Перезагрузка: Спасибо, что конца урокам нет... (Академическая гимназия: прошлое и настоящее)
Успешно завершился очередной прием в Академическую гимназию имени Д. К. Фаддеева СПбГУ. С 1 сентября 212 новых гимназистов обучаются в Академической гимназии. Сейчас в гимназии 360 школьников, причем 60 % из них приехали из других регионов России.
28 января (8 февраля) 1724 года именным, «объявленным из Сената», указом император Петр I учредил в столичном Санкт-Петербурге Академию наук, Университет и Академическую гимназию. С тех пор судьба Академической гимназии прочно связана с судьбой Санкт-Петербургского университета. В ХVIII веке дело обстояло так же, как и сейчас: гимназистов и студентов учили одни и те же преподаватели, среди которых были известные ученые — Г. В. Крафт, Л. Эйлер, Г. Ф. Миллер, Т. Х. Байер и другие, а в 70—80-годах ХVIII века в штате преподавателей появляются и выпускники гимназии и Университета: М. И. Лепехин, С. К. Котельников. Эти учебные заведения возникли одновременно, их соединяли общность целей, общность достижений, общность преподавателей. И сегодня гимназия меняется, развивается и крепнет вместе с Университетом, прочно удерживая передовые позиции в российском образовании.
Для нас всегда открыта в школе дверь
Возрождение гимназии при Университете началось в 1960-е годы. В работе со школьниками появились четкие организационные формы: сеть университетских школьных кружков, развитие олимпиад школьников, создание Юношеской математической школы, Заочной математической школы, издание популярной литературы. Выдающиеся ученые-математики рассматривали работу в школе не как второсортную общественную деятельность, а как важнейшую часть становления современного ученого. А время было особенное: первый человек в космос, успехи в атомной промышленности... Стране остро требовались квалифицированные научные кадры, и школы-интернаты должны были подготовить ребят к будущей научной работе.
В начале 1963 года группа молодых энтузиастов подготовила письмо о целесообразности открытия специализированных интернатов при крупных университетах. Среди инициаторов (вместе с московскими коллегами) был и Марк Башмаков, аспирант математико-механического факультета и секретарь комсомольской организации ЛГУ. Это письмо при содействии ведущих советских математиков и физиков было напрямую передано в высшие круги власти СССР.
В результате было издано Постановление Совета министров СССР № 905 от 23 августа 1963 года «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля». В нем содержалось решение об организации школ-интернатов естественнонаучного профиля при Московском, Ленинградском, Новосибирском и Киевском университетах. Это были специализированные средние учебные заведения нового типа, призванные осуществлять подготовку школьников на более высоком, чем в обычных школах, уровне. Осенью того же года все четыре ФМШ стали функционировать в полном объеме. В том числе и ФМШ № 45 при Ленинградском университете.
Интересно, что по примеру новосибирцев по инициативе профессора А. А. Никитина (не дожидаясь общего решения) в Ленинграде было подготовлено создание своих специализированных классов и проведен прием в два таких класса. А когда в августе в Университете узнали о постановлении Совета министров, то дали телеграммы принятым школьникам отложить свой приезд в Ленинград и организовали прием ребят еще в четыре класса.
Атмосфера, в которой происходило создание интерната, была просто замечательной. Те, кто должен был принимать решения и брать на себя ответственность, полностью доверяли своим молодым ученикам. К 14 октября, то есть меньше, чем за полтора месяца, было все готово к открытию школы.
Секретарь комсомольской организации ЛГУ М. И. Башмаков
Был оперативно решен ряд сложных организационных вопросов. Ректор ЛГУ Александр Данилович Александров срочно командировал представителей Университета в города Северо-Запада для отбора одаренных школьников девятых классов. У председателя городского отдела народного образования ректор добился передачи здания для школы-интерната, выделения финансирования, утверждения штатов учителей. Здания интерната на ул. Савушкина, д. 61 (два корпуса: учебный и спальный) порекомендовала выпускница истфака, до этого там была школа-интернат № 45 Ждановского района. Здания находились недалеко от Серафимовского кладбища, что дало А. Д. Александрову повод пошутить, процитировав Пушкина: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть».
