращение к теологическому анализу сегодня вовсе не означает отказа от принципов научности. Теология не претендует на то, чтобы оказывать прямое влияние на конкретные методы науки, но она остается мощным инструментом, который позволяет отдельно взятому ученому выстроить связь между загадками мира, наследием культуры и его личностью.
Директор Института теологии СПбГУ Д. В. Шмонин
По состоянию на декабрь 2023 года в диссертационных советах СПбГУ по собственным правилам Университета защищены пять диссертаций по теологии: три кандидатских (Диссертация на соискание ученой степени кандидата теологии (А. Андреев)); Диссертация на соискание ученой степени кандидата теологии (Л. П. Павлова); Диссертация на соискание ученой степени кандидата теологии (И. В. Головина)) и две докторских, одна в 2020 году (Диссертация на соискание ученой степени доктора теологии (Д. В. Мухетдинов)), другая недавно (Диссертация на соискание ученой степени доктора теологии (В. В. Золотухин)). Представлена к защите еще одна диссертация, которая будет обсуждаться в диссовете СПбГУ в январе 2024 года.
Недавно в рамках круглого стола «Традиционные религии России в духовной парадигме национальной безопасности» в СПбГУ представители различных конфессий обсудили многовековой опыт по защите духовно‑нравственных ценностей и другие актуальные вопросы. В мероприятии приняли участие главы регионов и руководители религиозных организаций . Государство и общество заняли единую позицию в защите духовно‑нравственных идеалов, опираясь на Указ президента «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно‑нравственных ценностей». Перед лицом общей угрозы единение представителей традиционных религий становится крепче.
Теология — не просто одна из сотен образовательных программ, реализуемых в Университете. Смысл ее гораздо шире. Мировоззрение формируют философия, социология, история, политология и другие дисциплины. А теология помогает насыщать их в нужной мере традиционными ценностными ориентирами, считает профессор Д. В. Шмонин. Теология играет стержневую роль: в ней наиболее ясно и доступно сформулированы базовые ценности нашей культуры.