Ректор А. Д. Александров, декан математико-механического факультета Д. К. Фаддеев и секретарь комсомольской организации ЛГУ М. И. Башмаков внесли наибольший вклад в организацию и становление школы. Подбор учителей (прежде всего из аспирантов и молодых выпускников Университета) и воспитателей, приглашение первого директора школы С. Ф. Романова, создание учебного плана, построение всей учебной работы, формирование совета попечителей ФМШ в Университете, подготовка многочисленных документов по организации интернатской жизни — все это было успешно проделано за полтора месяца. Первый звонок 1963/64 учебного года в новой школе прозвенел 16 октября 1963 года, и начались занятия в шести классах ФМШ-45 при ЛГУ. Этот день празднуют как день рождения Академической гимназии.
М. И. Башмаков был председателем комитета по организации специализированной школы-интерната № 45 и первым председателем приемной комиссии. Он сам ездил по областям и республикам Северо-Запада страны для набора способных учеников в интернат, им была предложена первая программа по математике и составлен учебный план, который сильно отличался от общепринятого, но оказался весьма стабильным. По результатам конкурсных экзаменов и собеседований со школьниками девятых и десятых классов Архангельской, Вологодской, Псковской, Новгородской, Мурманской и Ленинградской областей в интернат было зачислено 183 человека.
Спецшколы при университетах были созданы для одаренных детей, для школьников с повышенными способностями к естественнонаучным дисциплинам. Как происходил их набор и отбор? Об этом рассказал Михаил Александрович Горяев, профессор кафедры физической электроники РГПУ имени А. И. Герцена (он поступил в ФМШ-45 в 1964 году, во второй год существования школы).
«В июне учительница физики сообщила мне об отборочных экзаменах в физико-математическую школу-интернат при Ленинградском университете. Это было дня за два до начала экзаменов, и я с радостью воспринял такую весть, поскольку в восьмом классе занял одно из призовых мест на Архангельской областной олимпиаде по физике. На экзамены собралось человек 50 выпускников восьмых классов со всей области. Я сдавал математику и физику. Только в середине августа сообщили, что меня приняли в школу-интернат и тридцатого надо прибыть в Ленинград...».
В первые годы большинство школьников ФМШ-45 было из провинции — победители и призеры олимпиад из регионов Северо-Запада страны: от Мурманска и Архангельска до Коми АССР и Вологодской области, включая республики Прибалтики. Это были лучшие ученики, которые привыкли быть первыми в своих школах. Их жизненная активность, психологическая готовность к лидерству сочетались с большим интересом и стремлением к знаниям.
Организаторы школы рассуждали так: собрались люди одаренные, нельзя их учить по обычным учебникам. М. А. Горяев рассказал: «С первых дней учебы и жизни в интернате проявилась потребность и была заложена основа прекрасной привычки коллективного обсуждения как нового, подчас действительно сложного для понимания материала по математике или физике, так и других актуальных вопросов внутренней жизни и окружающего мира. Естественно, способности и уровень подготовки у каждого из нас были разные, но в этих обсуждениях принимали активное участие практически все жители комнаты, и постепенно круг участников расширялся. Ленинградцы тоже стремились не только учиться, но и жить в интернате — их тоже поселяли в спальном корпусе».
Михаил Александрович помнит, как после каждой лекции одного из отцов-основателей интерната Д. К. Фаддеева (он прочел курс теории чисел в самом начале девятого класса) они жарко спорили, стараясь понять не самые простые основы математики. М. И. Башмаков в первый год занимался организационными вопросами обустройства школы, с 1964 года стал преподавать в интернате математику, а в 9в (где учился М. Горяев) стал негласным классным руководителем.
Михаил Горяев окончил школу в 1966 году с золотой медалью и поступил на физический факультет ЛГУ, хотя в конце десятого класса увлекся биологией и собирался поступать на биолого-почвенный факультет. Но в итоге он стал заниматься биофизикой и окончил физический факультет по кафедре фотоники. С первого курса учитель физики ФМШ Виктор Кириллович Кобушкин привлекал выпускников школы, своих бывших учеников, к внеклассной работе с «интеровцами». А с третьего курса Михаил и другие выпускники интерната стали учителями в ФМШ. После окончания Университета он преподавал в вузах, но считает, что работа со школьниками разительно отличается от работы со студентами: ребята из ФМШ-45 гораздо больше были заинтересованы в учебе, они с жадностью хватали знания по физике, рвались обсуждать, даже спорить с одноклассниками и с учителями, отстаивая свою точку зрения. С ними всегда было интересно. Эту атмосферу М. А. Горяев помнит и по урокам физики и математики (когда учился в школе), и по занятиям, которые потом вел сам.
Встречай, учи и снова расставайся
О той же неповторимой атмосфере школы говорит и профессор кафедры органической химии СПбГУ, почетный профессор СПбГУ, руководитель химического отделения Академической гимназии Анна Алексеевна Карцова: «Ученики и Учителя — содружество, на котором держалась и держится эта школа. Пока нужны и интересны друг другу, такой союз возможен и необходим. Ученики становятся коллегами, соавторами, друзьями. Уезжая на конференции, свой урок я могла доверить в первую очередь своим ученикам».
Специализированная школа-интернат при ЛГУ с первых дней отличалась от школ при Московском, Новосибирском или Киевском университетах: здесь были не только физико-математические, но и химико-биологические классы. В 1963 году это был один класс, а с 1964 — два: химический и биологический (и плюс четыре физико-математических).
Весной 1973 года директор НИИ химии Юрий Георгиевич Власов попросил аспирантку Анну Карцову «закрыть дырку в расписании химического класса ФМШ-45» до конца учебного года. По ее словам, она закрывает ту дырку в расписании до сих пор: оставаясь профессором СПбГУ, Анна Алексеевна продолжает преподавать химию в классах химической специализации (почти полвека) и курировать эту научную дисциплину в Академической гимназии.
Анна Алексеевна начала вести уроки в девятых и в десятых классах и ... не смогла уйти из школы. «Как же я могла их бросить? Надо ведь было девятиклассников довести до выпускного», — объясняет она. А может, тому «виной» было отношение ребят к ее урокам и к самой учительнице: доброжелательной и увлеченной своим предметом с уважительным и внимательным отношением к подопечным. Такое взаимопонимание и сотворчество было характерно как для «интеровцев» 1970-х, так и для нынешних гимназистов.
Наверное, поэтому, например, у профессора А. А. Карцовой из 23 аспирантов, защитивших свои кандидатские диссертации под ее научным руководством, практически половина — ее ученики из Академической гимназии СПбГУ. Престиж учительской профессии здесь очень высок. Выпускники ФМШ № 45 — Академической гимназии, успешно закончив обучение на химическом факультете СПбГУ, возвращаются в свою школу учителями, руководителями научно-исследовательских работ, кураторами олимпиад и других интеллектуальных конкурсов.
«Учителями они становятся еще на школьной скамье и активно борются за это право, — рассказала Анна Алексеевна. — Каким образом? Например, одиннадцатиклассники принимают зачеты по каждой итоговой теме курса органической химии у подшефного химического класса. А принимая, обязательно объясняют все непонятое и неусвоенное. Через год эту почетную миссию будут выполнять их подопечные».
В книге «Абсолютный слух» (2021) профессор А. А. Карцова вспоминает своих учеников химического отделения Академической гимназии (Дмитрия Ярошенко, Наталью Симоненко, Марину Патрунову, Ольгу Кузнецову, Антона Голышева и других), рассказывает, как сложились их судьбы после школы и Университета. Сегодня в гимназию приходят уже дети выпускников и затем, вслед за родителями, идут в Университет. Хотя конкурс в СПбГУ растет с каждым годом.
Начатый в 1963 году эксперимент вскоре дал блестящие результаты. Уверенные победы на городских олимпиадах, а позже и на всесоюзных команды интерната стали одерживать с 1965 года. «Прорыв» ФМШ № 45 был столь заметен, что с 1966 года ей было дано право выставлять отдельную, собственную команду сначала математиков, а затем и физиков на всесоюзных олимпиадах.
В командном зачете среди команд союзных республик и школ-интернатов на всесоюзной математической олимпиаде школьников в 1966 году ФМШ-45 занял четвертое место, обогнав Новосибирский и Киевский интернаты и команду Москвы. В следующие два года команда школы на всесоюзной математической олимпиаде заняла первое место. В состав команды Советского Союза на международных олимпиадах — сначала по математике, а потом и по физике — стали входить учащиеся школы-интерната № 45. И побеждать! Только в 1970 году пятеро учащихся ФМШ-45 стали победителями и призерами международных олимпиад! Такие результаты заставили внимательно присмотреться к работе подобных школ-интернатов.
В начале 1990-х появилась еще одна школа подобного профиля — СУНЦ (специализированный учебно-научный центр) при Уральском государственном университете. И школы-интернаты при университетах стали называться СУНЦ.
Пройди по тихим школьным этажам
В 1981 году школа-интернат переехала в Старый Петергоф (в здание по адресу: Собственный пр., д. 1). А 25 января 1991 года ФМШ № 45 была реорганизована в Академическую гимназию — подразделение Санкт-Петербургского государственного университета. Были открыты классы гуманитарного направления, — рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич.
Сохраняя многолетнее сотрудничество с коллективами физического, химического, математико-механического факультетов, гимназия начала тесно взаимодействовать с коллективами кафедр исторического и филологического факультетов, а затем и юридического. Занятия гуманитарных классов проводились в помещениях СПбГУ на Васильевском острове и в Кировском районе на ул. Бумажной в арендованном помещении. Наконец, в 1997 году гимназия получила постоянное здание по адресу: пер. Каховского, д. 9.
Вместе с открытием нового здания в гимназии появились общеобразовательные классы, программа которых была построена на традициях классического образования (три языка, латынь). В гимназии появились классы экспериментальных программ: классы лаборатории непрерывного математического образования (ЛНМО), математические классы юношеской математической школы (ЮМШ). На базе гимназии стала работать Северо-западная заочная математическая школа.
О том, как развивалась гимназия, рассказал Александр Бабич.
И продолжалась работа с регионами Северо-Запада?
Университет вел интенсивную работу по сотрудничеству с регионами (дополнительные программы очно-заочного обучения). В 1999–2006 годах преподаватели гимназии в каникулы регулярно выезжали на выездные сессии для одаренных школьников в региональные образовательные центры Архангельской, Мурманской, Новгородской области, Республики Карелия, Краснодарского края. Летом на базе региональных центров проходили выездные вступительные испытания. Одаренные школьники этих регионов имели возможность участвовать во вступительных испытаниях у себя в регионе, что, конечно, улучшало конкурсную ситуацию в Университете. Многие из них, поступив в гимназию, навсегда связали свою жизнь с СПбГУ.
В 1997–2004 годах учащиеся математических, естественнонаучных и гуманитарных классов летом выезжали на практику в Крым. Они участвовали в археологических раскопках в Херсонесе, Балаклаве, Керчи, слушали лекции научных сотрудников Херсонеса. Учащиеся физико-математических классов проходили практику в Крымской обсерватории. Научные сотрудники обсерватории читали гимназистам лекции и проводили практические занятия на телескопах. По итогам практики гимназисты писали доклады и выступали на конференциях.
Как развивались образовательные программы гимназии?
В 2003–2005 годах учащиеся экспериментальных программ во главе с руководителями программ, к сожалению, покинули стены гимназии по разным, в том числе организационно-финансовым причинам, продолжив свое успешное существование в других образовательных организациях. Региональное сотрудничество было свернуто, выездные сессии в регионы и выезды комиссий на вступительные экзамены прекратились. Средний балл поступающих и конкурс на поступление в гимназию резко упали. Затем был закрыт прием в юридический и гуманитарный классы, в которых велось преподавание по уникальным программам, разработанным сотрудниками СПбГУ. Северо-Западная заочная физико-математическая школа переехала в центр одаренных детей Ленинградской области. Из-за нестабильной финансовой ситуации ушли ведущие опытные преподаватели. Целый этаж детского интерната в здании в пер. Каховского, д. 9 сдавался в аренду туристической фирме для проживания туристов.
В 2008–2011 годах в гимназии появились новые уникальные программы «География и геоэкология», «Биология», которые сразу стали популярны у абитуриентов. Программы были созданы при участии сотрудников и кураторов биологического и географического факультетов. При участии сотрудников факультета ПМ-ПУ была создана новая программа «Прикладные математические и информационные технологии». Кураторы, преподаватели этих факультетов и сейчас увлеченно работают с гимназистами, проводят практики, руководят исследовательскими работами.
Но ты найди решенье непременно
Когда начался новый этап возрождения гимназии?
В 2008 году руководство Университета поставило перед гимназией задачу углубленного развития естественнонаучных дисциплин. Приоритетами вновь стали физико-математическая и химико-биологическая специализации. В 2015 году гимназии было присвоено имя Д. К. Фаддеева — математика, одного из основателей ФМШ № 45.
Сегодня гимназия располагается на двух площадках: в Василеостровском районе Петербурга (пер. Каховского, д. 9) и в Петродворцовом районе (Старый Петергоф, Собственный пр., д. 1). Биологические и географические классы — на Васильевском, химические — в Петергофе, а физико-математические — на обеих площадках из-за того, что их много. Сейчас в гимназии 18 классов в среднем по 20–22 школьника в каждом.
Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева заслуженно становится современной площадкой для реализации в СПбГУ программ основного общего и среднего общего образования. Ежегодно не менее трети гимназистов становятся победителями и призерами всероссийских и международных олимпиад, участниками турниров, конференций и иных интеллектуальных соревнований. К числу особенностей образовательного процесса, которые обусловили достижения обучающихся, следует отнести следующие:
- нацеленность Университета на формирование единой образовательной среды, которая обеспечивает взаимодействие гимназии с членами коллективов различных подразделений СПбГУ, в том числе с членами коллективов специализированных лабораторий и ресурсных образовательных центров;
- проведение занятий научно-преподавательским составом практически всех институтов и факультетов;
- включение в программы углубленных методик проведения научных исследований;
- ориентация обучающихся на проектно-исследовательскую деятельность в межпредметных областях;
- системный подход при организации внеучебной деятельности и социально-психологического сопровождения.
Но были и проблемы?
Да, наметился ряд проблем, значительно повлиявших на образовательный процесс и перспективы развития образовательных программ основного общего и среднего общего образования, главной из которых стала материальная и моральная устарелость жилого и учебного корпусов гимназии, расположенных по адресу: пер. Каховского, д. 9а. Учебное и жилое здания, построенные в 30-х и 60-х годах, ни разу не подвергались капитальному ремонту, инфраструктура зданий перестала соответствовать современным требованиям.
Второй немаловажной проблемой стало наличие платы за питание и содержание гимназистов. Достаточно внушительные материальные затраты значительно ограничили доступ одаренных детей из различных регионов России к обучению и проживанию в гимназии.
Как они решались?
В 2019 году по результатам конкурса Министерства науки и высшего образования России гимназия получила грант на поддержку развития сети специализированных учебно-научных центров. Общим замыслом развития специализированного учебно-научного центра (далее — СУНЦ) стало развитие Академической гимназии в логике создания условий для воспитания человека, способного к эффективной самореализации в эпоху высоких технологий. Оно предъявляет особые требования к состоянию материально-технической базы; развитию электронных ресурсов и информационной образовательной среды; стандартам и качеству образования; мотивации обучающихся, преподавателей и администраторов; открытости образовательного процесса; кадровой работе. Была принята Программа развития гимназии (далее — ПР) на период с 2019 по 2021 год. Эта программа стала важнейшим документом, определившим развитие гимназии.
В связи с этим приоритетными в 2020 году в ПР были определены следующие направления:
- подготовка к проведению капитального ремонта и связанный с ним переезд во временное здание по адресу: Санкт-Петербург, Собственный пр., д. 1;
- внедрение в образовательный процесс форматов, направленных на развитие технопредпринимательских навыков у школьников;
- стимулирование олимпиадного движения;
- развитие инструментов проектной и исследовательской работы;
- консолидация ресурсов и материально-технического оснащения гимназии и СПбГУ в целом для реализации целей развития гимназии;
- создание материально-технической базы для включения новых информационных систем и расширение возможностей педагогического процесса гимназии;
- внедрение современных образовательных форм организации образовательного процесса, технологий, активных форм, методов, приемов обучения;
- повышение квалификации педагогического персонала в целях соответствия образовательного процесса принятым стандартам работы с одаренными детьми.
Сложности были во время пандемии коронавируса?
Основной проблемой реализации ПР в 2020 году стал режим пандемии, связанный с распространением новой коронавирусной инфекции, повлекший значительные изменения в организации образовательного процесса СУНЦ. Так, с конца марта по 30 июля образовательный процесс проводился полностью в дистанционном формате, а с октября по декабрь — в гибридном формате с использованием средств ИКТ. Подобная практика оказала значительное влияние на мотивацию обучающихся и преподавателей, вынудила изменить формат вступительных испытаний, ввиду невозможности проведения очных предметных вступительных испытаний, а также внесла коррективы в реализацию планов по развитию на 2021 год (в том числе отмена выездных и массовых мероприятий). Распространение инфекции стало причиной принятия дополнительных мер безопасности обучающихся.
На период капитального ремонта основного здания был осуществлен переезд гимназии в здание резервного фонда СПбГУ, расположенное по адресу: Собственный пр., д. 1. В наборе на 2020/21 учебный год увеличилось количество обучающихся из других регионов: 150 человек из 50 регионов, что почти на 30 % опережает значения 2019/20 учебного года (104 человека из 35 регионов).
Слышал, что, кроме уроков, развиваются также кружки и факультативы?
В учебные планы программ среднего общего образования внедрены факультативы «Технологии визуализации» и «Вэб-дизайн». Кроме того, совместно со студенческим сообществом «Проектная мастерская» в 2020 году удалось запустить студию по созданию проектов технопредпринимательской направленности. Клуб реализует проекты в области биотехнологий, материаловедения, общей инженерии (БПЛА-авиамоделирование и робототехника), 3D-печати и моделирования, а также быстрого прототипирования. Несмотря на то, что клуб не включен в учебные планы и является элементом досуговой деятельности для обучающихся, удалось создать несколько проектных команд. Общий охват клуба на данный момент составляет 30 человек. В условиях пандемии встречи были переведены в онлайн-формат.
Занятия в «Проектной мастерской» ведут наставники из числа студентов, магистрантов и аспирантов СПбГУ с физического и биологических факультетов, Института химии, факультета ПМ-ПУ и др. Ранее почти все наставники имели опыт положительного участия в различных конкурсах стартапов, в том числе Start-up SPbU.
Задачи студии технопредпринимательства — это не только создание команд из гимназистов и доведение их проектов до MVP, но и помощь обучающимся, выполняющим академические исследования по основной профильной деятельности. В этом смысле студия технопредпринимательства позиционируется как небольшой школьный технопарк, который способен стать базой для реализации идей гимназистов в логике mind and hands.
Значительная часть работы по реализации Программы развития в 2021 году включала минимизацию воздействия от факторов, негативно влияющих на программу развития гимназии. К числу таковых следует отнести дальнейшую цифровизацию процессов обучения, с расчетом на готовность к работе в дистанционном или гибридном формате (с применением ИКТ); систематическое повышение квалификации преподавателей (в том числе научно-педагогических работников профильных факультетов, ведущих занятия в гимназии) с целью развития компетенций и навыков работы в цифровой среде; оснащение гимназии оборудованием с учетом доступа каждого обучающегося к устройствам и оборудованию, позволяющим без потери качества обучаться в различных форматах. К последнему направлению программы развития следует отнести не только закупку оборудования, но и разработку механизмов оперативного технического и методического обеспечения его использования.
Также одной из значимых траекторий развития гимназии в 2021 году следует считать дальнейшую модернизацию цикла проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Она включала дальнейшее комплектование СУНЦ оборудованием для создания технологических проектов (прототипирование, 3D-печать, робототехника, программирование). Также перед СУНЦ стояла задача интеграции деятельности с кружковым движением НТИ, в том числе обретение Академической гимназией статуса полигона и одного из ресурсных центров кружкового движения в Санкт-Петербурге. Отдельный интерес представлял запрос на создание проектных команд, в которых гимназисты могут работать над совместными проектами со своими наставниками, студентами и аспирантами. Это позволило увеличить сложность проектов, а также расширить спектр компетенций в рамках обучения.
Важно отметить проведение значимых мероприятий на базе гимназии: всероссийской научно-практической конференции «Университетская гимназия», зонального этапа турнира юных физиков, всероссийского конкурса исследовательских и практических проектов школьников «Перспектива», мероприятий НТИ-направленности (в том числе во взаимодействии с кружковым движением НТИ).
Когда уйдем со школьного двора
Что представляет собой гимназия сегодня?
СУНЦ «Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева» является одним из признанных лидеров среди образовательных организаций, работающих с высокомотивированными к образованию детьми. Особенностью образовательного процесса по программам основного общего и среднего общего образования стали: ориентация на продуктивные образовательные технологии, междисциплинарность, проектная образовательная деятельность, прочная связь образования, науки и бизнеса, рост значимости гражданской и общегуманитарной составляющих в становлении человека.
Образовательные программы основного общего и среднего общего образования, реализуемые в Санкт-Петербургском государственном университете, сформированы на основе изучения запросов и потребностей обучающихся и их родителей, с учетом кадровых и материально-технических возможностей Университета в соответствии с требованиями ФГОС. Программы разработаны с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся.
В учебные планы основного общего и среднего общего образования включены учебные предметы, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся по предметам математического и естественнонаучного цикла и формирующие личность с широким кругозором, имеющую возможность продолжить образование по различным направлениям деятельности современного человека. Значительную часть составляют курсы по выбору обучающихся, которые решают задачи профессиональной ориентации школьников, подготовки к обучению в вузе и будущей профессиональной деятельности.
Большое значение уделяется расширению возможностей ориентации обучающихся в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, формированию основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации учащимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
В обязательном порядке предусмотрена защита обучающимися индивидуального проекта, который выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов, курсов, в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной и др. При этом приоритетным направлением проектной деятельности является работа по выбранному профилю.
Сколько учеников в Академической гимназии? Сколько классов? Сколько профилей и какие?
Сегодня в гимназии 18 классов, из них образовательная деятельность основного общего образования реализуется в 8–9 классах и представлена четырьмя вариантами учебных планов образовательных программ: «Математика и физика», «Биология и химия», «Конвергенция и наукоемкие технологии», а в этом году впервые набрали восьмой географический класс.
На уровне среднего общего образования (10–11 классы) представлены шесть вариантов учебных планов образовательных программ: «Математика и физика», «Химия», «Биология», «География и геоэкология», «Конвергенция и наукоемкие технологии», «Прикладные математические и информационные технологии».
Всего реализуется девять образовательных программ, по которым обучается 360 гимназистов из более чем 60 регионов РФ. В 2023 году конкурс среди поступающих был 3–4 человека на место. Самый большой конкурс наблюдался на программах по химии. А 70 % поступивших на программу по биологии — это школьники, имеющие значительные образовательные достижения и поступившие без вступительных испытаний.
Рабочие программы дисциплин разрабатываются с учетом ресурсных возможностей СПбГУ. В учебных лабораториях, Научном парке СПбГУ и пр. школьникам предоставляется возможность знакомиться с работой и возможностями современного исследовательского оборудования и исследовательскими методиками. Гимназисты имеют доступ к цифровым электронным информационным ресурсам, а также к книжным ресурсам Научной библиотеки СПбГУ.
В результате изучения учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников формируется умение учиться в общении и сотворчестве. В образовательной практике постепенно осуществляется переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с практическими ситуациями, которые встречаются в жизни.
Занятия проводятся в разнообразных формах: одновозрастные и разновозрастные; занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные школы и пр., с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Формирование общеучебных действий происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеучебной деятельности, где определяющую роль играет общность всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогического коллектива (преподавателей, классных руководителей, воспитателей, педагогов-психологов, библиотекарей, педагогов-организаторов), администрации, кураторов специализированных программ, структур СПбГУ, родительского сообщества, социальных партнеров.
Внедрены следующие формы организации педагогической поддержки обучающихся: консультирование, индивидуальные беседы, классные часы, организация развивающих ситуаций и др. Разработана система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся, которая строится на принципах публичности поощрения, соответствии процедуры награждения укладу СПбГУ. Обучающимся и их родителям вручаются памятные знаки, благодарственные письма и др.
Внеучебная деятельность гимназистов осуществляется с использованием культурной и оздоровительной инфраструктуры Университета.
Сколько преподавателей СПбГУ ведут занятия в Академической гимназии, из каких подразделений? Сколько выпускников Академической гимназии преподают в ней?
Около 70 % учителей Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ одновременно являются университетскими преподавателями, но нередки случаи, когда ее выпускники, сохраняя преемственность, сами становятся учителями.
Дисциплины |
Выпускники Академической гимназии |
Выпускники СПбГУ / студенты / аспиранты СПбГУ |
Сотрудники СПбГУ |
Итого |
---|---|---|---|---|
Математические дисциплины |
ОП «Математические и информационные технологии» — 3 чел. |
1 чел. — ПМ-ПУ |
7 чел. — ПМ-ПУ, мат-мех. факультет |
9 чел. |
Химия |
ОП «Химия» — 3 чел. |
выпускники Института химии СПбГУ |
7 чел. — Институт химии СПбГУ |
9 чел. |
Физика |
— |
— |
3 чел. — физический факультет |
3 чел. |
Информатика |
— |
1 чел. — выпускник ПМ-ПУ, 1 чел. — аспирант мат-мех. факультета |
— |
1 чел. |
Биология |
— |
— |
5 чел. — биологический факультет |
5 чел. |
География |
— |
— |
Институт наук о Земле — 3 чел. |
3 чел. |
Каковы успехи Академической гимназии в городе — в сравнении с другими школами?
Стоит отметить, что Академическая гимназия занимает достаточно высокие позиции в рейтингах среди школ не только Петербурга, но и всей страны.
Рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников (2022 год) |
27 место |
Рейтинг школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России (2022) |
37 место |
22 место |
Каковы результаты ЕГЭ у выпускников?
По статистике за последние 3–5 лет общий средний балл по ЕГЭ составляет 80 %, также около семи выпускников гимназии каждый год сдают ЕГЭ на 100 баллов.
Сколько выпускников поступает в СПбГУ (в другие вузы) в год окончания Академической гимназии?
По статистике за последние 3–5 лет 97 % выпускников в год окончания обучения в гимназии поступают в вузы.
Много ли победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад, олимпиад СПбГУ?
Обучающиеся гимназии ежегодно принимают участие в различных перечневых олимпиадах. По статистике за последние 3–5 лет 25 % обучающихся становились призерами и победителями всероссийских и международных олимпиад, в том числе Олимпиады СПбГУ. В 2022 году бронзовую медаль седьмой Европейской географической олимпиады школьников (EGEO) завоевал учащийся десятого класса Федор Денисов, вошедший в гостевую команду. Еще более высокое достижение показала Елена Агапова (11 класс), которая в составе основной команды стала обладателем золотой медали — победителем олимпиады, а в 2021 году Елена получила серебряную медаль, успешно продемонстрировав географические знания в составе сборной России на олимпиаде в Стамбуле (Турция). В 2020 году Виктор Носов стал медалистом сразу двух международных соревнований по химии для школьников. Он выиграл золото на Международной Менделеевской олимпиаде и серебро на Международной химической олимпиаде (IChO 2020 — International Chemistry Olympiads).
Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ продолжает активно развиваться. Осенью, 16 октября, Академическая гимназия — ФМШ отметит 60 лет со дня возрождения. А 8 февраля 2024 года вместе с Университетом будет праздновать 300 лет со дня основания СПбГУ.